«Дворцовые перевороты». 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: проанализировать и раскрыть российский исторический феномен – дворцовые перевороты в XVIII веке.

Задачи урока:

  • раскрыть понятие “дворцовые перевороты”
  • определить причины и сущность дворцовых переворотов
  • показать роль гвардии в осуществлении дворцовых переворотов
  • проследить смену монархов на российском престоле в 1725-1762 годах
  • раскрыть роль фаворитизма как явления
  • показать последствия дворцовых переворотов для России

Планируемые результаты

Предметные

  • Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.
  • Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.
  • Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.
  • Составлять краткие исторические портреты Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III.
  • Объяснять смысл понятий: дворцовые перевороты, дворянская гвардия, кондиции, фаворитизм

Метапредметные

  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, оценивать свою деятельность.
  • Ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно определять алгоритм действий при решении учебной задачи. Проявлять активность во взаимодействии, работая в группах

Личностные

  • Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу, оценивать, анализировать, характеризовать эмоциональное состояние, проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива.

Тип урока и методы: урок формирования новых знаний с использованием проблемного, игрового, наглядного, практического, словесного методов.

Оборудование урока:

  • интерактивная доска и ПК учителя; магнитная доска
  • презентация “Дворцовые первороты”
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. “История России XVII – XVIII в.в”.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014

Основные персоналии: Петр I, Екатерина I, А.Д.Меншиков, Петр II, Анна Иоанновна, Э.Бирон, Иоанн VI Антонович, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I.

План урока

  1. Причины и сущность дворцовых переворотов.
  2. Екатерина I - 1725-1727 гг.
  3. Петр II – 1727-1730 гг.
  4. Анна Иоанновна -1730-1740 гг.
  5. Иоанн Антонович – 1740-1741 гг.
  6. Правление Елизаветы Петровны -1741-1761 гг.
  7. Петр III и его свержение -1761-1762 гг.

Ход урока

I - Организационный момент - Подготовка к уроку, построение, рапорт, приветствие

II - Актуализация знаний

Обучающиеся: записывают тему урока

Преподаватель: подводит обучающихся к возможности определение целей и задач 2-го урока по теме “Дворцовые перевороты” - сегодняшний урок второй по теме. Какие задачи нам удалось решить на первом уроке и, что предстоит сделать сегодня? - Слайд № 1

Обучающиеся: подводят итоги 1-го урока по теме:

  • мы узнали, что после смерти Петра I начались дворцовые перевороты
  • мы узнали, что дворцовые перевороты – это смена высшей государственной власти путем осуществления заговора и участия военных (гвардейцев)
  • мы определили, таким образом, что причинами дворцовых переворотов (отсутствие завещания; Указ о престолонаследии; сила дворянских группировок; усиление гвардии)
  • мы подготовили сообщения в различных формах о смене власти в период дворцовых переворотов

Обучающиеся: определяют задачи 2-го урока:

  • определить, кто претендовал на русский престол после смерти Петра I
  • проследить смену монархов на российском престоле в 1725-1762 годах
  • представить подготовленный материал
  • показать борьбу за власть и роль гвардии в осуществлении дворцовых переворотов
  • раскрыть роль фаворитизма как явления
  • существовала ли альтернатива дворцовым переворотам, можно ли их было избежать
  • показать последствия дворцовых переворотов для России

Преподаватель: Для решения задач № 1-2 подготовлено сообщение группа № 1 - преступите к выполнению задания (составляют схему на магнитной доске).

Преподаватель: Эпиграфом в изучении истории дворцовых переворотов на сегодняшнем уроке будут слова А.С.Пушкина, охарактеризовавшего преемников Петра Первого: “Ничтожные наследники северного исполина”. Согласны ли вы с мнением поэта? - и это предстоит нам выяснить по завершению темы “Дворцовые перевороты”. – Слайд № 4

III - Изучение нового исторического материала

Преподаватель: Обратим внимание на схему (магнитная доска) – кто претендовал на русский престол после смерти Петра I в первую очередь - Слайд № 5

