«Родной земле посвящается…» Региональный компонент. 6-й класс

Разделы: Литература


Цель: выполнить сравнительный анализ двух поэтических текстов

Задачи:

  • познакомить с творчеством кузбасского поэта В. Баянова;
  • учить читать стихотворное произведение;
  • учить видеть в стихотворении слова-образы, слова-символы;
  • выявить ритмическую структуру стихотворения;
  • показать любовь автора к своей малой Родине

Оборудование: портрет писателя, сборники стихотворений.

Эпиграф:

“Я знаю только наше поле
Да потемневшие стога,
Да эти белые, до боли,
Мир полонившие снега”

1. Слово учителя.

Поэзия Кузбасса сравнительно молодая, сложившаяся после Великой Отечественной войны, но ее знают в нашей стране. Такие поэты, как Василий Федоров, Михаил Небогатов, Евгений Буравлев, Игорь Киселев и др. известны всем любителям поэзии.

В.П. Астафьев говорил, что лучшая поэтическая школа в Сибири, в России – это Кемеровская школа. Мы сегодня знакомимся с поэзией В. Баянова. Его называют самым лиричным из кузбасских поэтов. Он писал стихи о детстве, о родном крае, о Родине, о природе, о любви. Сегодня на уроке мы познакомимся с его стихами “Теперь не знаю - в шесть ли, в семь ли...”, “Сторона любимая, приметная...”.

- Несколько заранее подготовленных учеников читают стихи В. Баянова “Томь-река”, “В четыре ребячьих обхвата...”, “Гора ветров” (по усмотрению учителя).

Беседа.

- Какое из прочитанных стихотворений больше понравилось? Почему?

Анализ стихотворения В. Баянова “ Теперь не знаю - в шесть ли, в семь ли...”.

Этим стихотворением открывается сборник кузбасских поэтов “Дыхание земли родимой”.

- Учитель читает стихотворение сам (у всех на парте лежит ксерокопия этого стихотворения).

Теперь не знаю, в шесть ли
В семь ли,
А может быть чуть-чуть поздней
Я полюбил вот эту землю
И все цветущее на ней.
Иные равнодушны к рощам,
А мне бы снова в дебри те,
Где я учился между прочих
И красоте, и доброте.
Я пил прохладный сок березы
В старинных русских туесах,
И оттого мой чуб белесый –
И зелень легкая в глазах.
И вот стою – большой и взрослый,
Меня попробуй отдели
От этой теплой, этой рослой
От русской утренней земли!
Где молодое сено косят,
Где ветка каждая цветет!
Земля моя меня не бросит
И никогда не подведет.

2. Анализ стихотворения.

- Определите жанровые особенности стихотворения (классификация лирических стихотворений: пейзажные, любовные, патриотические, философские и т.д.)

- Тема стихотворения?

(Любовь к Родине.)

- О чем размышляет лирический герой?

(Лирический герой вспоминает детство, тот период жизни, когда он осознал свою любовь к Родине.)

- Из чего сложился образ Родины? Назовите поэтические слова-образы, которые мы называем опорными.

(Рощи, дебри, прохладный сок березы, старинные русские туеса, росная утренняя земля, молодое сено)

- Какова композиция стихотворения?

(Можно выделить две смысловые части: воспоминание о детстве и осознание себя в настоящем: “И вот стою - большой и взрослый”, связанные между собой единым чувством.)

- Какие чувства испытывает лирический герой, вспоминая детство?

1) восхищение красотой родного края: “ Я полюбил вот эту землю / И все цветущее на ней”;

2) чувство грусти по ушедшему детству: “Иные равнодушны к рощам, / А мне бы снова в дебри те...”;

3) любовь к Родине: “ Меня попробуй отдели от...русской земли!”)

- Какова тональность стихотворения?

(Мягкая, нежная, душевная)

- Почему лирический герой любит свою Родину?

(Он научился “и красоте и доброте” у нее; лирический герой уверен в ответном чувстве: “Земля моя меня не бросит / И никогда не подведет”.)

- С помощью каких изобразительно-выразительных средств достигается лиричность стихотворения?

( Поэт использует эпитеты: легкая зелень, теплая росная земля, молодое сено; обилие определений: в старинных русских туесах, от этой теплой, этой росной, от русской утренней земли.)

- Гордится ли лирический герой своей Родиной?

(Да, он подчеркивает свою принадлежность к русской земле: в... русских туесах, от русской...земли, чуб – белесый / И зелень легкая в глазах. Его Родина – Россия.)

Вывод: В стихотворении выражена любовь поэта к родному краю. Его лирический герой – это человек, прочно стоящий на своей земле, уверенный, что Родина, которая его воспитала, научила “красоте и доброте”, его не предаст, “не бросит”, “не подведет”.

Слово учителя.

Непременный спутник поэзии – стих, особое построение речи. В нем множество своих специфических элементов: ритмическая организация, рифма, особая интонация, паузы и многое другое.

Рифма – созвучие концовок стихотворных строк. Рифма бывает перекрестная (авав), парная (аавв), кольцевая (авва); мужская (ударение на первом слоге от конца слова), женская (ударение на втором слоге от конца); точная (звуки, начиная от последнего ударного гласного в стихе совпадают полностью и в том же самом порядке), неточная (совпадают ударные гласные, но различаются некоторые заударные согласные).

