«Стихотворение А. Блока «Россия», его историческая тема, современное звучание и смысл». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цель урока: совершенствование    умения анализа художественного произведения, формирование   учебно-познавательной и коммуникативной компетенций школьников.

Задачи урока:

Образовательные:

а) продолжить знакомить учащихся с личностью А. Блока, дать понятие о ее многогранности;
б) познакомить с творчеством поэта, с патриотической направленностью его поэзии;
в) продолжить работу над литературоведческими понятиями “тема”, “идея”, “композиция”, тропы.

Развивающие:

а) развивать умение читать и анализировать поэтические тексты;
б) развивать творческие способности;
в) расширить детский кругозор.

Воспитательные:

а) создать атмосферу открытости, сотворчества в общении;
б) формировать умение отстаивать свою позицию;
в) воспитывать любовь к поэзии.

Обеспечение: портрет А.Блока, видеоролик, раздаточный материал.

Тип урока: Комбинированный.

План урока

  1. Слово учителя. Постановка проблемы.
  2. Проблемная ситуация. Познавательные задачи.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Проверка решения. Чтение и анализ стихотворения А.Блока.
  5. Итоги. Введение решения в систему знаний.
  6. Творческая работа.
  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Слово учителя. Постановка проблемы.

У: Начать сегодняшний урок мне хочется с вопроса: “Задумывались ли вы когда-нибудь серьезно о таких понятиях как Родина, Отечество, Отчизна, Россия, держава?” Я предлагаю поразмышлять. В этом вам помогут цитаты известных людей.

Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт

Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ.
Н. Г. Чернышевский

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А. С. Пушкин

Слава жизни. Есть прорывы злого,
Долгие страницы слепоты.
По нельзя отречься от родного,
Светишь мне, Россия, только ты.
К. Д. Бальмонт

У: Из этих высказываний вы будете выписывать слова, связанные с предложенными вам понятиями. Слова, которые вы выпишете, помогут в дальнейшем в творческой работе, которую мы будем выполнять. Чтобы вам было проще работать со словами – ассоциациями, расчертим в тетради небольшую таблицу, состоящую из 3-х столбцов.

Образец таблицы

Существительные Прилагательные Глаголы
     

II. Проблемная ситуация.

Д: Читают цитаты, записывают слова в таблицу.

Д: Называют и записывают слова в таблицу на доске, все дополняют в тетради.

У: Ребята, а теперь подберите свои слова-ассоциации, связанные со словами “Родина”, “Отечество”, “Россия”. Какие слова к ним притягиваются?

Д: Дети обдумывают свои ассоциации.

У: Прочитайте свои варианты.

Д: Читают, дописывают на доске и в тетради.

У: Мы часто употребляем такое выражение: “истинный патриот”. А задумываемся ли, что в него вложено, чего оно стоит. Ну а слово “патриот” мы вообще редко используем в своей речи при характеристике какого-либо человека или ситуации. А о ком вы сами сказали или слышали: “Он патриот?” Какой же смысл вложен в эти замечательные слова? Я прошу вас составить предложения, включив эти слова в них:

Быть патриотом – значит ...
Услышав словосочетание “русская душа”, я представляю...
Россия для меня...

III. Выдвижение гипотез.

Д: Читают свои высказывания (На этом этапе ученик анализирует свою работу, сопоставляет ее с другими, обогащает свой опыт).

Несколько учеников высказываются. Обсуждают, доказывают свое мнение, приводят доводы.

У: Сверим наше толкование слов с толкованием, которое дается в словаре Ожегова

Д: Сверяют, делают выводы, ключевые слова записывают в таблицу.

У: Мы с вами говорили, что Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве поэта.

IV. Проверка решения.

У: Стихотворение А. Блока, которое мы с вами будем сегодня анализировать, называется “Россия”.

Запишите тему нашего урока:

Стихотворение “Россия”. Его историческая тема, современное звучание и смысл.

У: Записывает тему на доске.

Д: Смотрят видеоролик “Россия” (А.А. Блок).

У: В стихотворении “Россия” поэт делает большой шаг по направлению к реальному, историческому образу России. Найдите эти строки.

Д:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!..

У: Давайте посмотрим как начинается и заканчивается стихотворение? (Темой дороги, кольцевая композиция)

У: Блок возвращается здесь к лермонтовской традиции. Нетрудно уловить в начальных строчках произведения перекличку с его “Родиной”. Сравним: “Проселочным путем люблю скакать в телеге...” и “...вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи...”. Оба поэта рисуют картины, открывающиеся во время движения по русской проселочной дороге. Традиции Гоголя, Некрасова тоже можно здесь уловить

Давайте посмотрим, через какие образы Блок раскрывает образ России в этом произведении?

Д: Через любовь к женщине:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

образ возлюбленной:

А ты все та же — лес, да поле,
Да плот узорный до бровей...
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка...

образ “птицы- тройки”:

     Опять, как в годы золотые,
     Три стертых треплются шлеи,
     И вязнут спицы расписные
     В расхлябанные колеи...

У: Таким образом, тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее своей родины. Определите размер стихотворения (Блоковское стихотворение написано четырехстопным ямбом, который придает всему поэтическому произведению особый ритм, мелодию. Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность).

У: Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении? (Здесь поэтом используется множество ярких эпитетов (“годы золотые”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи”, “нищая Россия”, “песни ветровые”, “разбойную красу”, “в дали дорожной”); метафоры “вязнут спицы”, “плат узорный до бровей”); олицетворения (“одной слезой река шумней”, “блеснет...мгновенный взор”, “звенит ...песня”). Все художественно-выразительные средства помогают создать глубокий, емкий, красочный образ России).

У: Как вы считаете, что может подчеркивать неброский колорит стихотворения? (любовь автора к любой России, даже нищей).

У: Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

V. Итоги.

Д: Делают вывод, что в стихотворении нищета страны, её убогий вид прогнозируются поэту залогом её будущего просветления. “И невозможное возможно” – считает поэт, намекая на ожидаемые им перемены в судьбе родины. Поэт признаётся в своей любви к этой земле, к её народу, к его традициям и обычаям. “Дорога долгая легка”, если идти по ней вместе с народом – таков смысловой итог стихотворения А.А. Блока.

VI. Творческая работа.

У: В заключение нашего урока вы, ребята, объединитесь по группам и сами напишите небольшое стихотворение по теме нашего сегодняшнего урока – синквейн. Слово “синквейн” произошло от французского числительного “пять”. Это стихотворение, которое состоит из пяти строк, написанных по определенным правилам. При его написании вы можете пользоваться теми словами, с которыми мы сегодня работали, и записи которых у вас сохранились в виде таблицы.

  • 1 строка –  одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – 2 прилагательных.
  • 3 строка – 3 глагола.
  • 4 строка – фраза на тему синквейна.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (На работу дается 5-7 минут, затем зачитывается несколько стихотворений, отмечаются наиболее удачные).

VII. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения “Россия” наизусть.