Техника формирования сюжетного поля урока «Презентация на каждый день»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


1. Техника формирования сюжетного поля урока. Краткое описание.

Создание сюжетного поля урока – важнейший элемент формирования учебной мотивации и рефлексивной компетентности, основным эффектом которого является организация единого эмоционального фона, единого ценностно-смыслового пространства образовательной деятельности. На уроках литературы это особенно значимо в силу глубокого нравственно-этического потенциала данной предметной дисциплины.

Прежде чем перейти к описанию техники формирования сюжетного поля урока, необходимо определить само содержание понятия. Как известно, сюжет художественного произведения представляет собой динамическую структуру, то есть некоторое подвижное, развивающееся соотношение смысловых элементов. При этом организующей силой сюжета выступает некое противоречие, или “конфликт” (один или несколько): морально-нравственная дилемма, этическая альтернатива – иначе говоря, ситуация “выбора пути”, самоопределения, актуальная для автора и активизирующая процессы внутреннего позиционирования у предполагаемого читателя. Динамика сюжетной линии, её наиболее глубокие или, напротив, пиковые точки и образуют “эмоциональный рисунок” потенциального урока (или целого комплекса уроков) по изучению каждого конкретного произведения. Задать рамки, установить границы такого эмоционально-смыслового пространства работы с текстом и означает “сформировать сюжетное поле” образовательной деятельности на уроках литературы.

По какой причине целесообразнее делать это заранее, до непосредственного погружения в “ткань” произведения? Не секрет, что современные школьники испытывают определённые трудности перевода текстовой информации на язык образов и чувств, специфика их культурного, в том числе - и читательского, - опыта порождает так называемые “барьеры восприятия”: поверхностный анализ прочитанного, бедность активного словаря, страх перед глубокими переживаниями (особенно – сопереживанием), неспособность соотнести друг с другом отдельные элементы текста (например, портретные характеристики персонажей, их поступки, детали интерьера или пейзажа) и определить суть авторского замысла, выйти на уровень ценностного содержания, – всё перечисленное может спровоцировать появление боязни неудачи, закрытости, читательской “глухоты”, неспособности к диалогу с автором. Обозначив заранее границы предполагаемого диалога, задав ясные параметры пространства будущих рассуждений, мы существенно снизим внутреннее напряжение обучающихся при восприятии темы, увеличив тем самым продуктивность уроков.

Предлагаемая техника создания сюжетного поля урока проста. Непосредственно в начале изучения конкретной темы (в начале урока) учитель предлагает вниманию обучающихся подборку презентационных слайдов, нечто вроде иллюстраций к произведению, с которым им предстоит познакомиться; содержание слайдов призвано погрузить будущих исследователей текста в атмосферу сюжета, поэтому оно должно представлять собой модель конфликта изучаемого произведения. Как правило, это могут быть две картинки с альтернативным видением одного и того же ценностного аспекта. К картинкам на слайдах прилагается вопрос, побуждающий к аргументированному выбору одной из предлагаемых позиций. Иными словами, используя визуальные аналогии к изучаемому тексту, педагог предлагает обучающимся некую ситуацию выбора и запускает тем самым процесс личностного позиционирования с опорой на индивидуальный жизненный опыт и представления об окружающем мире. Так как визуальный материал изначально содержательно связан с материалом будущих уроков, участники обсуждения как бы погружаются в ценностно-смысловую атмосферу произведения, ещё не начав исследовать его, и происходит это органично, свободно, без боязни ошибиться – так как не предполагает обращения к академическим знаниям. Занимая определённые позиции и приводя аргументы, обучающиеся автоматически формируют в своём сознании индивидуальные стартовые площадки для будущего исследования текста. Впоследствии весь материал урока (цикла уроков) укладывается в уже сформированные “ячейки”, и даже сложные вещи воспринимаются ими как совершенно естественные. Однако на этом работа с сюжетным полем не заканчивается: второй этап относится к завершению работы над темой (или к концу урока, если тема изучается в рамках одного урока). На данном этапе та же самая презентация рассматривается уже с учётом исследовательского опыта, полученного в ходе изучения художественного текста. Теперь вопрос и ситуация выбора воспринимаются обучающимися иначе, глубже, в целом мы получаем кольцевую композицию образовательного диалога, и по завершении работы материал в сознании обучающихся обретает целостность, логическую завершённость.

2. Инструкция к Презентации.

Проиллюстрировать технику может представленная подборка материала для создания сюжетного поля уроков по 11 темам курса литературы в 9-11 классах. Краткое описание даётся ниже.

Тема 1. “Слово о полку Игореве”, 9 класс

Концепция темы. Идея произведения - призыв к единению, критика индивидуализма.

