Внеклассное мероприятие к 100-летию Первой мировой войны

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Форма: круглый стол.

Педагогические технологии: технология критического мышления.

Цель мероприятия: формирование у обучающихся мировоззрения об античеловеческом и антигуманном характере любой войны и ее последствий для всего человечества на примере Первой Мировой войны.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями. (Опережающее ознакомление с историческим событием)
  • Развивать умение учащихся работать с текстами, словарями.
  • Закрепить навыки самостоятельной групповой работы учащихся с новым материалом и историческими документами.
  • Научить умению грамотно, аргументировано и рационально вести беседу в форме круглого стола.
  • Пробудить у учащихся чувство патриотизма, сострадания к рядовым участникам военных действий, принявших на свои плечи всю тяжесть беспощадной и кровопролитной войны.
  • Познакомить учащихся с писателями, отразившими в своих произведениях Первую мировую войну.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово учителя истории (3 мин.)

В начале ХХ века человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Старый Свет разделился на два враждующих между собой лагеря — Тройственный союз и Антанту. Столкновение между этими группировками было неизбежным, что и произошло летом 1914 года. Но вряд ли кто мог тогда представить, что столкновение интересов выльется не в обычный конфликт, а в конфликт мирового масштаба – Первую мировую войну 1914–1918 годов. Эта война стала прологом потрясений ХХ столетия. События 1914–1918 годов дали начало многим процессам, определившим облик современного мира.
Тема сегодняшнего круглого столазвучит так:“ К 100-летию начала Первой мировой войны”
Проблема – в чем заключается античеловеческий и антигуманный характер любой войны и ее последствий для всего человечества на примере Первой Мировой войны.
Участники круглого стола – следующие группы: историки, экономисты, лингвисты и культурологи.
Хочется напомнить о правилах ведения круглого стола: высказывая свое мнение, постарайтесь грамотно и рационально вести беседу. Соблюдайте регламент.

2. Стадия вызова (3 мин.)

Задание: разминка «Ассоциация»

Учитель: Для начала предлагаем вам посмотреть отрывок из документального фильма о войне.
Учитель: Какие ассоциации вызвал у вас этот фильм? (Учащиеся: насилие, страдание, боль, ненависть, вражда…)

3. Стадия осмысления (2 мин.)

Учитель: Что вам известно об истории конфликта?
Учащиеся (заранее подготовленное сообщение) рассказывают об истории конфликта

История конфликта

Известно, что к 1914 году крайне обострилась международная обстановка. Этому способствовало усиление борьбы между странами за рынки сбыта и политическое влияние в мире.
Так же в начале XX в. оформились блоки стран – участниц Первой мировой войны. С одной стороны это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз (1882), и с другой – Англия, Франция и Россия, создавшие Антанту (1904–1907). Ведущую роль в австро-германском и романо-британском блоках играли соответственно Германия и Англия. Конфликт между этими двумя государствами и привел к конфронтации сил в Европе вылившейся в будущем в Первую мировою войну. Особенностью этого военного конфликта было то, что впервые в истории он охватил все европейские державы.

4. Работа по группам (25 мин.)

Учитель: Как известно, война затрагивает разные сферы жизни человека. Сейчас мы постараемся в этом разобраться с помощью заданий, которые находятся в данных кейсах.
Учитель: Просьба группам занять свои рабочие места и приступить к выполнению заданий.

(Музыкальное сопровождение во время работы по группам.)

А) Группа историков читает исторический текст и ищет информацию по вопросу: На каком этапе страны включались в войну? (Приложение 1)

Б) Группа экономистов читает текст и ищет информацию по численности погибших, участников конфликта (Приложение 2)

В) Группа лингвистов читает лингвострановедческий словарь и ищет значение слов. (Приложение 3), переводит информацию с немецкого и французского языков. (Приложение 4, Приложение 6)

Г) Группа культурологов читает текст с информацией о писателях, отразивших в своих произведениях Первую мировую войну. (Приложение 5)

Слушаем работу групп (каждой группе для выступления регламент – по 5 мин.)

Краткое обобщениеучителя.

5. Памятники Первой мировой войне в разных странах (10 мин.)

(Подготовленное домашнее задание отдельными учащимися)

Учитель: Мы хотели бы показать некоторые памятники о Первой мировой войне в разных странах. Что вам известно о них?

6. Стадия рефлексии (5 мин.)

Учитель: Завершая работу, предлагаем вам посмотреть видеосюжет на французском языке.

«Неизвестные солдаты: воспоминания о Первой Мировой войне» Все должно быть понятно и без перевода, но лингвисты после просмотра кратко расскажут сюжет.

Ссылка на видеосюжет: http://www.youtube.com/watch?v=QBFiR1WYBDY «Soldats Inconnus: Memoires de la Grande Guerre»

Перевод. Это история о 4 судьбах обычных людей, двух солдат, медсестры, летчика и собаки Гектора, их верного друга.
Это фильм о мире, погруженном в хаос. Все пытаются выжить в ужасе траншейной войны. Судьбы этих людей очень похожи. Они все в поиске ответа на вопрос, кому нужны эти жертвы. Они хотят предупредить человечество об ужасах Войны.

Учитель: Мы предлагаем сделать выводы в форме «Свободного микрофона» Скажите свое «нет» любой войне!!!

Источники информации, используемые при подготовке и проведении мероприятия:

1. Текст для историков – компиляция с сайта Википедия http://ru.wikipedia.Украденная Победа. Документальный фильм телеканала Россия

  • Хронология Первой мировой войны
  • Первая мировая война (Великая война). Предпосылки. Сражения. Битвы. Итоги войны

2. Текст для экономистов – интернет ресурс "Схемо.РФ" http://схемо.рф/- http://схемо.рф/shemy/istorija/a-a-danilov-a-t-stepanischev-i-dr-istorija-rosija-vsemirnaja-istorija-shkolnaja-programa-v-tablicah-i-formulah-1998-g/2792.html; + Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: Россия в Первой мировой войне. http://nsportal.ru/rossiya-v-pervoy-mirovoy-voyne
3. Н.В. Загладин. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Москва.
4. Российская Академия наук. Современный словарь иностранных слов. Словари XXI века. Л.П. Крысин. Москва. АСТ-Пресс.
5. http://pushkin.ru/pushkin-news/otkritie-myzey-1407.html
6. http://www.14-tagebuecher.de/page/de/about/1/
7 .http://www.dp.ru/a/2014/01/10/Kalendarnij_plan_2014/
8. http://www.youtube.com/watch?v=QBFiR1WYBDY
9. http://www.youtube.com/watch?v=8aEEIoi-a8I
10. http://www.youtube.com/watch?v=CUVV1b2Kmp4
11. http://www.armeemuseum.de/de/aktuell/100-jahre-erster-weltkrieg.html
12. http://www.youtube.com/watch?v=f69ltcf9ARI