Группа № 1 – Наша задача определить законных претендентов на русский престол после смерти Петра I. Анализ генеалогического древа потомков Петра I показал, что первым претендентом является Петр Алексеевич – сын убитого царевича Алексея – сына Петра I. Вторым претендентом по мужской линии мог быть другой внук Петра – Карл-Петер –Ульрих – сын старшей дочери Петра I Анны Петровны. Других наследников престола по мужской линии нет. По женской линии на престол могли претендовать жены Петра I - Евдокия Лопухина (пострижена в монахи) и Екатерина - коронованная Петра I императрица, а также дочери Петра I – Анна Петровна, Елизавета Петровна. Русский престол мог перейти и к наследникам Ивана V – брата Петра I: жене Прасковье и дочерям Прасковье Ивановне, Анна Ивановне и Екатерине Ивановне. Вывод на основе анализа изученного материала: все претенденты не обладали достаточной законной силой для занятия престола, т.к. отсутствовало завещание Петра I, которое приводило в действие Указ о престолонаследии 1722 гг.

Преподаватель: Вторая группа получила задание рассказать о составной части русской армии – гвардии, об усилении ее роли – почему важен этот вопрос? – Слайд № 6

Группа № 2- Русская гвардия выросла из “военных забав” Петра I. В 1683 году тот организовал “потешные войска” иноземного строя. В 1691 году в “потешных войсках” было создана два полка — Преображенский и Семеновский. “Потешность” стремительно слетала с этих настоящих воинских формирований, офицерский корпус которых сделался надежной опорой царя-реформатора. 2 сентября 1700 года оба эти полка получили почетное наименование “лейб-гвардейских”. Этот день и считается днем рождения русской гвардии. В том же 1700 году гвардейцы прошли боевое крещение под Нарвой, против шведов. Битва сложилась неудачно для русских войск, однако оба полка не дрогнули и стойко держались против шведской армии. Сначала гвардия не имела никаких преимуществ перед армейскими частями. Но с 1722 года в Табели о рангах гвардейские офицеры получили старшинство на два чина перед армейскими. В петровские времена в гвардию даже рядовыми записывали преимущественно дворян. В дворцовых переворотах дворянская по своему составу гвардия была заинтересована в том или ином претенденте на власть. Гвардия была активной политической силой.

Преподаватель: Теперь посмотрим, кто и как вступал на российский престол, как проявляли себя гвардейцы и, какова была роль фаворитов. Что необходимо, чтобы иметь общее представление о ходе дворцовых переворотов, систематизировать знания? – Слайд № 7

Обучающиеся: Предлагают записывать, составлять таблицу. Предлагают структуру таблицы:

Император Даты правления Фавориты
     

По ходу сообщений обучающиеся заполняют таблицу, после каждого сообщения - проверка

Сообщения обучающихся в соответствии с планом и задачами урока:

Группа № 3 Екатерина I (сообщение в форме мини-дискуссии) – Слайды № 8-9

После смерти Петра I для решения вопроса о престолонаследии были созваны высшие чины империи – Сенат, Синод, генералитет – представители родовитого и нового дворянства. Шло обсуждение двух претендентов: вдовы Петра I – Екатерины, и внука Петра I – Петра Алексеевича. Мы попытались представить ситуацию и приняли разные позиции: Я - в защиту Екатерины, поскольку она в 1712 году стала официальной женой Петр I , а в 1721 году Екатерина была коронована и торжественно провозглашена императрицей. Она уже императрица и шансы ее занять престол, неоспоримы. А Я – за Петра Алексеевича, т.к. по русской традиции власть передается от отца к сыну по мужской линии, то Петр Алексеевич в мужской линии Романовых самый близкий к престолу. Однако, когда чаша весов начала склоняться в пользу Петра Алексеевича, оказалось, что дворец окружен солдатами Семеновского и Преображенского полков, выведенных по приказу Меншикова в поддержку Екатерины. Никто из присутствующих не решился выступить против гвардии. Императрицей была провозглашена Екатерина I. Ее первым министром стал Александр Меншиков. Для примирения сторон был создан Верховный тайный совет, куда вошли и представители старых родов и новое дворянство. Но правила Екатерина I недолго - 1725-1727 гг. Екатерина I оставила завещание в пользу своей дочери Елизаветы.