Материал для создания сюжетного поля.

1. Две иллюстрации в стилистике гравюры, из иллюстраций к одному из изданий “Слова...”: 1)полководец впереди воинства, с флагом; 2) старец с горестным выражением лица в окружении воинов, воздел руки в призыве.

2. Таблица с цитатами “Поход глазами героя и глазами автора”; сканворд.

Вопрос 1. Какое изображение, на Ваш взгляд, лучше иллюстрирует идею единения? Почему?

Вопрос 2. В “Слове...” противопоставлены два представления о войне. Найдите в колонках по 2 ключевых понятия, впишите в ячейки сканворда.

Тема 2. Н.В.Гоголь “Мёртвые души”. 9 класс

Концепция темы. В произведении представлена галерея “людей-схем”, героев без души, звучит мотив бесплодного существования.

Материал для создания сюжетного поля.

Две иллюстрации: 1) фотография настоящей, “живой” бабочки и 2) плоский рисунок.

Иллюстрации возникают перед зрителем последовательно. Вначале идёт работа с первой картинкой - “живая бабочка”.

Вопрос. Древние люди считали бабочку одной из форм существования Души. Как Вы думаете, почему?

Затем по щелчку возникает другая картинка - “ненастоящая бабочка”, 2бабочка-схема”.

Вопрос 1. Найдите отличия.

Вопрос 2. Взгляните на название произведения и предположите, в чём заключается авторский замысел?

Тема 3. И.А. Гончаров. Два идеала в романе “Обломов”

Концепция темы.

Материал для создания сюжетного поля.

Две иллюстрации: 1) изображение ветки сирени и 2) изображение рук, разминающих тесто.

Вопросы и задания. Взгляните на картинки. Предположим, что это — метафоры для выражения чувства любви. Составьте по каждой из них высказывание “Любовь — это...” Какое из получившихся высказываний Вам ближе?

Тема 4. Ф.М. Достоевский

“Преступление и наказание”. Образ Петербурга. 10 класс.

Концепция темы. Автор показывает “изнанку” парадной столичной жизни, мир “униженных и оскорблённых”, создаёт особый “мир” , где преобладают определённые краски, формы, состояния.

Материал для создания сюжетного поля.

Четыре иллюстрации: две — фотографии видов “парадного” Петербурга, две — рисунки к роману “Преступление и наказание”.

Вопрос. Сравните городские пейзажи. Отметьте формы, краски, детали. Какое настроение, на Ваш взгляд, хотел передать художник?

Тема 5. Л.Н.Толстой

Философия истории в романе “Война и мир”. Наполеон и Кутузов. 10 класс.

Концепция темы. Автор рассуждает о двух взглядах на роли личности и народа в истории: лидер — продукт устремлений народа (группы, общества) или самостоятельная активная “сверхсила”. Авторскую мысль можно проследить, исследовав образы Наполеона и Кутузова.

Материал для создания сюжетного поля.

Две иллюстрации: 1) рука, переставляющая фигуры на шахматной доске и 2) векторная стрела, составленная из условных человеческих фигур (все фигуры серые, на острие вектора — красный человечек)

Вопрос. Перед Вами два представления о движущих силах в истории человечества. Которое Вам ближе и почему?

Тема 6. А.П.Чехов

“Маленькая трилогия” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”). “Ионыч”. 10 класс.

Концепция темы. Автор рассуждает о двух представлениях человека о счастье: “успех, замкнутый на себе” и “успех, отражённый в мир”.

Материал для создания сюжетного поля.

Две пары иллюстраций: 1) “Два счастья” (А. Мужчина в офисном костюме стоит посреди “каменных джунглей”, раскинув руки в жесте всемогущества, сжав кулаки. Б. Женщина в майке и джинсах стоит посреди пшеничного поля, раскинув руки с раскрытыми, обращёнными кверху ладонями); 2) “Два смысла” (А. Условный человечек хочет схватить огромный апельсин с надписью “УСПЕХ”. Б. На раскрытой к солнцу ладони “растёт” апельсиновое дерево).

Иллюстрации предъявляются зрителю вначале парами, затем — вместе.

Вопрос. Найдите аналогии. Какие ценности Вам ближе? Почему?

Тема 7. А.М. Горький. Ранние романтические произведения

“Старуха Изергиль”. “Песня о Соколе”. 11 класс.

Концепция темы. Автор формулирует тезис о двух векторах человеческих устремлений: “брать” и “отдавать”, рассуждает о взаимоотношениях человека и общества, о предназначении лидера.

Материал для создания сюжетного поля.

