«Карбоновые кислоты». 10-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (499,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (391,3 кБ)


Дети успешно обучаются в процессе игровой деятельности. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. В играх присутствует главный фактор обучения – активность учащихся, а также сопутствующий фактор – общение. На каждом этапе игры решается определенная задача познавательного, экспериментального или вычислительного характера. Игра особый метод стимулирования активности ребенка. В своей работе я использую игровые формы для проведения обобщающих уроков по изучаемой теме.  В данной работе приведен  конспект  обобщающего урока по химии для  10 класса  по теме «Карбоновые кислоты».

Цель урока: обобщить  знания по теме «Карбоновые кислоты».

Задачи урока:

  • повысить мотивацию учащихся к изучению химии через игровую деятельность, как одну из форм познавательной активности
  • совершенствовать  умения учащихся решать расчетные задачи, выполнять упражнения, иллюстрирующие генетическую связь между классами органических соединений
  • продолжать формировать навыки работы в группе, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь
  • расширять кругозор учащихся

Используемые технологии:

а) технология группового обучения
б) технология личностно-ориентированного   обучения (игровой и задачный методы)

Плакаты:  «Молочная кислота», «Бензойная кислота», «Щавелевая кислота».

Раздаточный материал: карточки с разноуровневыми задачами, карточки с заданием по теме «Генетическая связь», наборы  «Модели молекул».

План урока:

1. Организационный этап: приветствие учащихся, постановка цели и задач урока

2. Игра

а) теоретическая разминка
б) вычислительный этап
в) игровая пауза
г) генетический

3. В мире интересного – краткая характеристика щавелевой, молочной и бензойной кислот или других кислот по выбору учащихся  (домашнее задание).

4. Подведение итогов, рефлексия

ХОД УРОКА

 1. Теоретическая разминка

Проводится в форме блиц – опроса; за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, вопросы задаются в течение 1 минуты.

1. Первая кислота известная человеку (уксусная)
2. Органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом или водородом называются…(карбоновые кислоты)
3. Кислота, образующаяся на поверхности сливочного масла (масляная)
4. Соли высших жирных кислот (мыла)
5. Классификация карбоновых кислот по радикалу (предельные, непредельные, ароматические)
6. Реакция взаимодействия карбоновой кислоты и спирта называется…(этерификация)
7. Группировка атомов –COOH называется…(карбоксильная группа)
8. Чтобы отличить муравьиную кислоту от других кислот, надо провести реакцию…(серебряного зеркала)
9. Уксусная кислота  + уксусная кислота = …(ангидрид)
10. И кислота, и альдегид (муравьиная)
11. Сколько атомов углерода содержит молекула  пальмитиновой кислоты? (16)
12. Пентановая кислота и метиловый эфир бутановой кислоты являются…(изомерами)
13. Эту кислоту можно получить окислением ацетальдегида (уксусная)
14. Реакция взаимодействия кислоты и щелочи (нейтрализация)
15. В яблоках – яблочная кислота, а в лимонах –…(лимонная)
16. Назовите вещество, полученное при взаимодействии уксусной кислоты и метилового спирта   (метиловый эфир уксусной кислоты)
17. Соли пальмитиновой кислоты (пальмиаты)
18. Сколько атомов углерода содержит молекула  уксусной кислоты? (2)
19. Уксусную кислоту получают окислением уксусного альдегида, который, в свою очередь, получается гидратацией ацетилена по реакции, открытой в 1881 году русским химиком… (М. Г. Кучеровым)
20. 70% уксусная кислота называется….(уксусная эссенция)
21. Какой кислотой кусается крапива  (муравьиной)
22. Соли уксусной кислоты (ацетаты)
23. Продукт реакции этерификации (сложный эфир)
24. Катион какого металла содержит жидкое мыло (калия)
25. Предельные одноосновные карбоновые кислоты изомеры классу (сложные эфиры)
26. Сколько атомов углерода содержит молекула стеариновой кислоты? (18)
27. Назовите вещество, полученное при взаимодействии муравьиной кислоты и бутилового спирта (бутиловый эфир муравьиной кислоты)
28.  Сколько атомов водорода в молекуле уксусной кислоты?  (4)
29. Уксусная кислота и метиловый эфир муравьиной кислоты являются… (изомерами)
30. Сильно разбавленная водой уксусная кислота – 6 или 9% ее раствор называется….(столовый уксус)
31. Соли стеариновой кислоты (стеараты)
32. При гидролизе хозяйственного мыла реакция среды (щелочная)
33. Какая кислота содержится в щавеле (щавелевая)
34. Сколько атомов углерода содержит молекула муравьиной кислоты? (1)
35. Предельные одноосновные карбоновые кислоты имеют формулу (СnН2nО2)
36. При охлаждении ниже 17`С чистая уксусная кислота превращается в бесцветную кристаллическую массу, очень похожую на лед. Поэтому ее называют…(ледяная)
37. Соли муравьиной кислоты (формиаты)
38. Эту кислоту можно получить окислением метаналя (муравьиную)
39. Назовите вещество, полученное при взаимодействии бутановой кислоты и этилового спирта (этиловый эфир бутановой кислоты)
40. Бутановая кислота и метилпропановая кислота это…(изомеры)