Группа № 4 Петр II – (сообщение в форме письма потомкам) – Слайд № 10

Достопочтенные потомки наши, желаю сообщить вам, что после смерти Екатерина I вновь встал вопрос о престолонаследии, несмотря на завещание. Претендентов было трое Петр Алексеевич – внук Петра I, дочь Петра I – Елизавета Петровна и дочь – Анна, вышедшая замуж за голштинского герцога и отказавшаяся от русского престола за себя и своих детей. В такой ситуации “верховники” нарушили завещание Екатерины I и своей волей передали власть наследнику по мужской линии - Петру Алексеевичу. Интригу опять разыграл Александр Меншиков, надеясь выдать замуж свою дочь Марию за Петра Алексеевича, и править как при Екатерине I. В 1727 году императором стал Петр II. Но надежды Меншикова он нарушил. Он вернул свою бабушку (первую жену Петра I) Евдокию Лопухину из ссылки, стал дружить с князем Долгоруковым и его сестрой Екатериной – готовилась их свадьба. А вот Меншикова, подавшего в отставку, удовлетворил, проверил его коммерческие и другие дела и отправил в ссылку, в Березов, где тот и умер. Государственными делами Петр II занимался мало, многое доверял Долгоруким. В 1730 году император простудился на охоте и умер.

Группа № 5 – Анна Иоанновна – сообщение в форме беседы-диалога – Слайды № 11-12

- Теперь наследницей престола должна стать Елизавета Петровна, но Верховный тайный совет находить новую кандидатуру, как казалось им более послушную. – Анну Иоанновну Курляндскую – дочь брата Петра I – Иоанна Алексеевича.

Да, Она же овдовела, жила в Курляндии очень бедно и, как казалось “верховникам” должна была принять все их условия.

- Они изложили свои требования в “кондициях” и Анна согласилась их принять.

- А что содержали кондиции?

- В 1730 году Анна Иоанновна прибыла в Москву в то время, когда во второй столице собралась вся знать, высшее духовенство и высшие офицеры. Гвардия встречала свою государыню, пославши ей челобитную с просьбой “принять самодержавство таково, каково ваши предки имели” и предложили уничтожить кондиции.

- Анна разорвала кондиции, упразднила Верховный тайный совет, наказала многих из его состава. На помощь выписала из Курляндии своего любимца Эрнста-Иогана Бирона. Он стал первым министром, фактическим правителем России на 10 лет. Отблагодарила Анна и гвардейцев, приведших ее к власти: был сформирован новый гвардейский полк – Измайловский; в 1731 г. императрица подписала Указ об учреждении в Санкт-Петербурге “Корпуса Кадетов” - ваших предшественников.

- Анна Иоанновна стремилась сохранить на престоле линию царя Ивана Алексеевича. Своих детей у нее не было, поэтому она приблизила ко двору свою племянницу (дочь сестры Екатерины Иоанновны) – Анну Леопольдовну. Родившийся у Анны Леопольдовны сын был объявлен наследником престола. В 1740г. Анна Иоанновна умерла, назначив регентом при малолетнем императоре Бирона.

Группа № 6Иоанн Антонович – сообщение в форме сообщения в газете “Ведомости” (стала выходить с 1703 года) – Слайд № 13

1740 год. Российским императором стал Иван VI Антонович. Ему всего 2 месяца, регентом при нем назначен – Бирона. Его правление не поддерживается в стране и, против него составлен заговор во главе с фельдмаршалом Бурхард Кристофом Минихом – возглавлявшим Военную коллегию. 9 ноября 1740 года он во главе гвардейцев арестовал Бирона и провозгласил регентшей Анну Леопольдовну. Но новая власть опять вызвала недовольство гвардии. Готовился заговор и новый дворцовый переворот. Ивану VI Антоновичу удалось быть у власти всего год – до ноября 1741 года. (Конечно, такого сообщения в газете быть не могло, т.к. эти события совершались тайно.)

Группа № 7 Елизавета Петровна – сообщение в форме военного донесения – Слайд № 14