Три пары иллюстраций: 1) “Две роли” (А.Б. Одно шарообразное небесное тело в центре разделённого надвое пространства: правая часть его излучает свет подобно солнцу, а левая — поглощает свет соседней звезды подобно луне.); 2) “Две дороги” (А. Условный красный человечек взобрался по условной лестнице, возвысившись над другими -серыми - и воздев руки. Б. Герой бежит с огнём в руке, ведя других за собой); 3) “Две судьбы” (А. Герой во тьме, отброшен людьми от себя. Б. Герой бежит с огнём в руке, ведя других за собой).

Вопрос. Представьте, что перед Вами — трейлер к новому фильму... Проанализируйте три ключевые позиции “трейлера” и предположите, какова могла бы быть проблематика сюжета, суть конфликта, возможный исход?

Тема 8. А.А.Блок. “Двенадцать”. 11 класс

Концепция темы. Стилистика, ритм и цветовое решение поэмы резко контрастируют с теми же аспектами раннего творчества (ср. “Вхожу я в тёмные храмы...” - можно предположить, здесь нашла отражение революционная смена культурных эпох.

Материал для создания сюжетного поля.

Две иллюстрации: 1) фотография иконостаса; 2) трёхцветный революционный плакат.

Вопрос. Перед Вами две формы искусства: “иконопись” и “плакат”. Постарайтесь кратко охарактеризовать специфику каждого.

Тема 9. С.А.Есенин

Трагедия гибели таланта в поэме “Чёрный человек”. 11 класс.

Концепция темы. Автор использует приём аллюзия: образы поэмы и само её название недвусмысленно обращают нас к “Маленьким трагедиям” А.С. Пушкина, его мотиву “роковой статуи” (Р. Якобсон) и тезису “Гений и злодейство — две вещи несовместные”. Так внутри самостоятельного есенинского текста “поселяется” проблема предназначения таланта.

Материал для создания сюжетного поля.

Четыре слайда: 1) пара “светлый человек — чёрный силуэт”; 2) изображения золотого петушка, статуи Командора, статуэтки Наполеона и памятника Петру I; 3) пара “силуэты Моцарта и Сальери — классическая пара театральных масок”; 4) пара “портрет автора - чёрный силуэт со знаком вопроса внутри”.

Первый слайд используется для организации ситуации “предвосхищения”, второй и третий - во время работы с текстом, четвёртый — для формулировки вывода.

Вопрос 1. Раскройте значение слова “тень”. Каковы, на Ваш взгляд, причины появления широкого спектра переносных значений этого слова?

Вопрос 2. Какой мотив мог бы объединить этих персонажей?

Вопрос 3. Перед Вами сцена из “Маленьких трагедий” А.С. Пушкина и классическая пара масок античного театра. Постарайтесь определить суть трагедии как жанра.

Вопрос 4. Раскройте замысел автора: каков главный вопрос произведения?

Тема 10. В.В.Маяковский

Эволюция лирического героя. (“Нате!”.“Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”. “Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка”. “Сергею Есенину”)?. 11 класс.

Концепция темы. Обретение В. Маяковским понимания своего поэтического предназначения изменяет позицию лирического героя его стихов: от непонятой раненой “бабочки” до “первооткрывателя”, “строителя нового мира”, “борца”.

Материал для создания сюжетного поля.

Три слайда: 1) антитеза “бабочка — серая масса-толпа”; 2) антитеза “амурная беседка — Космос и полёт”; 3) антитеза “тучи над полем — цветущий сад”.

Вопрос 1. Рассмотрите картинки, сопоставьте их эмоциональное содержание. Предложите 3-5 ассоциаций для каждой. Составьте историю с участием персонажей слайда.

Вопрос 2. Прокомментируйте: какие ощущения вызывает “лишняя” картинка?

Вопрос 3. Перед Вами два пейзажа. Сравните Ваши ощущения: какая картинка, на Ваш взгляд, более энергетична? Какая более ресурсна? Почему?

Тема 11. Е.Замятин

“Мы”. Антиутопия как особый жанр. 11 класс.

Концепция темы. Антиутопия — портрет “счастливого общества”: автор исследует так называемый “эффект перевёрнутого сознания”.

Материал для создания сюжетного поля.

Композиция из четырех изображений:

1) фотография технополиса;

2) горящая книга;

3) гравюра с идущими строем и кричащими людьми;

4) лицо диктатора, глядящего с экрана на массы.

Вопрос. “Идеальная несвобода” (Е.Замятин. “Мы”, 1924). Прокомментируйте выражение. Составьте предполагаемый портрет героя, в сознании которого оно родилось.

13.03.2015