Ситуационно-поисковая, исследовательская технология обучения

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Основой для разработки личностно ориентированной ситуационно-поисковой технологии стала деятельностная парадигма образования, провозгласившая целью образования развитие личности учащегося посредством изучения универсальных способов познания и освоения мира. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих основу компетенций учащихся, но и, главное как процесс развития личности. Концептуальной основой ситуационно-поисковой образовательной технологии является системно-деятельностный подход, разработанный на современных системных подходах к построению личностно и компетентностно ориентированных образовательных технологий.

В образовательном процессе благодаря ситуационно-поисковой технологии учитель создает ситуации становления личностного опыта ученика: личностно-смыслового определения (ценностно-смыслового), самостоятельно добывания знаний (регулятивного), познавательного опыта, опыта социализации (коммуникативного). Личностно-смысловой опыт приобретается учеником через личностные УУД, когда он открывает для себя новые смыслы и ценности познания мира. Реализуя природную потребность в самостоятельном познании и субъективном восприятии, индивидуальных способах учебной работы, ученик самостоятельно ставит цель и овладевает планированием, опытом самостоятельного добывания знаний, когнитивным опытом через познавательные, регулятивные УУД. Ситуационно-поисковая технология в образовательном процессе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Актуализация личностно развивающих ситуаций наиболее успешно происходит при использовании учебных занятий – уроков-поисков, уроков исследований. Обучение осуществляется в подвижных и временных группах с применением методов диалогического общения, эвристических, исследовательских, игровых, проектных. Урок-поиск является одной из основных форм занятий, на которых идет процесс познания и развития личности.

Ситуации развития личности и УУД создаются в образовательном процессе, если учитель следует принципам личностно ориентированного обучения

  • субъектная позиция ученика
  • приоритет смысла перед функциональным усвоением материала
  • связь смысла с реальностью собственной жизни ученика
  • личностная самоорганизация ученика
  • приоритетное внимание к самостоятельно добываемым выводам, собственному видению проблем ученика
  • творчество ученика по отношению к изучаемым объектам (открытия, достижения)
  • межличностное взаимодействие учащихся между собой и педагогом
  • востребованность личной позиции в отношении к познаваемому
  • поддержка учителем приоритетности образования в системе жизненных ценностей ученика.

В технологии уроков-поисков центральное место занимают ситуации, стимулирующие учащихся к индивидуально-коллективному поиску. Методы, используемые на занятиях такого типа, основываются на партнёрских отношениях учителя с детьми, диалоговом общении учащихся, самостоятельном «строительстве» ими знаний, критическом отношении к информации, научных данных, плюрализме мнений и уважительном отношении к мнению других. Педагог находится в постоянном поиске вместе с детьми, открывает вместе с ними открытое, вдохновляет, заинтересовывает, увлекает. Учитель создает условия для самовыражения, творчества. Главное в технологии урока-поиска – не сообщить информацию, а освоить, передать способы работы, возбудить творческую мысль учащихся.

Технология обучения на уроках-поисках подчиняется следующему алгоритму:

  1. Мотивирующее начало: создание мотивационно-смысловой ситуации, содержащей познавательную и жизненно-практическую проблему.
  2. Формулирование проблемы урока: постановка целей и задач урока, создание проблемной ситуации.
  3. Индивидуальная работа: выполнение заданий, направленных на актуализацию знаний и выявления дефицита знаний для решения проблемной ситуации.
  4. Самостоятельный поиск информации, исследование: самостоятельная работа с учебниками, справочниками, информацией в сети Интернет, проведение опытов
  5. Работа в малых группах (парах): учащиеся обмениваются найденными решениями, обсуждают способы решения, сопоставляют сверяют оценивают и корректируют, самореализовываются, соотносят свою деятельность с деятельностью других, создается ситуация рефлексии, осмысления изучаемого, понимания и принятия позиции другого.
  6. Межгрупповая дискуссия: группы предъявляют результаты своего поиска на всеобщее обсуждение, в процессе создается ситуация формирования коммуникативной культуры, превращения индивидуализированных знаний в объективные знания.
  7. Индивидуальная работа с практических преобразованием учебных знаний: на этом этапе возникает ситуация рефлексии собственного продвижения по пути становления образовательной компетентности. Учащиеся выдают индивидуальный творческий продукт.

Как же формируются УУД на этапах урока-поиска?

Мотивирующее начало и формулирование проблемы урока, затрагивающие жизненный и учебный опыт ученика, позволяют ему осознать ценность и смысл учебной деятельности для собственной жизни. Ценностно-смысловая и проблемная ситуации способствуют формированию личностных УУД и образовательных результатов, не навязанных ученику, а отвечающих собсвенному отношению к миру и познанию.

Индивидуальная работа и индивидуальный поиск, исследование ведут к образованию регулятивных УУД: ученик самостоятельно определяет цель деятельности, планирует работу по её осуществлению, оценивает итоги выполнения поставленной цели. Познавательные УУД: ученик находит информацию в различных источниках, преобразует её, анализирует, проводя аналогию, сравнение, строит логическое доказательство, приходит к умозаключению. Такие УУД позволяют применять знания в новой ситуации и приобрести навыки исследовательской и проектной деятельности, т.е. овладеть действиями, формирующими метапредметный образовательный результат.

Работа в малых группах (парах) способствует формированию коммуникативных умений: строить монолог, диалог, слушать и слышать товарищей, быть терпимым к другому мнению, умения работать в команде. Поиск, совместная работа, обмен идеями и обсуждение способов решения проблемы приводит к коррекции, рефлексии, пониманию новых знаний, формированию регулятивных и познавательных действий.

