Урок-путешествие «Палеонтологическая летопись Земли». 5-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Форма работы учащихся: Групповая и индивидуальная

Цели урока:

  • Обобщение знаний, полученных учащимися при изучении тем “Жизнь на Земле”, “Как человек появился на Земле”;
  • Формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач
  • Формирование УУД в условиях решения практических задач.

Задачи урока:

Обучающие: Сформировать представление о понятиях Эволюция, Палеонтология, Эры жизни; познакомить с представителями древнего животного мира

Развивающие: Развивать познавательную деятельность обучающихся

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, понимание ценности живой природы, знакомить с музейным потенциалом Санкт-Петербурга (посещение Центрального научно-исследовательского геологоразведочного музея имени академика Ф.Н.Чернышева) [2]

Планируемые результаты:

  • Личностные: обеспечение ценностно-смысловой ориентации обучающихся; проявление внутренней позиции, определение потребности в освоении учебной темы, проявление творчества при выполнении задания
  • Метапредметные:
    • Познавательные: Поиск информации, извлечение информации в соответствии с целью, установление причинно-следственных связей, анализ информации, перевод информации в разные формы проявления
    • Коммуникативные: работа в группе, корректное взаимодействие с участниками урока, владение монологической и диалогической формами речи.
    • Регулятивные: Определение лично значимой цели, установление последовательности действий, контроль выполнения результата
  • Предметные: Знание основных этапов в развитии жизни на Земле; узнавание изученных объектов; описывают основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного.

Формы и методы диагностики: индивидуальный устный опрос (сообщения учащихся), индивидуальный письменный опрос (ученики сдают конспекты урока), групповая: устный отчет по результатам экспедиции группы и заполнение таблицы.

Информационно-методическое обеспечение урока

  1. Учебник: Природоведение 5 класс А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. М. “Дрофа” 2013
  2. Презентация в формате PowerPoint Палеонтологическая летопись Земли. Разработка учителя биологии Веске Татьяны Велловны
  3. Раздаточный материал для учащихся: распечатка конспекта учащегося; отпечаток трилобита; отпечаток следа динозавра (сделан учителем по рисункам), в помощь для работы групп “Краткий справочник палеонтолога” Приложение 1. (составлен учителем в соответствии с заданиями для групп), макет черепа австралопитека.

Методическое обоснование урока

Основой современного урока в соответствии с требованиями ФГОС является системно-деятельностный подход. Предусматривается самостоятельная деятельность учащихся по усвоению знаний, умений и навыков. Изучение тем “Жизнь на Земле”, “Как человек появился на Земле” в 5 классе имеет большое значение, т. к. у обучающихся закладываются основы научного мировоззрения на эволюцию планеты, органического мира, появление человека на Земле. Тема “Как человек появился на Земле” является логическим продолжением темы о развитии жизни на планете. В связи с чем я решила провести урок обобщения и систематизации знаний после изучения обеих тем.

Задача учителя на уроках в 5 классе сделать этот материал доступным для понимания ребенка, интересным, одновременно заложив в ученике основы естественно-научного понимания мира. Именно поэтому я решила провести обобщающий урок по этим темам в форме путешествия во времени. Уроку предшествовало посещение музея Всероссийского Геологического Института (ВСЕГЕИ). На основе увиденных экспонатов – останков древних животных, несколько учащихся сделали сообщения на уроке. Ученики класса распределяются по группам, каждая группа во время проведения урока, попадает в определенную эру жизни. Каждая группа выполняет творческое задание.

В своей разработке я представляю:

1. Подробный конспект урока

2. Конспект учащегося

3. Технологическая карта урока Приложение 2

Цифры соответствуют номеру слайда в презентации

1. Тема урока: Палеонтологическая летопись Земли

2. Палеонтология – это (Paleo - древний, Logos – наука) - наука о древней жизни

3. Жизнь на нашей планете не всегда была такой, какой мы видим ее сейчас.

Когда то на планете появились первые микроорганизмы, изменялись условия существования, происходила эволюция – развитие живой природы от простого к сложному. Очень кратко посмотрим, как могла происходить эволюция. Видео – слайд.

4. Эволюция – развитие организмов от простого к сложному.

5. С появлением первых организмов, ученые стали делить историю нашей планеты на 5 эр жизни. Самая древняя – Архейская, затем идут Протерозойская, Палеозойская, Мезозойская, 67 млн.лет назад началась Кайнозойская эра, которая длится до сих пор. Мы с вами тоже живем в Кайнозойской эре. Эры делятся на периоды. Геохронологическая таблица есть у каждого из Вас в конспекте.

Человек появился на Земле всего несколько миллионов лет назад.

6. Ребята, Как же ученые узнали, кто из организмов и когда жил?

7. Ответы на этот вопрос дают ученые палеонтологи. Они изучают осадочные породы, в которых могли сохраниться отпечатки древних растений или животных, находят останки древних организмов.

Например, на этом слайде представлены окаменелости древних моллюсков. Скажите, стоит ли искать мел на Луне? Почему?

8. Многие из Вас сегодня подготовили сообщения о древних организмах, которые жили на нашей планете.

