Блокада Ленинграда

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (76 МБ)


Цель урока: Урок призван дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи:

образовательные:

  • Объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов;
  • познакомить с жизнью блокадного города;
  • привести примеры мужества и стойкости ленинградцев;
  • дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.

коррекционно-развивающие:

  • Развивать умения слушать, связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.

воспитательные:

  • Воспитывать чувство восхищения ленинградцами, которые проявили беззаветное служение своему городу, были примером стойкости и мужества для всех русских людей;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу своей страны.

Оборудование: Мультимедийная установка, карта «Великая Отечественная война».

Термины и понятия: Блокада, Дорога жизни.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

№ слайда

Время

I. Организационный момент.

Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке, взаимное приветствие.

Настрой учащихся на работу, определение отсутствующих, организация внимания; проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

Рапорт дежурного

№1

1

II. Целеполагание и мотивация.

Цель: Сообщение темы и цели урока.

Звучит музыка (отрывок из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича)

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о Великой Отечественной войне, о героической борьбе русского народа против фашистской Германии.

В частности о том, как происходила защита легендарного города – города на Неве, в то время носившего название Ленинград.

 

№1

0.5

III. Проверка домашнего задания.

Цель: Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Фронтальный опрос.

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Кто руководил Государственным Комитетом Обороны страны?

Зачем эвакуировали промышленные предприятия вглубь страны?

Какое оружие было создано инженерами-конструкторами в годы войны?

Какую помощь фронту оказывали граждане страны?

Какие новые слова встретились вам на уроке?

Работа с Лентой времени

Назовите даты, отмеченные на Ленте времени

Дают ответы

 

 

 

 

(при помощи манипулятора мышь ученик соединяет значения слов со словами)

Один ученик отвечает другие слушают, проверяют

 

 

№2

 

№3

 

№4

5

IV. Объяснение нового материала.

Цель: Дать учащимся конкретное представление о том, как защищали город Ленинград жители страны. Изложить новый материал.

Город Санкт-Петербург называют городом трех имен.

Рассказ учителя

Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград. И это не случайно.

  • В Ленинграде находились крупнейшие военные предприятия;
  • Ленинград являлся крупным морским портом;
  • Ленинград был несколько веков столицей Российского государства. Там находилось огромное количество архитектурных памятников. В великолепных дворцах хранятся картины, скульптуры и другие произведения искусства;
  • Ленинград был гордостью советской страны, поэтому Гитлер хотел разрушить этот город.

Гитлер направил против Ленинграда удар огромной силы. Фашисты планировали взять город штурмом. Все подступы к городу были захвачены врагом. Ленинград оказался в кольце окружения. 8 сентября 1941 г. началась блокада города. Фашисты пытались прорваться в Ленинград. Шли кровопролитные бои за каждый метр ленинградской земли. На помощь солдатам в городе стали формироваться отряды ополченцев из мирных жителей. Все ленинградцы, кто способен был держать в руках оружие, вышли на защиту города. Силами бойцов Красной армии и ополченцев натиск врага был остановлен. Врагу не удалось войти в город. Тогда гитлеровцы избрали своим оружием голод и холод, уничтожение города авиацией и тяжелой артиллерией.

Началась незабываемая зима 1941/42 года в осажденном городе.

Ленинградцы и воины фронта должны были найти в себе силы и уменье для того, чтобы справляться с самыми непредвиденными трудностями.

Экран выключается

О том, как жители города переносили все тяготы блокады прочитаем учебнике стр. 184

– Беседа по прочитанному:

Что предпринимали Ленинградцы для защиты своего города?

– Какие трудности и лишения переносили жители города?

– Какое испытание было самым тяжелым?

Ответы учеников учитель дополняет слайдами с фотографиями тех времён

В 1984 году в Ленинграде вышла «Блокадная книга», ее авторы Д. Гранин и А. Адамович, писатели-фронтовики. В ней они собрали воспоминания ленинградцев, переживших блокаду. Самым тяжелым, по мнению всех блокадников, было испытание голодом.

Голод – наемный убийца, - называли его.

Я зачитаю выдержки из книги. Блокадница Ел. Мих. Никитина вспоминает:

«Съели всех кошек, съели всех собак, какие были. Умирали сначала мужчины…Но и женщины тоже умирали, хотя они все таки были более стойкими… Люди превращались в каких то…стариков…»

«Есть приходилось что попало. Помню, приходила домой, и мне так хотелось кушать…. У меня там дрова лежали около печки,. И вот я взяла это полено и стала грызть... Вот грызу, грызу это полено, смола выступила. А этот запах смолы мне какое то наслаждение доставлял, что хоть что то я погрызу. Надо было что то кушать, иначе неминуема смерть от голода, а это еще хуже, чем от обстрела. От голода очень тяжелая смерть…»

Авторы книги пишут: Слово «хлеб» обрело, восстановило среди всего этого свой символический смысл — хлеб насущный. Хлеб как образ жизни, хлеб как лучший дар земли, источник сил человека. 

