Нетрадиционные уроки как средство формирования положительной мотивации в изучении английского языка

Разделы: Иностранные языки


“Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть и к тем,
кто их преподаёт,
и ко всему преподаваемому”
Руссо Жан-Жак

Современная российская школа находится в состоянии поиска путей развития личности. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные проблемы.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Произошло в какой-то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, не стало возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок в основном предлагает пассивное усвоение материала, заучивание правил, без учёта способностей, склонностей, интересов учащихся. Перед учителями встала сложная и актуальная задача. Как сделать образование современных школьников более увлекательным, творческим?

Как сделать уроки английского языка нескучными, интересными, как формировать положительную мотивацию к обучению.

“На свете есть только один способ побудить людей что - то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать”. Д.Карнеги. [1, с. 127]

Следовательно, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Опыт работы и исследования педагогов-новаторов показывают, что именно нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению.

Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Цель проведения нестандартных уроков – показать такие формы обучения, которые позволяют каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, интерес к изучению английского языка и формируют познавательную активность и поддерживают мотивацию к учебе.

Основные задачи, решаемые проведением нестандартных уроков:

  • стимулирование интереса учащихся  к   изучению иностранного языка;
  • развитие познавательного и   коммуникативного интереса;
  • стремление к самостоятельной работе по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
  • способствование более глубокому и осознанному восприятию нового материала;
  • формирование навыка интегрированного применения знаний иностранного языка.

Эффективность проведения нестандартных уроков в учебно – педагогическом процессе заключается в следующих позициях:

  • Развитие интеллектуальной и творческой способности учащихся с учетом индивидуального подхода;
  • Совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  • Стимулирование и мотивация развития способности ученика;
  • Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой деятельностью;
  • Регулярные публикации в средствах массовой информации;
  • Наличие победителей конкурсов и НПК разного уровня;
  • Повышение качества обученности и отсутствие неуспевающих.

Новый стандарт основан на системно - деятельностном подходе. Уроки должны носить практико – ориентированный характер, на деятельности мы учимся. В стандарте прописан алгоритм действий: обобщение, анализ.

Как же по – новому, можно осуществлять деятельность обучения и воспитания посредством нетрадиционных уроков. Особенностью нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка, мотивация познавательной деятельности. Но пробудить интерес к изучению языка – только одна из задач. Труднее поддержать интерес в течение лет изучения.

Основными принципами поддержания интереса являются:[2, стр24]

Внедрение в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения включает в себя нетрадиционные:

- подготовку и проведение урока;

- структуру урока;

- взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;

- подбор и критерии оценки учебных материалов;

- методику оценки деятельности учащихся;

- анализ урока. [3, с. 56]

Нетрадиционные уроки обычно проводятся, как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой – то конкретной теме, и для её раскрытия нужно обладать определённым набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы, а также для знакомства, например, с достопримечательностями городов, стран изучаемого языка.

Нетрадиционные формы уроков, наиболее интересные для учащихся. Например: урок – защита проекта.

Начиная со второго класса, работая по учебнику В.П. Кузовлева, предлагаются проекты, в качестве обобщающего материала по той или иной теме. Каждый учащийся пишет “ All About Me - Книгу о себе”, украшает её рисунками и фотографиями. На страницах книги ребята кратко рассказывают о себе, после прохождения новых тем в книге пишутся новые главы “Моя семья”, “Мой друг”, “Моё любимое животное” и др. Свои проекты ребята оформляют дома, а на уроке проходит защита проекта.

Видеоурок.

Его преимуществом является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

Урок– презентация. Урок – экскурсия.

Учащиеся делают презентацию и демонстрируют ее перед классом, организатором является, конечно же, учитель.

Игровые уроки:

  • урок – деловая игра,
  • урок – ролевая игра,
  • урок – соревнование
  • урок – интеллектуальная игра.

Игра повышает общий эмоциональный тонус. Учащиеся устают от монотонности, а, играя, с удовольствием, включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок.

Урок – праздник. Ежегодно мы проводим “Праздник алфавита” и

“Праздник мам”, где принимают участие родители и бабушки. Дети с наслаждением демонстрируют свои успехи в английском языке.

Урок – сказка.

Подготовка сказок – творческая работа, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей, а также углубляет знания языка. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Ежегодно разрабатывая тематическое планирование, включаем нетрадиционные уроки, разработки уроков распространяем на РМО, ШМО, на курсах повышения квалификаций, на семинарах, публикуем в журнале “1 Сентября”.

Таким образом, на таких уроках удаётся достичь самых разных целей, а именно:

  • Осуществляется ненавязчивый контроль знаний, навыков учащихся то теме;
  • Обеспечивается деловая, рабочая атмосфера;
  • Прослеживается серьезное отношение к урокам;
  • Предусматривается максимальное участие детей в деятельности;
  • Повышается активность и мотивация к учебе.
  • Все учащиеся комфортно себя чувствуют, они постоянно взаимодействуют друг с другом.
  • Ученики успешнее участвуют в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Список литературы.

1. Корнеги Д. “Шесть способов располагать к себе людей”.

2. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4.

3. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.