Среда обитания и строение тела земноводных

Разделы: Биология


Предмет Биология Класс 7
Тема урока Среда обитания и строение тела земноводных
Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи со средой их обитания.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Решаемые учебные проблемы Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Основное содержание учебного материала
  • Места обитания земноводных.
  • Внешнее строение земноводных. Отделы тела, покровы.
  • Приспособления земноводных к жизни в воде и на суше.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Мультимедиапроэктор
Оборудование Таблица внешнее строение и скелет лягушки
Образовательные интернет-ресурсы www.drofa.ru
www.school-collection.edu.ru

СТРУКТУРА УРОКА

1. Проблематизация, актуализация знаний, мотивация

Оперативные учебные цели  вводного этапа:

  • Акцентирование внимания учащихся на введение новых понятий и установление связи с ранее изученными понятиями.
  • Постоянная опора на личный опыт учащихся по введению новых понятий.
  • Продолжение работы по формированию культуры записей.

Оперативные развивающие цели вводного этапа:

  • Формирование и углубление представления  о  многообразии подходов к действительности.

Оперативные воспитывающие цели вводного этапа:

  • Формирование диалектического отношения к событию,  позволяющему рассматривать в органическом единстве противоположные суждения.

Деятельность учителя

Прием «Удивляй»

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – земноводных. Даже ваша реакция на это слово свидетельствует о том, что это необычные животные. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Я беру на себя задачу защитить земноводных, оправдать их в глазах людей. И тему нашего сегодняшнего урока можно назвать так: «Защита незаслуженно гонимых амфибий».

Звучит запись голосов лягушек. После этого учитель зачитывает текст заявления.

Заявление амфибий в комитет охраны авторских прав природы

Уважаемые коапповцы! Ищем у вас защиты! Нас поражает невежество человека, который считает себя венцом творения. Каких только небылиц  ни насочинял он про нас! Например: «Прежде чем ввозить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю лапу лягушку, чтобы предохранить зерно от порчи». Лучше бы строил хорошие хранилища! Или: « Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке лягушку, то буря не повредит посевы». Французы и немцы уверены, что жабы высасывают молоко у коров. Все считают, что жаб нельзя трогать руками – появятся бородавки. «Если увидел жерлянку, и она перевернулась на спину – жди в доме несчастья». А несчастья от этого только нам, земноводным!
Кто же сможет защитить нас? По справедливости – прежде чем обвинять, надо по крайней узнать, кого обвиняешь.

Мученики невежества и науки

Вопросы

  • Как вы считаете, за что люди не любят лягушек и им подобных?
  • Что означают слова земноводные и амфибии, являются ли они синонимами?

Деятельность учащихся

  • Учащиеся могут перечислить такие признаки: они скользкие, холодные, страшные, неожиданно прыгают из-под ног…

По ходу ответов учитель демонстрирует изображения наиболее красивых и необычных земноводных. Нужно убедить учащихся, что названные ими причины необоснованны! ведь даже поверхность стекла может обладать теми признаками, которые, по их мнению, определяют неприязнь к лягушкам.

  • Выслушав предположения, учитель разъясняет: слово амфибии имеет греческое происхождение и означает «двоякоживущие». Русское название земноводные содержит в себе названия сред, где обитают эти животные.

Первичное ознакомление

Оперативные учебные цели

  • Активное овладение новыми понятиями

Оперативные развивающие  цели 

  • Расширение круга  представлений  о  характеристиках  реальной действительности,  в которых используются знания о  …

Оперативныевоспитывающие цели

  • Формирование умений учащихся концентрировать внимание как необходимого условия успешности выполнения задания. 

Деятельность учителя

Прием «Корзина идей, понятий, имен»

Амфибии появились на Земле более 350 млн лет назад. Путь на сушу им проложили кистеперые рыбы, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде. А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно. Судите сами.

Деятельность учащихся

Учащиеся заполняют таблицу «Сравнительные характеристики двух сред обитания» (Приложение 1)

Работа проводится в группах.

Характеристика среды обитания Вода Суша
Плотность среды  (сопротивление  движению)    
Доступность кислорода    
Вес тела в среде    
Испарение с поверхности тела    
Температурный режим    
Прозрачность среды    

Проверяется правильность заполнения таблицы и делается вывод : условия жизни в водной и воздушной среде сильно отличаются.

Деятельность учителя

Прием: «Ситуационные вопросы»

  • Какие приспособления к жизни в воздушной среде возникли у земноводных?

Демонстрация таблиц «Внешнее строение лягушки», «Скелет лягушки».