В ночь на 25 ноября 1741 года дочь Петра I – Елизавета Петровна сама пришла в казармы Преображенского полка и призвала гвардейцев служить ей, как служили они ее отцу Петру Великому. Анна Леопольдовна и император Иван VI Антонович были арестованы. Их судьба драматична и требует особого времени. Судьба же Елизаветы Петровны за время дворцовых переворотов менялась: из любимицы она превращалась ненавистную преграду, которую только терпят при дворе. И вот теперь Елизавета Петровна стала императрицей Елизаветой I . В управлении страной ей помогали доверенные лица и фавориты – Петр Иванович Шувалов, Михаил Илларионович Воронцов, Алексей Петрович Бестужев – Рюмин, Алексей Григорьевич Разумовский. Елизавета Петровна уже в 1742 году назначила своим наследником племянника – сына своей сестры Анны Петровны, внука Петра I – Карла-Петера – Ульриха. Он был привезен в Россию, крещен по православному обычаю с именем Петр Федорович. Елизавета выбрала ему невесту, немецкую принцессу Софию Августу Фредерику Ангельт-Цербскую (крешеную в православии с именем Екатерина) и женила в 1745г. Елизавета вскоре разочаровалась в своем выборе наследника и ждала сына от своего племянника. В 1754г. у Петра и Екатерины родился сын Павел. Елизавета взяла мальчика на собственное воспитание и стала готовить его к престолу. Однако в 1761 году она скончалась.

Группа № 8Петр III – сообщение в форме интервью. – Слайд № 15-16

Мы хотели узнать: новый император получили русский престол по завещанию? – Да, императрица Елизавета Петровна, хотя и была разочарована в племяннике, престол завещала ему.

Почему же он правил так мало - всего 186 дней? - За это время Петр III сумел настроить против себя различные социальные слои общества, прежде всего гвардию и церковь. Петр пренебрегал традициями православной веры, хотел расторгнуть брак с Екатериной Алексеевной и жениться вновь по канонам лютеранской церкви.

Чем он вызвал недовольство гвардии, ведь он так любил все военное, поклонялся прусскому королю Фридиху II? - Гвардия и армия в целом были недовольны тем, что Петр вводил в армии прусские порядки, но самое главное - свел на нет все успехи в Семилетней войне. Гвардия, по праву, считала это предательством интересов России.

Когда и каким образом он потерял власть? - Гвардейцы во главе с братьями Григорием Григорьевичем и Алексеем Григорьевичем Орловыми составили заговор в пользу Екатерины и 28 июня 1762 года осуществили дворцовый переворот. Императрицей была провозглашена Екатерина Алексеевна – Екатерина II, а наследником престола Великий князь Павел Петрович. Все войска присягнули Екатерине, народ ликовал. Вельможи в Зимнем дворце приветствовали новую государыню. Петр III был арестован, подписал отречение в пользу Екатерины Алексеевны.

А что же стало потом с бывшим императором? - В сопровождении караула он был отправлен в Ропшу в 30 верстах от Петербурга. Через неделю он был убит Алексеем Орловым.

И русский престол оказался у Екатерины Алексеевны? – Да, у Екатерины II.

IV - Первичное закрепление

Преподаватель: Итак, подведем итоги.

Сколько было дворцовых переворотов, кто пришел к власти на основе дворцового переворота?

  • какие выводы можно сделать на основе анализа эпохи дворцовых переворотов?
  • согласны ли вы с выводом А.С.Пушкина, данными в его заметках о русской истории XVIII века - “Ничтожные наследники северного исполина”?
  • можем ли мы дать полный ответ по вопросу к эпиграфу нашего урока?

Обучающиеся:

  • анализируют записи в таблице – Слайд № 17
  • отвечают на вопросы, делая выводы:
  • инициаторами переворотов выступали различные дворцовые группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника
  • движущей силой переворотов была гвардия
  • важнейшим следствием дворцовых переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства
  • каждый из последователей Петра сделал для России что-то во благо, но уровня Петра Великого не достиг никто. – Слайд № 18

Полный ответ по вопросу к эпиграфу нашего урока мы сможем дать, узнав, какую внутреннюю и внешнюю политику проводили последователи Петра Великого.

V – Рефлексия

Продолжите фразу:

  • я сегодня узнал…
  • я научился
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я получил возможность…
  • мне захотелось…
  • урок дал мне для жизни…

VI - Задание на самоподготовку (домашнее задание) – Слайд № 19

Базовый уровень:

  • Прочитать параграф 20-21 и документы, стр.154-155, ответить на вопросы, стр. 154.
  • Повторить основные понятия к теме, стр. 155.
  • Рабочая тетрадь параграф 20-21, задания № 1-5

Повышенный уровень:

  • аргументировать свою точку зрения по вопросу: было ли законным вступление на престол Екатерины Алексеевны?
  • аргументированную историческую модель по вопросу: можно ли было избежать дворцовых переворотов

VII - Объявление и комментирование оценок