«Там, на неведомых дорожках…»

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Цель: повышение мотивации обучающихся в изучении предметов естественного цикла.

Задачи:

– расширить способности обучающихся систематизировать знания, обобщать изученный материал.
– дать возможность продемонстрировать свои способности;
– развивать логическое мышление, память, внимание, деловую активность;
– способствовать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия.

Оформление кабинета: доска с карточками  – Естествознание, Биология, Химия, Физика,  карта полушарий.

Оснащение игры: мультимедиаоборудование, Презентация, карта полушарий, воздушные шары, спицы, дорожка «йога», реактивы для химических опытов, перья птиц, яблоко, призы.

Форма мероприятия – игра.

Методы: репродуктивный (через систему упражнений); частично-поисковый (через творческую деятельность по решению поставленных познавательных проблем).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Добрый день ребята. Мы рады приветствовать юных путешественников, для которых дорог ветер перемен, в которых живёт неутомимая жажда приключений. Наше мероприятие называется – «Там, на неведомых дорожках…», как вы думаете, какие дороги называются «неведомыми», что мы можем на них встретить?

Ответы:

Учитель: Посмотрите, к нам кто-то спешит, кто это? Да это е мой помощник, профессор Пробиркин, что же он нам сегодня расскажет.

Пробиркин: Ох, и люблю я похимичить, повзрывать, поприливать. Что сегодня у меня приготовлено? Пёрышко…нитка.

Опыт «Чудо нитка».

Этапы эксперимента

На двух штативах закреплены нитки с привязанными на них перьями птицы.

Что использовалось

  • речной песок
  • сахарная пудра
  • изопропанол (спирт)
  • сода
  • газовая зажигалка

– Понятно, если бы я сейчас мы были в космосе, то перо летало бы по нашему космическому кораблю без остановки. А как оно поведёт себя здесь на Земле?

Блок «Астрономия»

Звездочёт: Перо на Земле будет постоянно падать только вниз. А вот если мы возьмём его с собой в космос, где нет земного притяжения, то сможем наблюдать его бесконечный полёт в невесомости. А какая наука изучает космос и космические тела? АСТРОНОМИЯ.

Пробиркин: А ты зачем молоко сюда принёс? Ты же астроном, а не фермер.

Звездочёт: Эх, ты кроме своих пробирок ничего не знаешь. Молоко, это что не наесть самый астрономический напиток.

Пробиркин: Астрономический? Первый раз слышу.

Звездочёт: Ребята, ответь на вопрос «Как связано молоко с космосом». В качестве подсказки прослушайте колыбельную, из фильма Красная шапочка.

Музыкальный вопрос первый. (Колыбельная. Красная шапочка)

– Мы живём в Галактике Млечный путь. А Млечный обозначает МОЛОЧНЫЙ.
– Теперь мне стало понятно, почему на моём любимом батончике Milky Way изображены звёзды. Это – Млечный путь! То есть наша Галактика.

Музыкальный вопрос второй

– Ответьте на вопрос, какая звезда соответствует характеристике:

  1. Цвет звезды – жёлтый;
  2. По размеру она – карлик;
  3. Ближе всех звёзд расположена к Земле. (Солнце)

(Группа «Кино» – Звезда по имени Солнце)

– Давайте вместе с вами прослушает небольшой отрывок песни в исполнении Михаила Боярского.

Музыкальный вопрос третий

– Как вы думаете, о какой медведице он поёт? (Созвездие Большая Медведица)
– Кто из вас знает, а как Медведица смогла забраться на небо?
Давным-давно в Аркадии правил царь Ликаон. И была у него дочь Каллисто, известная всему миру своей прелестью и красотой. Даже властелин Неба и Земли громовержец Зевс восхитился ее божественной красотой, как только ее увидел.
Втайне от своей ревнивой супруги – великой богини Геры – Зевс постоянно навещал Каллисто во дворце ее отца. От него она родила сына Аркада, который быстро подрос. Стройный и красивый, он ловко стрелял из лука и часто ходил на охоту в лес.
Гера узнала о любви Зевса и Каллисто. Впав в ярость, она превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда вечером Аркад вернулся с охоты, он увидел в доме медведицу. Не зная, что это его родная мать, он натянул тетиву лука. Но Зевс не допустил, чтобы Аркад, хотя и невольно, совершил такое тяжкое преступление. Еще до того, как Аркад выпустил стрелу, Зевс схватил медведицу за хвост и быстро взвился с нею в небо, где и оставил ее в виде созвездия Большой Медведицы. Но пока Зевс нес медведицу, ее хвост начал удлиняться, поэтому на небосклоне у Большой Медведицы такой длинный и изогнутый хвост.
Зная, как сильно Каллисто была привязана к своей служанке, Зевс и ее вознес на небо и оставил там, в виде небольшого, но красивого созвездия Малой Медведицы.

