Первый урок по геометрии

Разделы: Математика


Цели:

  1. Познакомить учащихся с новым для них предметом, с элементами истории развития геометрии, с основными геометрическими фигурами
  2. Систематизировать сведения о точках, прямых, отрезках и их взаимном расположении; формировать умение описывать ситуации, изображенные на рисунке и, наоборот, по описанию ситуации делать рисунки.
  3. Развивать внимательность, наблюдательность, аккуратность, интерес к предмету.

Оборудование: 

  1. Для учителя: набор геометрических фигур, мультимедийный проектор
  2. Для учеников: учебник, тетрадь, тетрадь с печатной основой, таблицы, инструменты.

Методы обучения: 

  • словесные (беседа с учащимися);
  • наглядные (демонстрация презентации);
  • практические.

Формы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока: 

  1. Постановка цели. Организационный момент (2 мин.)
  2. Работа с учебником (18 мин.)
    А) 1 этап (8 мин.)
    Б) 2 этап (5 мин.)
    В) 3 этап (5 мин.)
  3. Физкультминутка (2 мин.)
  4. Знакомство с новым материалом (8 мин.)
  5. Самостоятельная работа в тетрадях с печатной основой (10 мин.)
  6. Подведение итогов (3 мин.)
  7. Задание на дом (2 мин.)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, знакомство с учебником. (2 мин.)

Мы с вами начинаем изучать новый предмет, который называется «Геометрия». Давайте познакомимся с учебником, его структурой, рассмотрим некоторые рисунки, обозначения и т.д.

2. Работа с учебником, знакомство с текстом «Обращение к семиклассникам»

Наш учебник начинается с обращения к семиклассникам. Что хотят сказать вам авторы в этом обращении? Это вы узнаете, когда прочитаете это обращение. Работа по учебнику будет состоять из трех этапов.

Этап 1:

вы прочитаете первые два абзаца обращения и заполните карточка 1, вставив пропущенные слова.

Работа в парах. (карточка одна на двоих. Приложение 1

карточка 1

«Что такое геометрия»

Геометрия………… - одна из самых древних наук.

В переводе с …греческого…. языка, геометрия означает …землемерие…

«Гео»- по гречески …земля…..; «метрео» означает …мерить

Зарождение геометрии было связано с …

различными измерительными работами

Геометрия возникла на основе …

практической деятельности людей

В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся…

изучением геометрических фигур

По окончании работы кто-то из детей зачитывает ответы, дублируется на экране. Приложение 3.

Этап 2:

Продолжаем работать с учебником.

Перед вами карточка 2. (Приложение 2)

Мы знаем много фигур, с некоторыми вы уже познакомились на уроках математики, с другими нам еще только предстоит познакомиться.

Прочитайте текст до конца страницы и заполните в карточке 2 таблицу 1(карточки для каждого).

После проверки (Приложение 4)

Этап 3:

Продолжаем читать текст учебника.

Ответить на вопросы и заполнить таблицу №2

  1. Из каких частей состоит школьный курс геометрии? (Планиметрия и стереометрия)
  2. Что изучают в планиметрии? (Свойства фигур на плоскости)
  3. Что изучают в стереометрии? (Свойства фигур в пространстве)

Рассмотреть фигуры на столе учителя и заполнить таблицу 2 в карточке 2, используя результаты таблицы 1.

Таблица 2

планиметрия стереометрия
Прямая Прямоугольный параллелепипед
Точка Пирамида
Прямоугольник Цилиндр
Окружность конус
многоугольник (шестиугольник)  
Треугольник  
Угол  

Д/З Первая часть домашнего задания: написать письмо другу, в котором расскажете, как вы поняли, чем мы будем заниматься на уроках геометрии.

3. Физкультминутка.

Чтоб успешно развиваться
Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура

Приложение 5

4. Знакомство с новым материалом. 

Основными геометрическими фигурами на плоскости являются точки и прямые.

Точка.

Не имеет никаких размеров.

«Точка, всему начало и всему венец. Из точки, и только из нее, отправляются и только в точку прибывают.

Пусть точка не линия. Но, право нужно быть невеждой, чтобы не знать, что линия состоит из точек.

Точка такая универсальная вещь, которая может заменить собой все. Действительно, точка на карте – город или поселок, точка в небе – далекая звезда и т.д.» [4]

Мы знаем, что точки обозначают большими буквами латинского алфавита A; B; C; D и т.д.

Задание 1:

  1. отметьте в тетради (на доске) две различные точки и обозначьте их.
  2. проведите через эти точки с помощью линейки линию.

Вопрос: Как называется эта линия? (Ответы: прямая; AB; отрезок)

Чем отличается отрезок от прямой? (у отрезка есть концы, а у прямой концов нет)

Как обозначена эта прямая? (AB)

Прямые могут быть обозначены маленькими латинскими буквами a, b, с, d, и т.д.

Сколько вы смогли провести прямых через эти две точки? (одну; кто-то пытается провести другую прямую, чуть-чуть сместив линейку вниз)

Какой можно сделать вывод?

Через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну.

Задание 2:

  1. отметьте в тетради (на доске) одну точку.
  2. проведите через эту точку прямые (сколько возможно) и обозначьте их одной буквой.

Вопрос: Сколько вы смогли провести прямых? (много)

Какой можно сделать вывод?

Через одну точку можно провести сколько угодно прямых.

Задание 3:

Проведите прямую a.

Отметьте точки A, B, С, D, Е так, чтобы точки C, D и A находились на прямой, а B, E не лежали бы на прямой.

На языке математики предложение «Точка А лежит на прямой a» записывается следующим образом Aa, а предложение «Точка B не лежит на прямой a» будет выглядеть так: Ba.

Опишите взаимное расположение остальных точек и прямой с помощью знаков  и .

Задание 4:

Опишите ситуацию, изображенную на рисунке.

Предложение «Точка М принадлежит прямой a ипрямойb, или прямые a и b пересекаются в точке M» можно записать так: ab=M.

Задание 5:

Постройте отрезок AB=4см. достройте отрезок таким образом, чтобы он превратился в прямую AB.

Что такое отрезок?

Отрезок это часть прямой, ограниченная двумя точками. Эти точки называются концами отрезка.

5. Закрепление изученного материала.

Работа в рабочих тетрадях с печатной основой: №1; 2; 6; 8

6. Подведение итогов урока.

  1. Много ли нового вы узнали на уроке? (Да)
  2. Что узнали нового на уроке? ( Что изучает геометрия; из каких разделов состоит геометрия, почему или как возникла эта наука, новые значки, что такое отрезок, как записывать коротко некоторые предложения ит.д.)
  3. Обратить внимание на необходимость знания формулировок правил; выполнение аккуратных рисунков

7. Домашнее задание: 

  1. Написать письмо другу, в котором расскажите, как вы поняли, чем мы будем заниматься на уроках геометрии.
  2. Учебник: п.1;2. № 7(устно); № 1;4;5.

Литература:

  1. Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. /Геометрия 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений. М.; «Просвещение», 2009.
  2. Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. /Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации к учебнику. М.; «Просвещение», 1997.
  3. Геометрия 7 класс. Книга для учителя. М.; «Первое сентября», 2002.
  4. Б.А.Кордемский. /Увлечь школьников математикой. М.; Просвещение, 1981.

11.03.2015