С некоторыми палеонтологическими находками, мы с ребятами познакомились и даже сфотографировали, побывав в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее имени академика Ф.Н. Чернышева на Среднем проспекте Васильевского острова.

Внимание, в ваших конспектах есть таблица, вы должны заполнить ее на уроке, пока другие ученики будут выступать. Нужно заполнить: название животного, в какой эре оно существовало, что вы о нем узнали.

9. Филипп подготовил нам рассказ о трилобитах. Беспозвоночных животных – обитателей морей Палеозойской эры. Доклад учащегося.

10. В Палеозойской эре жили и позвоночные животные. Доказательства этому мы тоже видели в Геологическом музее.

11. Кирилл подготовил доклад об огромной древней рыбе – динихтисе. Доклад учащегося.

12. На смену Палеозойской эре приходит Мезозойская, которую часто называют эрой динозавров.

13-15. В геологическом музее мы обнаружили скелет утконосого динозавра, найденного в Манчжурии. Леша подготовил сообщение о нем. Доклад учащегося.

16. Динозавры были очень широко распространены. Денис подготовил рассказ о гигантском хищнике планеты – тираннозавре. Доклад учащегося.

17. 67 млн. лет назад началась Кайнозойская эра, она продолжается до сих пор.

18. В геологическом музее мы обнаружили скелет древнего кита цетотерия.

Доклад учащегося.

20-21. Киты относятся к млекопитающим. Млекопитающие – самые эволюционно развитые животные. Конечно, все слышали о мамонтах. Коля расскажет нам об этих древних животных. Доклад учащегося.

22-25. Какие то древние животные вымерли, а какие то дали начало современным видам. Посмотрите на современных лошадей. У нас есть ученица, которая очень любит этих животных. Это Лера, она заинтересовалась, каким образом они появились на нашей планете. Доклад учащегося.

26. Все ребята сделали очень интересные сообщения. Но пора теперь проверить полученные знания на практике. Каждая группа сейчас отправляется в экспедицию на машине времени. Каждая группа попадет в какую то геологическую эру. Для того, чтобы правильно провести наблюдения вам дается краткий справочник палеонтолога. Ваша задача определить, в какой эре вы оказались? Что обнаружили? Кому принадлежат обнаруженные находки?

27. Внимание на машине времени отправляется первая группа!

Вы обнаружили череп какого то существа. С помощью своих знаний и справочника палеонтолога вам необходимо через две минуты рассказать нам о своей находке и вернуться в наше время!

28. Внимание на машине времени отправляется вторая группа!

На побережье Вы обнаружили следы неизвестного животного. С помощью своих знаний и справочника палеонтолога вам необходимо через две минуты рассказать нам о своей находке и вернуться в наше время.

29. Внимание на машине времени отправляется третья группа!

На морском дне Вы обнаружили отпечатки. С помощью своих знаний и справочника палеонтолога вам необходимо через две минуты рассказать нам о своей находке и вернуться в наше время.

30. Вы должны заполнить таблицу в своем конспекте урока.

31. Отчет первой группы

32. Отчет второй группы

33. Следы динозавра, обнаруженного американским учеными

34 Отчет третьей группы

35. Пора возвращаться в 21 век! Устанавливаем время.

36. Возвращение домой.

37.

Следы истории в глубинах
Покрыты паутиной лет,
Вы обнаружили в руинах
И извлекли на белый свет.
Любая мелочь — часть истории.
Из тщательно подобранных ключей
Под Вашими руками оживает Прошлое...

38. Прошлое сегодня на уроке рассказало нам свои тайны, палеонтологическая летопись Земли приоткрыла нам завесу прошлого. Ребята, сейчас я попрошу каждого из Вас сказать в 1-2 предложения: что нового Вы узнали, и что вам понравилось на уроке?

39. Кто заинтересовался этой темой, может почитать очень интересную научно- фантастическую книгу Владимира Обручева “Плутония”. [1]

Герои романа, шесть отважных исследователей, проникают внутрь Земли в подземный мир, где встречают ископаемую флору и фауну (динозавры третичного периода), а также племя первобытных людей. В этом подземном мире день и ночь светило меленькое солнце, названное путешественниками Плутоном, а весь подземный мир – Плутонией. Попали они внутрь нашей планеты сквозь огромное отверстие, расположенное далеко на севере, среди льдов Антарктики, постепенно спускаясь по его пологому склону.

40. А сейчас я попрошу каждого из Вас нарисовать смайлик. С каким настроением Вы уходите с урока?

Смайлик отдаете мне, а я прикреплю его на доску. Мы все узнаем настроение друг друга в конце урока.

Конспект учащегося

Дата _____________

Тема урока ___________________________

Палеонтология – это __________________

Эволюция – это ______________________

Название древнего животного Что я узнал об этом животном? Когда это животное существовало на Земле?
     
     

Путешествие во времени

Что обнаружили? Кому принадлежат находки? В какой эре жизни Вы оказались?
     

Что интересного и полезного я узнал на уроке? __________________________

Литература.

  1. Обручев В.А. Плутония “Эксмо” 2014 [1]
  2. http://www.vsegei.ru/ru/structure/information/museum/ сайт Центрального научно-исследовательского геологоразведочного музея имени академика Ф.Н.Чернышева [2]