Музыкальный вопрос четвёртый (Каким он парнем был)

– Последний вопрос. Скажите, чей портрет вы сейчас видите и что вы можете сказать об этом человеке? Нужно дать полный ответ.
Юрий Алексеевич Гагарин. Первый человек, покоривший космос. Это историческое событие произошло 12 апреля 1961 года. 9 марта 2014 года всё человечество отмечало 80 – летие, со дня рождения Юрия Гагарина.

У нас остался блиц-опрос, напоминаю, что он заключается в умении быстро давать правильный ответ. Кто первый поднимет руку, тот и будет давать ответ. Если вы дали не правильный ответ, то

Сколько знаков Зодиака – (12)
Самая большая планета Солнечной системы – (Юпитер)
Красная планета, символ войны – (Марс)
Планета названая в честь богиня любви и красоты – (Венера)
Назвать знаки Зодиака (Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец) (Приложение 1)

Пробиркин: Теперь мне стало понятно, почему на моём любимом батончике Milky Way изображены звёзды. Это – Млечный путь!
Нет, чувству, что сегодня сделаю великое открытие. Я так и назову день – День открытий в химии, или астрономии, или… . А чего ещё?

Опыт «Фараоновы змеи»

Пропитанный спиртом песок выполняет роль горелки, на которую можно поместить реактивы, соду и сахарную пудру. Под воздействием огня эта смесь начинает плавиться и выделять газ. На воздухе полученная пенная масса затвердевает.

Этапы эксперимента

На негорючую поверхность насыпать речного песка в форме вулкана.
Пропитать его обильно изопропанолом.
Отдельно смешать 2 ложки сахарной пудры и 2 ложки пищевой соды.
Насыпать на вершину "вулкана".
Поджечь вулкан.

Что использовалось

  • речной песок
  • сахарная пудра
  • изопропанол (спирт)
  • сода
  • газовая зажигалка

Блок «Биология»

Ботаник: Конечно химическая змея интересное явление. Ну ты поверь мне, что живая змея интересней в стократ.
Добрый день.
Прежде, чем мы пойдём с вами по дороге, которая называется БИОЛОГИЯ, давайте узнаем а, что же вы знаете о ней. За каждый правильный ответ, вы получите один жетон. Побеждает, та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку и даст правильный ответ. Если ответ неправильный, то команда соперников имеет право дать верный ответ.

  1.  Какие ягоды с буквой «М» – сладкие, а с буквой «К» – горькие? (Малина – Калина)
  2.  Какое животное ходит только буквой «Г»? – (Конь шахматный)
  3.  На каком базаре самый большой шум? – (Птичьем)
  4. Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови? – (Горох)
  5.  Какой злак может расти ... на человеке? – (Ячмень)
  6.  Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей? – (Ягуар)
  7.  Назовите цветочную позу йога.  – (Лотос)
  8. Талия, какого животного, является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин? – (Оса)

– Следующее испытание, которое вам надо пройти, называется «Чёрный ящик».
В этом чёрном ящике лежит предмет, связанный с живой природой, но с давних пор используется человеком. Я могу дать пять характеристик предмета, если вы даёте правильный ответ после первой, то получаете 5 баллов, если после второй – 4, если после 3 – 3, после 4 – 2, после 5 – 1.

