Формирование жизненных компетенций и повышение мотивации к логопедическому занятию в сказке

Разделы: Логопедия


Цель: ученики закрепят умения образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -очк-, -чик-, -ик-; находить неправильные случаи образования слов суффиксальным способом и исправлять их.

Задачи:

  • Коррекционные: совершенствовать умение образовывать существительные с    уменьшительно-ласкательным  значением с помощью суффиксов -чик-,  -очк- -ик-, развивать умения выполнять мыслительные операции, работать по алгоритму. 
  • Обучающие: развивать и уточнять словарный запас учащихся, умение воспроизводить информацию по образцу.
  • Воспитательные: повышать мотивацию к учению через использование инновационных приемов ведения урока, воспитывать у учащихся коммуникативные навыки общения, толерантное отношение друг  к другу.

Ресурсы: компьютер, презентация логопедической сказки в программе POWER POINT, текст сказки, карточки с заданиями, сигнальные карточки, наглядность – разноцветные домики на доске, мяч, рабочие тетради, картинный план занятия.

Речевой материал: отработка правильного поведения в конфликтных ситуациях, решение проблем коммуникативного общения учащихся, развитие умения правильно формулировать ответы на обращения: «Давай подумаем вместе», «Как вы считаете?».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Приветствие логопеда. Развитие фонематического восприятия, мышления.

Логопед. Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы по порядку. Я говорю звуки, а вы собираете их в слово: с, нь, йэ, г,о, п, а, д. Назовите слово, правильно, это слово – «снегопад».

II. Актуализация знаний

Развитие восприятия и воспроизведения информации,развитие навыков правильного написания безударных гласных. 
Л. Подберите проверочные к словам «Снегурочка, снеговик, снегопад, снегири». Почему к разным словам вы подобрали одно проверочное слово? Как называются такие слова?
Д. Эти слова называются однокоренными.
Л. Скажите, что за странные  деревья на доске? Что в них необычного?
Д. Корень дерева – это корень слова, ветки – суффиксы и приставки. А листочки – слова.
Л. Правильно. А что такое суффикс?
Д. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Слайд 2. Покажите на схеме место суффикса, как графически обозначается суффикс
Д. Суффикс стоит после корня, обозначается знаком «домик».
Л. Ребята, а какое новое значение придают словам суффиксы -ик-,-очк-,- чик-?
Д. Они образуют слова – названия детенышей животных, профессий, ласковые слова.
Л. Верно. Суффиксы в этих словах придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
Л. Сформулируйте тему нашего занятия, чем мы будем заниматься?
Д. Мы будем учиться образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Л. Правильно, тема нашего занятия « Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов».
Послушайте одну историю.

Дети читают текст на слайдах 3.4 (Презентация)
Есть  такая страна, называется она  «Словообразование».

Слайд 5. Жили в ней три веселых брата. Звали их  ОЧК,  ИК и ЧИК. Жили они дружно и всегда помогали друг другу. В волшебной стране Словообразование они отвечали за образование ласковых слов. В доме у братьев  было уютно и чисто. Все в домике было маленькое.

Слайд 6. Игра с мячом.

Л. Дети, образуйте слова с «ласковыми» суффиксами:

 Карандаш – карандашик, лента – …, шкаф –  …, гвоздь – …, хвост – …, лапа – …, юбка – … .

Составьте предложение с любым словом, запишите в тетрадь, обозначьте суффикс.
Вы молодцы. Что же надо уметь делать, чтобы правильно образовывать  новые слова?
Д.: Надо уметь выделять корень слова, находить однокоренные слова, а затем правильно присоединять суффикс.

Физминутка. Развитие мелкой моторики руки

Слов на свете нам не счесть
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать.
Умейте корень выделять.

На экране появляется контур бабочки.

Л. Обведите контур бабочки глазами, закройте глаза, представьте лето, порхающую бабочку от цветка к цветку.