2. Вычислительный

Каждая команда получает пакет с задачами разного уровня сложности:

а) Определите массовую долю каждого химического элемента в молекуле муравьиной кислоты. (2 балла)

б) При сжигании 3,34 г  органического вещества получено 6,6 г оксида углерода (IV)  и  3,05 г  воды. Относительная плотность вещества по водороду равна 44.  Определите молекулярную формулу вещества. (5 баллов)

в) Определите молекулярную формулу вещества, содержащего 40% углерода, 6,67% водорода, 53,33% кислорода. Относительная плотность этого  вещества  по водороду равна 30. (4 балла)

г) Определите массу соли, полученной при взаимодействии раствора, содержащего 120 г уксусной кислоты с избытком раствора гидроксида   натрия. (4 балла)

д) При окислении 8,8 г уксусного альдегида аммиачным раствором оксида   серебра  получили 10 г уксусной кислоты. Вычислите массовую долю (в %) выхода кислоты от теоретически возможного. (5 баллов)

е) Вычислите массу сложного эфира, полученного из 3 г уксусной кислоты и 4 г этанола. (5 баллов)

ж) В технике муравьиную кислоту получают по схеме: CO + NaOH ––> HCOONa ––> HCOOH

Определите массу муравьиной кислоты, которую можно получить из 680 л  оксида углерода (II) (н.у.), содержащего   2% примесей. (5 баллов)

з) Вычислите массу муравьиной кислоты, образовавшейся при окислении 160 г 36% раствора формальдегида. (5 баллов)

и) Какая масса метилацетата образовалась при взаимодействии метилового спирта со 120г 20% раствора уксусной кислоты? (5 баллов)

к)  Какая масса сложного эфира образуется при взаимодействии уксусной кислоты со 120 мл 90% раствора метанола (плотность 0,7 г/мл). (6 баллов)

3. Игровая пауза

1) Собрать  модели  молекул. За каждую правильно собранную модель молекулы команда получает 5 баллов.

1. Хлоруксусная кислота

2. Муравьиная кислота

3. Метиловый эфир муравьиной   кислоты 

4. Уксусная кислота

2) «Черный ящик» – призовой вопрос. За правильный ответ команда получает дополнительно (4 балла)

Принесенную с холодного склада бутыль
с концентрированным раствором  этого
вещества приходится ставить на сутки возле
теплой батареи, чтобы оно расплавилось.
Только потом его можно вылить из бутыли.
Переливать его тоже непросто, так как оно
имеет резкий запах, а при попадании на кожу
дает болезненные ожоги. Приходится в этом
случае пользоваться респиратором и резиновыми
перчатками.
(Подсказка – слабый раствор этого вещества
издавна используется как пищевая приправа).

 4. Генетический

За каждое правильно написанное уравнение реакции команда получает 1 балл.  Напишите уравнения реакций для осуществления превращений:

 5. Рефлексия

  • Я понял тему
  • Я не понял тему
  • Мне нужно дополнительно позаниматься
  • Мне требуется помощь учителя

Приложение 1

Приложение 2