  1. Это то, что послужило прототипом замка «молния», который мы используем каждый день.
  2. Раньше каждый школьник особенно тщательно старался содержать  их в порядке.
  3. Наши бабушки обязательно имели приданное в котором находился этот предмет.
  4. Сейчас, в основном, мы можем встретить это в подушках.
  5. Оно покрывает всё тело птицы. (Перо)

Второй предмет

  1. Этот фрукт виновен в том, что Адама и Еву изгнали из райского сада, Едем.
  2. Говорят, что даже у человека оно есть. (Глазное, Адамово)
  3. Оно помогло великому учёному открыть Закон Всемирного тяготения.
  4. Из него варят вкусный компот.
  5. Есть разные названия его сортов: Апорт, Грени, Антоновка Яблоко

– На этом наша небольшая прогулка подошла к концу. Но я думаю, что вы ещё не раз отправитесь в путешествие уже не по дороге, а по стране «Биология». (Приложение 2)

Пробиркин: Букашечки, таракашечки… . А что ПЕРВИЧНО?! Пёрышко! Вот видите, я же говорила, что всё взаимосвязано. Вот и здесь пригодилось моё пёрышко!

Опыт «Подводная лодка на столе».

Этапы эксперимента

Налить в мерный цилиндр газированную воду.
Опустить в неё 5 – 6 штук изюма.
Наблюдаем процесс перемещения изюма снизу вверх и обратно. 

Что использовалось:

  • газированная вода
  • мерный цилиндр
  • изюм

Пробиркин: Ой, а что это с ними? почему они такие все  непоседливые?

Блок «Физика»

Электрончик: Они хотят объяснить нам принцип работы подводной лодки. Смотрите.
Как физика объясняет поведение наших изюминок, хотя это не изюминки, а мини подводные лодки.
Видите, вначале все изюминки опустились на дно, потому что они тяжёлые, потом на их поверхности появляются пузырьки углекислого газа, которого много в газировке и именно они поднимают наши подводные кораблики. Точно так же происходит и на настоящей подводной лодке.
Командир приказывает погрузиться. Специальные цистерны расположенные внутри лодки, балластные, и заполняются водой. Лодка становится тяжёлой и погружается.
Надо всплыть? «Продуть балластные!» – приказывает командир. И цистерны снова открываются, но теперь в них устремляется сжатый воздух из специальных баллонов. Как видите всё предельно просто.
Сейчас я познакомлю вас с интересной наукой, которая особенная важна для мужчин, это наука – ФИЗИКА.
Вы уже знаете какие – то физические законы, явления?
Конечно. Все мы знаем, что есть свет, гром и молния, мы знаем, что есть электричество и есть магнитные волны.
Но физика не только изучает все природные явления, она интересна тем, что позволяет нам проводить различные эксперименты.

Задание первое

– Все знает, как тянутся руки мальчишек и девчонок к надутым воздушным шарам, как хочется их лопнуть. И это нам удаётся. Но сейчас перед вами другая задача. Подумайте, как можно воткнуть в шар булавки и при этом не лопнуть его.
Демонстрация «Шашлык из воздушных шаров». Оказывается можно не только поместить иголки в шар, но и нанизать на спицу.

Этапы эксперимента

Взять два надутых воздушных шара и нанизать их на спицу.

Что использовалось:

  • воздушные шары
  • спица

Демонстрация «Шар йог».

Этапы эксперимента

Взять воздушный шар и положить его на «коврик йога».
Сверху, для большего эффекта аккуратно поместить книгу (энциклопедию).

Что использовалось:

  • воздушные шары
  • кусок картона с нанизанными на него гвоздями (2 см)
  • книга

– Как видите, знания по физике могут помочь нам не только поменять батарейку в часах, починить утюг, но проводить настоящие фокусы для своих друзей. (Приложение 3)

Пробиркин: Подумаешь, удивили… шарики. Да я вам сейчас такое покажу. Просто лопните от восторга!
Опыт «Вулкан на столе».

Этапы эксперимента

На демонстрационный столик поместить чашку Петри с дихроматом калия.
С помощью лучины поджечь реактив.
Сверху, для большего эффекта аккуратно поместить книгу (энциклопедию).

Что использовалось:

  • воздушные шары
  • кусок картона с нанизанными на него гвоздями (2 см)
  • книга

Блок «География»

Турист: Я рада приветствовать юных путешественников. Раз вы пустились по неведомым дорожкам, значит, вам нравится путешествовать и узнавать что-то новое.
А что мы можем узнать нового, когда путешествуем.

