Буквенные выражения

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:
– получить представления о понятиях «числовое выражение», «буквенное выражение»;
– тренировать способность к составлению сумм и разностей по тексту задач, нахождению значений числовых и буквенных выражений;
– тренировать вычислительные навыки .
Развивающие:
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– развитие внимания, памяти;
– развитие умения выбирать нужную информацию;
– развитие коммуникативных способностей учащихся;
Воспитывающие:
– воспитание интереса к предмету;
– воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
5) формируем умение ориентироваться на развороте учебника, находить необходимую информацию;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение работать в паре, группе, вступать в беседу;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), умение работать по предложенному учителем плану;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
4) формируем умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
6) формируем умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
8) формируем умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Этапы урока

Поставленные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной рабочей обстановки.
Включение учащихся в деятельность.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
– Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
– Откройте тетради и запишите число.
Предположения детей.

Дети отступают 4 клетки и записывают число.

2. Устный счет Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельно-сти каждого учащегося.
– Найдите значение данного выражения. Выражение записано на эл. доске. (Приложение 1)
47 – 5 + 30 – 32 + 14 – 30 – 9 =
Проверим (на доске открывается ответ).
Дети считают и показывают ответ карточкой 15
3. Определение темы урока. Постановка учебной проблемы Создание условия для выявления «Чего мы еще не знаем?» – Сегодня на уроке у нас Знайка Математик. А это значит, что он раскроет нам новый математический секрет. Да, Знайка Математик готов поделиться с вами своими знаниями, но и каждый из вас должен потрудиться, а сначала отгадайте тему нашего урока.

Записи на доске: (Приложение 2)

5 + 30       14 – (8 + 2)        74 – 40
85 – 70      (36 + 2) – 10      11 + а

– Как одним словом назвать эти записи?
– А точнее?

– Давайте найдем значения этих выражений. Работаем парами.
– Почему не получилось найти значение последнего выражения?
– Как бы вы назвали это выражение?
– Предположите, о чем пойдет речь сегодня  на уроке. Что мы узнаем? Чему научимся?
– Проверьте свои предположения. Прочитайте тему и задачи урока на стр. 76 учебника.
– Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: «Какие выражения называются буквенными».

 

 

 

 

 

– Примеры.
– Выражения.

Учащиеся вычисляют значения выражений, сверяют ответы  друг с другом. Последнее вызывает затруднения.
Ответы детей.

4. Работа над новой темой Поиск ответа на поставленную учебную задачу. – Ребята, посмотрите, Знайка Математик принес карточку с очень странной надписью 5 +
– Вам встречались такие записи?

– Нам встречалась такая запись: 5 +  = 8. Что мы тогда делали?


– Какое число вставили?
– Как вы думаете, можно ли вставить число в «окошко» Знайкиной записи?
– Давайте попробуем. Какой будет запись?
– Можем вычислить?
– Сколько получим?
– Что мы получили? Как называем какую запись?
– А можно вставить другое число в «окошко»?
– Попробуем 2. Что получим?

– А другое число?
– Какой сделаем вывод?


– Откроем учебник на с.76. Рассмотрите рисунок.
– Какое выражение стоит на пеньке?
– Подставьте в «окошко» число, которое держит ёжик. Прочитайте выражение и вычислите его значение.
– Какое выражение получится, если в «окошко» вставить число, которое держит зайчик? Вычислите.
Аналогично подставляем другие числа 6 и 4, вычисляем значение выражений.
– Что можно сказать о выражении с «окошком»?

№1. Какие числа можно вставить в  «окошки» записей: + 4?
6 –  ?
–А можно вставить число 7?

– Читаем текст на с. 76. Математики решили заменить окошечки латинскими буквами (учитель включает эл. доску) а (а), b (бэ), c (цэ) и т. д.

– Как при помощи латинских букв записать Знайкину запись?
– Выражения, состоящие из чисел, мы называем числовыми выражениями. Догадайтесь, как называют выражения, в записи которых есть буквы?
– Буквенные выражения читаются также как числовые.

– Приведите пример своего буквенного выражения.

Ответы детей.

– Да, нет…..

– Вставляли в «окошко» число так, чтоб равенство было верным.
– Число 3.
– Наверное, можно.

5 + 3
– Да
5 + 3 = 8
– Числовое выражение.
– Да
5 + 2 = 7 Новое числовое выражение.
– Да
– Если в «окошко» подставить разные числа, то получатся разные числовые выражения.

2 +

2 + 5 = 8

2 + 3 = 5

– На место «окошка» можно подставить любое число и вычислить значение выражения.
– Любые числа.
– 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6.
– Нет, из шести семь не вычитается.
Один ученик читает вслух.
Дети читают буквы. Находят алфавит в конце учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 + а, 5 + b, 5 + с и т. д.
– Буквенные выраженияДети читают выражение 5+а. (сумма чисел пяти и а, пять плюс а и др.)
Дети приводят свои примеры.

5. Физкультминутка Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. Учитель включает музыку и проводит физкультминутку. Дети выполняют движения под музыку
6. Применение нового знания. Первичное закрепление Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.
Совершенствовать умения решать задачи.
Задание. Распределите данные выражения по группам. Как мы назовём эти группы? Задание выполняем на электронной доске. (Приложение 3)
17 – 7, в – 10,  k + 20, 10 + (8 – 3), k – a,  2 + 50,        (28 – 2) – x,   80 – 4

Работа по учебнику

– Выполняем №2 на с.77
Учитель пишет образец на доске, пользуясь алгоритмом.
k + 7, k = 10, 10 + 7 = 17
Второе и третье выражение записывает ученик и находит его значение. Четвертое самостоятельно.
– Решим задачу №3 с.77 у доски, выполним схематический чертёж.

1 способ: (50 + 10) – 30 = 30(р.)
2 способ: (50 – 30) + 10 = 30(р.)
Ответ: 30 рублей осталось у мамы.
Учитель читает задачу.
–У Лены 20 рублей, а у Светы x рублей. Сколько всего рублей у девочек? Запишите решение выражением.

Дети выходят к доске и «перетаскивают» примеры в нужный столбик.

 

 

Учащийся читает задание.

Дети пишут в тетрадь.
Дети сверяют ответы.
Один ученик решает задачу у доски, остальные записывают решение в тетрадь.

 

 

 


Задание выполняется устно, на доске записывается выражение: 20 + x

7. Самостоятельная работа с самопровер-кой  в классе Закрепление полученных знаний. Умение применить полученные знания. «Проверь себя» с.77 Самостоятельная работа. Проверка в парах.  
8. Рефлексия Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
Развитие умения соотносить цель и результат.
– А теперь давайте подведем итоги нашего урока. Начните свои высказывания словами

– Я понял, что …
– Было интересно…
– Было трудно…
– Мне захотелось..
– У меня получилось…

(Записи на электронной доске.   Приложение 4)

Высказывания детей.
9. Итоги урока Оценивание достижений учащихся. I. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно выполняли устный счёт.
II. Постановка учебной проблемы
* Отметить учеников, которые правильно анализировали, решали задачи.
III. Развитие умения применять новое знание
Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые правильно называли разные способы чтения выражений, правильно их записывали.
Отметить учеников, которые правильно анализировали и систематизировали выражения.
IV. Повторение
* Отметить учеников, которые правильно находили значение выражений, правильно употребляли в речи
новый термин «буквенное выражение».
– Спасибо всем за урок!
 
10. Домашнее задание   с.77 №3, №5 №4,5 с.77, задание на смекалку.  

16.04.2015