Слайд 10. Упражнения на концентрацию и переключение внимания

Отработка новой темы. Развитие словообразования

Логопед  работает с презентацией. На экране дано задание:

Слайды 7-9. Устно образуйте слова с помощью суффиксов -очк-:

Кровать – кроват…(кроваточка)
Шторы – штор…
Тумба – тумб…
Ваза – ваз…
Ванна –  ванн…

С помощью суффикса -чик-:

Диван –  диван…(диванчик)
Шкаф – шкаф…
Портфел ь – портфель…
Журнал – журналь…
Попугай – …

С помощью суффикса -ик-:

Халат – … (халатик)
Комод – …
Куст – …
Чемодан – …
Лист – …

Л. Запишите по два примера слов с суффиксами -очк-, -чик-,- ик-. Выделите корень и суффикс согласно схеме состава слова.

Логопед работает с презентацией к уроку. Дети работают в тетрадях.

Отработка умения выполнять анализ и синтез слова.

Индивидуальная работа. Игра «Шифровальщики».

Ученики получают карточки с картинками, из  названия каждой картинки дети выделяют первый звук и составляют слово, затем обозначают суффикс.
На карточках «зашифрованы» слова: козочка, курочка, ослик, зайчик.

III. Применение знаний  в нестандартной ситуации

Л. Однажды  братья заспорили,кто из них главный?  Кого надо слушаться?

Слайд 11.На экране текст:

  • Я, –  говорил ЧИК, – старше всех. И надо все слова говорить с моим суффиксом: комодчик, домчик.
  • – Нет, не соглашался средний брат ОЧК. Я самый главный и самый красивый. Все слова со мной звучат красивее, чем с вами:  кроваточка, тумбочка, комодочка.
  • – Не согласен! – Восклицал ИК. – Я самый молодой, значит слова с моим суффиксом самые правильные:  зайчик, ежик, утик.

Л. Как вы считаете, кто был самым главным из суффиксов?
Правильно ли они образовали слова?

Развитие жизненных компетенций (воспитание толерантного отношения друг к другу).

Л. Часто ли вы ссоритесь?  Давайте подумаем вместе, всегда ли вы бываете правы?
Что надо делать, чтобы не ссориться, как обращаться друг к другу?

Слайды12, 13. Как правильно?

Л. Вы сейчас будете учителями, я вам раздам карточки с предложениями, исправьте ошибки, поработайте парами, помогите друг другу.

Задание на карточках. Найди ошибки в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов

Дети гуляют в лесике . Щенок сидит в будике. На лесной поляне растет молоденький дубик.

Л. Вывод: Молодцы, дети, вы правильно выполнили задание. Вы согласны с тем, что есть главные суффиксы и неглавные? Сделайте вывод.
Д. Вывод: нет главных суффиксов, все они  одинаково служат для образования слов.
Л. Поощряет работу учащихся.

Самостоятельная работа (развитие умения использовать полученные знания)

Л. Составьте мини-текст на тему «Мы пришли в гости к кукле Тане». Используйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выберите  необходимые вам картинки среди разнообразных.
Логопед предлагает картинки по темам: «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты».

IV. Закрепление изученного материала. Игра «Кто в домике живет?»

Логопед читает загадки.
Дети размещают картинки  в домиках с суффиксами -ОЧК-, -ЧИК-, -ИК-.

У косого нет берлоги.
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Зайчик)

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек  угощу. (Курочка)

С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык,
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица. (Коза)

V. Итог занятия

Л. Что мы учились делать сегодня на занятии?
Д. Мы учились образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Л. Какое значение эти  суффиксы придают существительным?
Д. Суффиксы делают существительные маленькими и ласковыми.
Л. Как вы считаете, какие  надо сказать слова друг другу, чтобы не ссориться?
Д. Я считаю, надо сказать друг другу: «Мы с тобой друзья, не будем ссориться», «Давай подумаем вместе»
Л. Да, все вопросы можно и нужно решать без ссор и драк, а что  для этого надо? Правильно, уважать и уметь слушать друг друга.

VI. Воспроизведение информации по образцу – развитие репродуктивного мышления

Логопед предлагает детям вспомнить события в сказке, составить картинный план занятия. Картинный план составляется логопедом в свободной форме по содержанию занятия. Иллюстрации должны отражать основные этапы урока и способствовать развитию речи учащихся.
Такой прием позволяет детям закрепить изученный материал, развивает речь, память, внимание, мышление.

Л. Наше занятие закончено. Вы замечательно работали. Большое вам спасибо.

Занятие заканчивается составлением учениками текста на последнем слайде презентации: «Спасибо за хорошую работу».