Ответы участников игры.

Правильно мы можем узнать о материках и океанах, о горах и вулканах, пустынях и болотах. Об этом нам рассказывает такая наука как – ГЕОГРАФИЯ, «землеописание».
Давайте попробуем описать землю. Для этого нам, конечно, понадобится карта.

  1. Показать на карте материк, на котором находится наше государство – Россия. Как он называется? (Евразия)
  2. Самый жаркий материк. (Африка)
  3. Самый большой океан. (Тихий)
  4. На каком материке жил весёлый и любознательный мальчик Том Сойер? (Серенная Америка)
  5. Показать на карте и назвать все океаны.
  6. В водах, какой реки обитает самая большая змея Анаконда? На каком материке она протекает? (Амазонка. Южная Америка)
  7. Самое глубокое озеро в мире, в котором находится максимальное количество пресной воды. (Байкал)
  8. Кто сможет показать, где находится «талия» Земли? (Экватор)
  9. Этот материк самый сухой. Он отличается от всех самыми интересными и экзотическими животными с длинным хвостом, который они использует как балласт во время прыжков. Когда впервые европейцы их увидели, то спросили у местных жителей, как они называются. Те ответили «не понимаем». И вот уже большее 200 лет мы называем это животное «не понимаем». Что это за животное, и на каком материке оно обитает? (Кенгуру, Австралия)
  10. Показать на карте материки.

Как видите, путешествовать по Земле можно даже не выходя из дома. А мне пора отправляться опять в путь. Столько ещё всего нового не раскрыть. (Приложение 4)

Пробиркин: Всё, ладно попутешествовали? А теперь готовьтесь, буду вас восхищать и заодно просвещать!
Вот вы тут уже и физиками были. Были? Были!
Астрономами – Были? – Были!
А кем ещё? Географами и биологами.
А теперь будем – ХИМИКАМИ! Есть желание? Тогда держитесь!
Фокусы, шарики. Да я вам сейчас такой фокус покажу! Только сразу говорю, его могу сделать только я! Я секретик знаю, а без него НИКАК! Да и не пытайтесь – ЗАПРЕЩЕО!
А-ну, поклонник звёзд, мечтатель иди сюда. Будешь мне сейчас как Солнце  зажигать лучину.
Опыт «Волшебный платок».

Этапы эксперимента

Смочить платок вначале в воде.
Затем смочить его в этиловом спирте.
Поджечь.
Наблюдаем бурную реакцию пенообразования. 

Что использовалось:

  • платок носовой хлопчатобумажный
  • две чашки Петри
  • этиловый спирт
  • зажим для прокаливания
  • спички

Скорость разложения зависит от температуры, концентрации, наличия примесей. Под действием катализаторов (каталитическое разложение) оно происходит быстрее. В этой роли выступают ионы переходных металлов (медь, железо, кобальт и др.) а также некоторые ферменты.
В раствор медного купороса добавим аммиак и получим аммиакат меди, который будет катализатором в нашей реакции разложения.

CuSO4 + 6NH3 + 2H2O = [Cu(NH3)4](OH)2 + (NH4)2SO4

Все готово. Смешиваем жидкое мыло с раствором перекиси водорода, а затем добавляем к смеси катализатор. Реакция разложения запущена.
Мыльный раствор не дает кислороду «улететь». Пузырьки выделившегося кислорода обволакиваются слоем молекул мыла и поднимаются на поверхность. Соприкасаясь друг с другом, они образуют ячеистую структуру – пену. Пена получается плотной и долго не оседает из-за низкого содержания воды.

Пробиркин: Есть высказывание много шума из-за ничего. Так вот бывает и много пены из НИЧЕГО!

Опыт «Много пены»

Этапы эксперимента

В колбе смешиваем раствор перекиси водорода и жидкое мыло.
Аммиак смешиваем с медным купоросом, получая сульфат аммония.
Доливаем полученный раствор в колбу.
Наблюдаем бурную реакцию пенообразования. 