Деятельность учащихся

Учащиеся отвечают на вопрос, высказывают предположения, используя таблицы, материал учебника, свои наблюдения.

Деятельность учителя

После ответов учащихся следует обобщение учителя:

  • Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.
  • Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка. Череп подвижно причленяется к позвоночнику.  Очень подвижна нижняя челюсть.
  • Они первыми научились мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки и слезные железы.
  • Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов.
  • Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний.
  • Научившись прилично слышать, амфибии первыми из наземных позвоночных приобрели и голосовой аппарат.
  • Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких  и вдохнули полной грудью живительный воздух нашей планеты (правда, в процессе дыхания  у амфибий участвует и кожа).

Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Например, у нас, как и у амфибий, верхние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти, имеющей запястье, пясть и пальцы; нижние конечности состоят из бедра, голени и стопы с предплюсной, плюсной и пальцами.
Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой.

Прием: «Ситуационные вопросы»

  • Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?

После ответов учащихся  следует обобщение учителя.

  • Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы. У многих лягушек пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой.
  • Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая  за новой порцией воздуха.
  • Икра лягушек и их личинки  не могут противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий возможно только в воде.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка-животное, приспособленное к обитанию в воде и на суше. У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.

3. Отработка и закрепление

Оперативные учебные цели

  • Выявление уровня сформированной готовности к системному раскрытию изученных понятий.
  • Выявление уровня сформированной готовности записи заданий принятыми способами.

Оперативные развивающие  цели

  • Выявление уровня сформированной готовности учащихся к самостоятельному использованию необходимых для  решения заданий правил, алгоритмов по данной теме.

Оперативныевоспитывающие цели

  • Продолжение работы по формированию аккуратности в процессе развития культуры  записей заданий.

Деятельность учителя

Используя полученные знания и текст учебника §36, заполните таблицу.

Деятельность учащихся

Учащиеся заполняют таблицу: Особенности внешнего строения лягушки (Приложение 2)

В связи с жизнью на суше В связи с жизнью в воде
   

Работа проводится в группах.

После заполнения таблицы организуется проверка и делается вывод о приспособленности лягушки к жизни в двух средах обитания.

Деятельность учителя

Прием: «Фантастическая добавка»

Учитель  «переводит стрелки» на пути неизведанные. Ребята, а кто знает, что такое бионика? Что изучает эта наука?

Эта наука изучает возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов.
А как вы думаете, чем могут быть интересны земноводные для ученых-биоников? Учитель дает подсказку

Бионика взяла от земноводных принцип строения задней конечности, сделав для человека ласты. Кстати, в народе один из способов плавания называется «по-лягушачьи».
Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза. Они применяются при слежении за самолетами и вместе с аэродромными локатарами делают полеты более безопасными.
Итак, земноводные по истине удивительные создания. Надеюсь, что наш урок убедил вас в этом.

4.Обобщение, систематизация, применение.

Оперативные учебные цели

  • Выявление уровня сформированной готовности к использованию вновь приобретенных знаний.

Оперативные развивающие  цели

  • Выявление уровня сформированной готовности  определения  сходства  и различия между стандартными и творческими заданиями.  

Оперативныевоспитывающие цели

  • Развитие способности учащихся отстаивать свою позицию.

Деятельность учителя

Прием «Лови ошибку»

Демонстрируются рисунки земноводных с заведомыми неточностями и биологическими ошибками. Дается задание: найти как можно больше подобных ошибок. Работа выполняется в парах.

Обратная связь: диагностика, контроль, рефлексия.

Оперативные учебные цели

  • Выявление уровня сформированной готовности к самопроверке  правильности  осуществленных действий.

Оперативные развивающие  цели

  • Выявление уровня сформированной готовности  представления характеристик  реальной  действительности, выраженных в заданиях.

Оперативныевоспитывающие цели

Формирование положительного отношения к труду и умственному напряжению

Деятельность учителя

Прием «Синквейн»

Домашнее задание: §36. Выполнить задания в раб. тетради.

Используемая литература:

  1. В.М.Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология, животные » учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений, издательский центр « Вентана-Граф», АО « Московский учебник», 2004 год.
  2. «Я иду на урок биологии», зоология, рыбы и земноводные, книга для учителя, Москва « Первое сентября», 2001год
  3. Газета Биология № 4, 2005 год, Издательский дом « Первое сентября»
  4. Образовательные интернет-ресурсы www.drofa.ru  www.school-collection.edu.ru

Презентация

6.03.2015