Неслучайно блокадница Таисия Васильевна Мещанкина … вспоминает :«Когда умирал человек и ты к нему подходил, он ничего не просил — ни масла, ни апельсина, ничего не просил. Он только тебе говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!. Вот сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались досытья поесть хлеба. А я сказала себе: когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый богатейший человек».

Из-за голода была самая высокая смертность населения. Подтверждение этому кадры видеохроники тех лет:

До нас дошел и уникальный документ того времени «Дневник Тани Савичевой», который вела девочка в блокадном Ленинграде.

Дневник представлял обычную записную книжку, принадлежащую сестре Тани Нине. Нина вела в нем свои записи, а вторая половина с алфавитом была свободна. Именно здесь были записаны даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей с декабря 1941 по май 1942 года.

На странице под буквой «Ж» Таня написала:

«Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.»

на странице с буквой «Б» Таня написала:

Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.

На букве «Л» Таня, в спешке объединив два слова в одно, написала:

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.»

Таня на букве «Д» сделала соответствующую запись, которая получилась не очень правильной и сбивчивой:

«Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г

Страница на букву «Л» уже была занята записью про Леонида и поэтому Таня сделала запись на развороте слева. По неизвестным причинам слово «умер» Таня почему-то пропустила:

«Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.»

На листке под буквой «М» Таня сделала соответствующую запись и слово «умерла» тоже почему-то пропустила:

«Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.

У Тани оставались еще старший брат Михаил и сестра Нина. Но они были на фронте

Со смертью матери Таня потеряла надежду, что Михаил и Нина когда-нибудь вернутся домой, поэтому на букве «С»

она пишет и она пишет:

«Савичевы умерли»

на букве «У»

«Умерли все»

На – «О»

Осталась одна Таня»

Таня была вывезена из блокадного Ленинграда в поселок Шатки, Горьковской области в августе 1942 г. В эвакуации за ее жизнь боролись почти 2 года. Но спасти девочку не удалось. Организм был истощен, кроме дистрофии у Тани был обнаружен туберкулез. Болезни, нервное потрясение, – все это обернулось гибелью маленькой ленинградки в мае 1944 года.

Благодаря сестре Нине дневник был найден и сохранен. Сейчас он хранится в музее истории Ленинграда. А после окончания войны, когда шел суд над фашистами в городе Нюрнберге, этот дневник побывал и там. И был одним из документов, свидетельствовавших о преступлениях фашистов.

Связь города с Большой землей сохранялась благодаря единственной дороге – дороге через Ладожское озеро, которое расположено недалеко от Ленинграда. Осенью на баржах и пароходах под непрерывным обстрелом противника в Ленинград через Ладогу (так еще называют Ладожское озеро) доставляли продовольствие. С наступлением холодов вода стала застывать и баржи проходить уже не могли. Государственный комитет обороны принял решение проложить дорогу в город по льду Ладожского озера.. Но лед был еще не настолько крепок, чтобы по нему могли пройти груженые машины. И вот 17 ноября 1941 года лед Ладога окончательно замерз. Первыми по льду озера прошли санный обоз, но истощённые лошади, запряженные в сани, могли перевезти не так много груза, потом пустые машины, полуторки, как их называли в войну и только потом решили пустить машины с продовольствием. Чтобы облегчить давление на лед с машин поначалу снимали все лишнее и даже кабины. Сейчас трудно представить шофера, который едет без кабины в 30-градусный мороз навстречу ветру. Итак, по льду Ладожского озера пошли первые автомобили с продовольствием и медикаментами. Обратно на них отправляли истощенных голодом женщин и детей. Эта дорога действовала всю зиму, пока весной лед не растаял. Но она помогла горожанам выжить. За это ладожскую дорогу жители города назвали «Дорогой жизни».

Пришла весна и сама земля стала кормить ленинградцев. Вот меню заводской столовой весной 1942 г.:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (экран выключается, проводится гимнастика для глаз, гимнастика для тела)

В «Блокадной книге» читаем:

«Казалось, хлеб, прежде всего хлеб, ну еще вода и тепло! И все говорили и думали, что все желания сосредоточились только на этом, на самом насущном. Так ведь нет. В иссушенном организме душа, страдающая и униженная голодом, тоже искала себе пищи. Жизнь духа продолжалась. Человек порой сам себе удивлялся, своей восприимчивости к слову, музыке, театру. Стихи стали нужны».