Что использовалось:

  • колба
  • раствор перекиси водорода 50%
  • жидкое мыло
  • аммиак
  • медный купорос

Скорость разложения зависит от температуры, концентрации, наличия примесей. Под действием катализаторов (каталитическое разложение) оно происходит быстрее. В этой роли выступают ионы переходных металлов (медь, железо, кобальт и др.) а также некоторые ферменты.
В раствор медного купороса добавим аммиак и получим аммиакат меди, который будет катализатором в нашей реакции разложения.

CuSO4 + 6NH3 + 2H2O = [Cu(NH3)4](OH)2 + (NH4)2SO4

Все готово. Смешиваем жидкое мыло с раствором перекиси водорода, а затем добавляем к смеси катализатор. Реакция разложения запущена.
Мыльный раствор не дает кислороду «улететь». Пузырьки выделившегося кислорода обволакиваются слоем молекул мыла и поднимаются на поверхность. Соприкасаясь друг с другом, они образуют ячеистую структуру – пену. Пена получается плотной и долго не оседает из-за низкого содержания воды. (Приложение 5)

Пробиркин: Скажите, а снег может гореть?
Я вот думаю, что это просто не возможно! Вы можете привести примеры, когда невозможное, становится возможным?
Конечно, и все мы знаем этот пример.
В 16 марта 2014 г, в Сочи, закрылась Паралимпиада, олимпийский огонь погас. Наша команда, команда России, сделала, казалось бы, невозможное – 80 медалей! Такого ещё не было. Они смогли доказать, что в жизни может быть всё, слабовидящий человек может участвовать в биатлоне и горных лыжах, а хоккеист, лыжник без ног может вывести команду на первые места. Они доказали что всё ВОЗМОЖНО!

Опыт «Огонь из снега»

Этапы эксперимента

В огнеупорный стакан набрать снега.
На вершину «сугроба» положить небольшой кусок карбида кальция.
Поджечь выделяющийся ацетилен.
Наблюдаем бурную реакцию пенообразования.

Что использовалось

  • стакан химический
  • карбид кальция
  • спички

Скорость разложения зависит от температуры, концентрации, наличия примесей. Под действием катализаторов (каталитическое разложение) оно происходит быстрее. В этой роли выступают ионы переходных металлов (медь, железо, кобальт и др.) а также некоторые ферменты.
В раствор медного купороса добавим аммиак и получим аммиакат меди, который будет катализатором в нашей реакции разложения.

CuSO4 + 6NH3 + 2H2O = [Cu(NH3)4](OH)2 + (NH4)2SO4

Все готово. Смешиваем жидкое мыло с раствором перекиси водорода, а затем добавляем к смеси катализатор. Реакция разложения запущена.
Мыльный раствор не дает кислороду «улететь». Пузырьки выделившегося кислорода обволакиваются слоем молекул мыла и поднимаются на поверхность. Соприкасаясь друг с другом, они образуют ячеистую структуру – пену. Пена получается плотной и долго не оседает из-за низкого содержания воды.
Этот эксперимент я посвящаю всем паралимпийцам, их неимоверной силе воли, мужеству которые позволили сделать из сказки – быль! И благодаря им, мы почувствовали гордость, гордость что и мы являемся частью этой Великой команды, команды  – Россия!
Кто мне ответит на вопрос – какими дорожками можно добраться до Империи – Естествознание?
Всё правильно – это астрономия, биология, физика, география и конечно химия. Эти дороги безграничные и неисчерпаемые. Желаю вам удачи в покорении новых горизонтов знаний.
А теперь  давайте подведём итоги. Подсчитайте, какое количество жетонов заработали ваши команды.
Я приглашаю сюда выйти тем, кто помогал нам в нашем путешествии: …
Объявляем результаты игры. Награждение.

Все хором: Спасибо и до новых встреч.

Информационные источники

  1. Гальперштейн Л.Я. Занимательная физика/Оформл. Серии А. Ефремова; Художн. М. Хавторин. – Переизд. – М.: РОСМЭН, 2000. – 115 с: ил. – (Школьнику для развития интеллекта).
  2. http://simplescience.ru/video/a_lot_of_foam_from_nothing/
  3. http://www.diagram.com.ua/tests/himija/himija080.shtml

3.03.2015