Урок биологии по теме «Белки, биосинтез белка». 10-й класс

Разделы: Биология


Цель: повторение и закрепление знаний о строении и функциях белковых молекул, процессе биосинтеза белка.

Задачи: повторить и закрепить знания о строении и функциях белковых молекул, полученные в 9 классе; повторить и закрепить знания об основных процессах биосинтеза белка – траскрипции и трансляции; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника; продолжить обучение индивидуальной работе учащихся по решению проблемных задач с помощью методики мозгового штурма.

План урока:

I. Организационный момент, формулировка цели и задач урока.

В биологии существует определение понятие «жизнь», данное Ф.Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел…» Почему это определение используется до сих пор? Что такое белковые тела? Почему их функции такие важные?

II. Повторение  материала

Каждому учащемуся выдаются карточки с практикумом.

Практикум

Теория

  1. Прочтите материал учебника, выделите существенные признаки белков и запишите их в тетрадь.
  2. Предложите более точное определение «жизни», исходя из строения и функций белковых молекул.
  3. Чем можно объяснить многообразие функций белковых молекул?
  4. Составьте схему биосинтеза белка. Дайте определение понятий: «транскрипция», «трансляция», «генетический код», «биосинтез».

Биологические проблемы

  1. При исследовании свойств ДНК ученые обнаружили, что молекула обладает тепловой неустойчивостью: она разрушается даже при нормальной для организма температуре. Каким образом целостность ДНК сохраняется в организме.
  2. В клетке всегда много ферментов, способных разрушать нуклеиновые кислоты. Почему же их деятельность не нарушает нормального функционирования клеточных ДНК и РНК?
  3. Почему молекулы ферментов столь же велики, как и молекулы других белков, хотя их активный центр образован всего 10-20 аминокислотными остатками?

Образуйте в классе 3 группы. Попробуйте решить эти проблемы, используя алгоритм мозгового штурма.

Алгоритм метода мозгового штурма

  1. Прочтите внимательно условия задачи и предложите все возможные гипотезы в качестве решений. При выдвижении гипотез запрещается их критика.
  2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны и имеют под собой хотя бы частичное научное обоснование.
  3. Подготовьтесь озвучить выбранные гипотезы

III. Закрепление материала:

  1. Какие существенные признаки белков вы записали в тетрадь?
  2. Какое более точное определение «жизнь» вы можете предложить?
  3. Почему же белки выполняют такое огромное количество различных функций?
  4. Представьте полученные схемы биосинтеза белка.
  5. Что такое биосинтез, транскрипция, трансляция, генетический код.
  6. Озвучьте гипотезы, являющиеся решением предложенных биологических проблем.

IV. Проверка знаний.

Выполнение заданий по вариантам:

Вариант 1.

А1. В состав ферментов входят

1) Нуклеиновые кислоты
2) белки
3) молекулы АТФ
4) углеводы

А2. Какую функцию выполняют белки, вырабатываемые в организме при проникновении в него бактерий и вирусов?

1) Регуляторную
2) Сигнальную
3) Защитную
4) Ферментативную

А3. Какое число нуклеотидов на участке гена кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот?

1) 150
2) 300
3) 600
4) 900

А4. Молекулы иРНК, в отличие от тРНК,

1) Служат матрицей для синтеза белка
2) Служат матрицей для синтеза тРНК
3) Доставляют аминокислоты к рибосоме
4) Переносят ферменты к рибосоме

В1. Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом.

Строение и функция

Вид

А) состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот
Б) состоят из остатков молекул аминокислот
В) защищают организм от переохлаждения
Г) защищают организм от чужеродных веществ
Д) относятся к полимерам
Е) не являются полимерами
1) липиды
2) белки

 

А

Б

В

Г

Д

Е

           

Вариант 2.

А1. Молекула иРНК осуществляет передачу наследственной информации

1) Из ядра к митохондрии
2) Из одной клетки в другую
3) Из ядра к рибосоме
4) От родителей к потомству

А2. Четвертичная структура молекул белка образуется при взаимодействии

1) Аминокислот с образованием пептидных связей
2) Нескольких полипептидных нитей
3) Участков одной белковой молекулы за счет водородных связей
4) Белковой глобулы с мембраной клетки

А3. Какую функцию выполняют белки, ускоряющие химические реакции в клетке

1) гормональную
2) сигнальную
3) ферментативную
4) информационную

А4. Полипептидная цепь, свернутая в клубок, – это структура белка

1) первичная
2) вторичная
3) третичная
4) четвертичная

В1. Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом.

Строение и функция

Вид

А) состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот
Б) состоят из остатков молекул аминокислот
В) защищают организм от переохлаждения
Г) защищают организм от чужеродных веществ
Д) относятся к полимерам
Е) не являются полимерами
1) белки
2) липиды

 

А

Б

В

Г

Д

Е

           

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок

VI. Домашнее задание: п.2.5., 2.10

VII. Рефлексия

1) Были ли трудности при повторении и закреплении материала на уроке?
2) Выразите свой интерес к теме урока, изобразив один из смайликов – :-) или :-(.

4.03.2015