В осажденном фашистами Ленинграде находилась поэтесса Ольга Берггольц. Как и все ленинградцы она стойко переносила все ужасы блокады и писала об этом стихи. До войны она была малоизвестным автором детских книжек и стихов. И вдруг Ольга Берггольц стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. Она читала свои стихи по радио, поддерживая жителей города:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги,

– эти строки посвятила поэтесса дороге, проводящей по льду Ладожского озера в стихотворении «Ленинградская поэма» 1942 г.

Прослушаем видеоотрывок из этого стихотворения. Его читает интернет-пользователь Алексей Корчагин

– Какой подвиг совершил шофер, везший хлеб в Ленинград?

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучала знаменитая Седьмая (Ленинградская) симфония композитора Дмитрия Шостаковича. Шостакович был ленинградцем. Первая часть симфонии была написана до войны. В сентябре 1941 года, уже в блокированном Ленинграде Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда. В эвакуации 27 декабря 1941 года была закончена симфония. В Ленинграде репетиции симфонии начались в марте 1942 г., в живых осталось 15 ослабевших музыкантов. Чтобы пополнить оркестр, отзывали музыкантов из военных частей.

Зал Ленинградской филармонии был полон. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый. Спустя годы немцы признавались: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. 18 января 1943 г. Советские войска смогли прорвать блокаду. Прорыв блокады позволил установить постоянную железнодорожную связь с Большой землей. В Ленинград стали приходить поезда, улучшилось снабжение продовольствием, карточки на хлеб не были отменены, но норма хлеба увеличилась вдвое. Еще целый год ленинградцы страдали налетов вражеской авиации и артиллерийских бомбёжек, которые усилились с прорывом блокады

Никогда ленинградцы не забудут день 27 января 1944 года. С волнением и радостью слушали они по радио обращение Военного совета Ленинградского фронта: «Город Ленинград полностью освобожден от вражеской блокады.

Работа с Лентой времени

Подготовленный ученик рассказывает об истории названий города.

1703 г. – считается годом основания Санкт Петербурга Петром I.В переводе с немецкого Санкт-Петербург означает город святого Петра – апостола, небесного покровителя Петра I.

1914 г.– время Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений

Санкт-Петербург переименован на русский манер в Петроград

1924 г. Умирает В.И. Ленин. В память о вожде революции Петроград переименован в Ленинград

1991 г. Городу вернули его историческое название.

Остальные слушают доклад.

Читают значение слова блокада и записывают значение слова в словарь.

Читают ученики на выбор учителя

Ответы учеников

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеохронику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает подготовленный ученик

  • «Щи из подорожника
  • Пюре из крапивы и щавеля
  • Котлеты из свекольной ботвы
  • Биточки из лебеды
  • Шницель из капустного листа
  • Печень из жмыха
  • Торт из дуранды
  • Соус из рыбнокостной муки
  • Оладьи из казеина
  • Суп из дрожжей
  • Соевое молоко (по талонам)».

Рассмаривают фотографию Ольги Берггольц

 

 

Смотрят видеоотрывок

Дают ответ.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают основные даты из хронологии событий блокады Ленинграда В это время звучит отрывок из симфонии Шостаковича

 

№5

 

№6

 

 

 

№7

 

 

 

 

 

 

 

 

№8-10

 

№11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№12

№13

№14

№15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№16

 

№17

 

 

 

№18

 

 

 

 

 

 

 

№19

 

 

№20

 

 

 

 

 

№21

 

№22

 

№23

№24

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

1

V. Первичное закрепление знаний.

Цель: Закрепит знания и умения, учить применять знания в жизни.

Подведем итоги нашему разговору.

– Какую тему изучали сегодня на уроке?

– Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?

– Какие трудности и лишения пережили ленинградцы?

– Где проходила Дорога жизни?

– Почему дорогу через Ладожское озеро назвали дорогой жизни?

– Сколько времени длилась блокада?

Отвечают на вопросы

 

5

VI. Подведение итогов урока.

Цель: Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Учитель выставляет оценки за урок.

Делает вывод предшествующему разговору:

Сравнять Ленинград с землей, полностью истребить его население», – гласила секретная директива Гитлера. Но подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения…Нет, тут было другое: простое и непреложное желание защитить свой образ жизни. Мы не рабы, рабы не мы, мы должны были схватиться с фашизмом, стать на его пути, отстоять свободу, достоинство людей. Вот в чем оправдание и смысл подвига Ленинграда.
А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга»

 

 

 

0.5

VII. Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы (устно).

Индивидуально: прочитать абзацы, рассказывающие о «Дороге жизни».

 

 

1

Приложение, Презентация.