В процессе межгрупповой дискуссии продолжается формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУ действий и образовательных результатов. Учащиеся открывают для себя новый смысл и ценность обсуждаемой проблемы, пересматривают и корректируют свои знания, учатся аргументировано и корректно доказывать правильность своей позиции.

Индивидуальная работа с практическим преобразованием учебных знаний сопровождается самоанализом, рефлексией движения собственной мысли. Формируются регулятивные и познавательные действия: «внутренний план действий», обобщение, систематизация, классификация, умение применять предметные знания в жизненной практике. Собственный продукт, явившийся результатом приобретенных регулятивных и познавательных действий, свидетельствует о первых признаках саморазвития ученика.

Применение ситуационно-поисковой технологии задает направление развитию личности учащегося к самостоятельности, рефлексивности, креативности, самообразованию, построению индивидуальной образовательной траектории – формированию личностных, метапредметных, предметных результатов.

Любые технологии, и педагогические в том числе, сами по себе — еще не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога. Поэтому, когда говориться о новых педагогических технологиях, надо все время иметь в виду, что применять их следует творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников.

Урок-поиск по математике на тему «Сложение отрицательных чисел» (6 класс). 

Ход урока

1. Мотивирующее начало.

Учитель: На предыдущих уроках мы расширили свои знания о числах и познакомились с отрицательными числами. Отрицательные числа встречаются в повседневной жизни. Самым наглядным примером является погода. Какую температуру показывает термометр, если мы слышим фразу «На улице 5 градусов мороза»? (Пять градусов ниже нуля. Минус пять градусов.) Дети отвечают на вопросы, опираясь на житейский опыт, догадку, осознают значимость учения для жизни. Так создается учителем мотивационно-смысловая ситуация.

2. Формулирование проблемы урока.

Учитель: Ещё во II веке до нашей эры китайский император Ши Хуан Ди, разгневавшись на ученых, повелел все научные книги сжечь, а их авторов и читателей казнить. Содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках, откуда известно, что китайцы не знали правил сложения отрицательных чисел. Впервые их сформулировали индийские ученые в VII веке. Сегодня и мы с вами попытаемся сформулировать эти правила. Учитель создает ситуацию актуализации и дефицита знаний, выражает уверенность в самостоятельном решении проблемы самими учениками.

3. Индивидуальная работа.

Учитель дает учащимся задания, которые они могут выполнить, используя имеющиеся знания.

Устные упражнения.

1. В каждой паре выберите то число, модуль которого больше.

а) - 5,73 и -7,42

б)  и

в) - 0,2 и 0

г) 3,7 и

2. Решите уравнение:

  • |х|=5;
  • |х|=0;
  • |х|= -2.

3. Сравните:

  • -2 и 0,7
  • 0 и
  • -11 и -13
  • -4,7 и 5,31
  • -2,4 и -2,5

4. Сложите числа с помощью координатной прямой. Работа с моделью, изготовленной самими учащимися.

  • 1+3
  • -5+3
  • 4+ (-5)
  • -3+(-2)

Учитель: Всегда ли удобно пользоваться координатной прямой при сложении чисел?

(Нет.) Почему? Значит необходимо сформулировать правила для сложения чисел.

4. Самостоятельный поиск информации, исследование.

Ученики самостоятельно выполняют решение примеров на сложение (примеры записать в два столбика):

4+ (-3)   -2+(-3)
-5+4   -4+(-3)
6+(-2)   -3+(-3)
-3+5   -1+(-4)

Проанализируйте результаты вычислений в предыдущем пункте.

Попытайтесь сформулировать правила.

Правило №1 (сложение отрицательных чисел):…

Правило №2 (сложение чисел с разными знаками):…

Складывается ситуация информационного запроса, «открытия» новых знаний, личностной самоорганизации. Включаются волевые, интеллектуальные, нравственные усилия для вхождения в учебную деятельность.

5. Работа в малых группах.

Ученики объединяются в пары или группы по желанию. Обсуждают полученные ответы, сопоставляют, корректируют. Формулируют общее мнение на поставленную проблему. Диалоги в малых группах создают ситуации осмысления изучаемого, умения выразить свою личную позицию, взять ответственность на себя, ситуации формирования коммуникативной культуры.

6. Межгрупповая дискуссия.

Группы учащихся предъявляют результаты своего поиска для всеобщего обсуждения. Дискуссия способствует осмыслению, пониманию изучаемого. Громкое проговаривание – одна из закономерностей усвоения знаний. В результате создаются ситуации превращения индивидуализированных знаний в объективные знания-значения, реализуется ситуация самореализации учеников.

7. Индивидуальная работа с практическим преобразованием учебных знаний.

Самостоятельная работа над решением задачи. Учебник №1029, № 1050.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания с использованием правил сложения (выдают индивидуальный творческий продукт). Проявляется ситуация осознания ценности, значимости учения и знаний для жизни, для собственной компетентности.

Литература:

  1. Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы: методическое пособие / авт-сост.: Г.М. Анохина, Т.В. Дубовицкая, Е.А. Лукина, Ю.А. Савинков; под общ. ред. Д.т.н., проф. Ю.А. Савинкова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013. – 313с.
  2. Анохина Г.М. Технология занятия-поиска по естественнонаучным дисциплинам в системе адаптивного обучения / Г.М. Анохина //Вестник ВОИПКРО. – 2006. - № 15. – с. 30-35.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. //Официальные документы в образовании. – Часть 1,2. – сентябрь, 2004.
  4. Математика 6. Учебник для общеобразоват. учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 29-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2012. – 288 с.: ил.

Приложение.