Размер создается чередованием сильных (ударных) и слабых (безударных) слогов. Существует пять основных размеров русской поэзии, у каждого размера своя цифровая “формула”. На классной доске.

Хорей /U | / U 1,3,5,7,9...
Ямб U/ | U/ 2,4,6,8,10...
Дактиль /UU | /UU 1,4,7,10...
Амфибрахий U/U/ | /U/U 2,5,8,11...
Анапест UU/ | UU 3,6,9,12...

- Определим ритмическую структуру стиха (рифму и размер).

В стихотворении “Теперь не знаю...” рифма перекрестная:

  • ...к рощам а
  • ...в дебри те б
  • ...прочим а
  • ...доброте б

Преобладает точная рифма:

  • березы – белесый
  • туесах – глазах

Отмечаем чередование мужской рифмы:

  • поздней – на ней
  • отдели - земли

и женской:

  • косят – не бросит
  • взрослый - росной

Стихотворный размер - ямб.

Фонетическая организация стиха.

Читая стихотворение вслух, мы, в первую очередь, отмечаем его звуковую организацию, а не смысл. Отчетливо слышится ритм стихотворения, благодаря простой перекрестной рифме, характерной для народной поэзии. На фонетическом уровне можем отметить повторы гласных звуков о-о-о-о: большой – взрослый - росной – попробуй

согласных звуков бр – зр- тр- пр: дебри – доброте – бросит – взрослый – прохладный – попробуй – утренней.

Звуковые повторы экспрессивны, заметны и поэтому приобретают смысловое и эстетическое значение. Они привлекают внимание к ключевым словам и тем самым расширяют границы смысла.

3. Анализ стихотворения “Сторона любимая, приметная...”

Беседа: Критики говорят, что поэтический путь В.Баянова начался счастливо, так как он понял необходимость предметной лирики (это предметное освоение мира). Подтверждение тому стихотворение “Сторона любимая, приметная...”

- Выразительное чтение стихотворения учителем (у всех на парте лежит ксерокопия этого стихотворения).

Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные.
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с веснами.
Горы есть со снеговыми шапками
И поселки с трубами и шахтами.
Только нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то, очень местного.
Сердцу только одному известного.
Стоит лишь откуда-то вернуться,
Как готово сердце захлебнуться.
Весь мой век такое с ним случается,
Пробовал унять – не получается.

- Найдите в данном стихотворении приметы нашего края.

(кедры с соснами, горы со снеговыми шапками, поселки с трубами и шахтами)

- Что изображено в стихотворении В. Баянова?

(Сторона любимая)

- Какая художественная мысль выражена в стихотворении?

(Где-то есть такое же, похожее, но “только нет нигде чего-то главного”...)

- Что имеет в виду лирический герой?

(Чего-то главное равноценно жизни. Лирический герой не говорит конкретно, но мы осознаем, что это дом, семья, любовь, работа - все повседневное, но такое дорогое и милое сердцу.)

- Когда лирический герой особенно остро ощущает любовь к родному краю?

( “Стоит лишь откуда-то вернуться, / Как готово сердце захлебнуться”)

- Какие изобразительно-выразительные средства использованы?

Эпитеты: “снеговые шапки”, “сторона приметная”.

Метафора: “готово сердце захлебнуться”.

Олицетворение: “с ним (сердцем) случается”.

Повторы слов, одинаковое построение предложений, инверсия.

- Определим ритмическую структуру стихотворения “Сторона любимая, приметная...”

В стихотворении рифма парная, точная, мужская, идеальная рифма за счет грамматических форм:

Соснами – веснами (сущ. тв. п. мн.ч.)

Главного – равного (прил. род. п. ед.ч.)

Вернуться – захлебнуться (инфинитив, совершенный вид, возвратность.)

Благодаря этому достигается своеобразная мелодика стиха.

Стихотворный размер – хорей.

- Фонетическая организация стиха:

- повтор гласных звуков: приметная, приметы, предметная, есть, кедры, местного.

На фонетическом уровне можно выделить внутреннюю рифму, которая задает определенный ритм, музыкальность стихотворению: главного - равного, близкого - местного - известного.

Ритмически организует стихотворение одинаковое построение стихотворных строк (Где-то есть такие ж кедры с соснами, / Где- то есть такие ж зимы с веснами...).

Вывод:

Любовь к родному краю выражена сдержанно и нежно. Стихотворение верно открывает смысл творчества Виктора Баянова. Он поэт сугубо местный в лучшем смысле этого слова, от него мы много узнаем о Сибири, ее людях. Сыновняя любовь поэта к своему краю – источник его вдохновения, задушевности в изображении героев. Оттого его стихи так легко читать. Главное в этом стихотворении – впечатление. Поэт передает картину родного края в отрывочных деталях, штрихах: кедры, шахты, трубы, шапки гор.

Но вместе они создают скрытое единство, и мы представляем наш родной Кузбасс.

4. Сравним две модели стихотворений В. Баянова.

Сходство:

  • объединяет два стихотворения тема – любовь к родному краю;
  • оба не имеют названия – при их разборе учимся выделять “ключевые” слова, те, которые насыщены максимальной информацией, и через них определяем тему стихотворения;
  • при чтении стихотворений вслух обращаем внимание на их звуковое, фонетическое оформление.

Отличие:

  • стихотворения отличаются размером, подбором рифм (грамматические/ неграмматические). Это две разные модели.

5. Домашнее задание: выучить на выбор стихотворение.

3.03.2015