Урок развития речи на тему «Сочини сказку». 2-й класс

Разделы: Начальная школа


1. Организационный момент

2. Речевая разминка

Упражнение 1 «Подуй на пушинку»

– Представьте, что у вас на ладошках лежат пушинки: глубоко вдохнули, выдыхая, дуем на воображаемые пушинки, стараемся, чтобы они отлетели, как можно дальше. Повторяем упражнение 5 раз.

Упражнение 2

– Прочитайте стихотворение.

Облака, облака,                                   Нет, мы дождевые.
Пышные, белые,                                  Нет, мы снеговые.
Расскажите, облака,                            Если летом мы плывем.
Из чего вас сделали?                          То с собой грозу несем.
Может быть, из мела?                        Если мы плывем зимою,
Может быть, из ваты?                        То пургу несем с собою.
Может быть, из белой                        Вот какие мы!
Из бумаги мятой.                                                                            И. Мазин.

– О чем говорится в этом стихотворении?
– Какие облака по цвету?
– А по форме?
– Из чего «сделаны» облака?
– Чем по значению отличаются слова «облака», «тучки», «тучи»?

Облако – скопление водяных капель и ледяных кристаллов.
Туча – большое, обычно темное густое облако, несущее дождь, снег или град.

– Прочитаем стихотворение выразительно.
– Каким тоном мы будем читать первую часть стихотворения? (Вопросительным.) Каким тоном будем задавать вопросы: грустно или весело, насмешливо?
– Каким тоном будем читать вторую часть стихотворения? (Облака гордятся собой и даже немножко хвастаются). Обратите внимание на первые две строчки этой части: после слова «нет» нужно сделать паузу.

Выразительное чтение стихотворения 2 – 3 учениками.

3. Введение в тему

– Какой прием использует поэт, когда говорит об облаках как о живых существах? (Литературный прием – олицетворение. Прием, когда о неживом говорится как о живом (неживому дают черты и свойства живых существ)).
– Сегодня на уроке мы используем  этот литературный прием, когда будем сочинять сказку про маленькую Тучку.

4. Повторение понятия «сказка». Типы и виды сказок

– Давайте поговорим о сказках. Чем сказки отличаются от произведений других жанров? (В них всегда присутствует волшебство, чудесные превращения, приключения, сказочные герои).
– К какому типу текстов относится сказка? (К повествованию). Почему? ( Можем поставить вопрос: Что случилось? Как произошло? )
– Поднимите руку, кто любит сказки.
–  Почему вы любите сказки? (Читаешь и захватывает дух. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», писал А.С.Пушкин).
– Назовите свою самую любимую сказку, любимых героев.
– Какими бывают сказки, в зависимости от того, кто их написал? (Авторские и народные).
– На какие виды мы разделим сказки по сюжету и литературным героям? (Волшебные, бытовые, о животных).
– Назовите признаки разных видов сказок:
Бытовые – об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются необычными и невероятными; о семье, о труде. (Рус. нар. сказка «Каша из топора», Бр. Гримм «Госпожа Метелица» ).
Волшебные – события фантастические. Герои – люди и несуществующие герои: Могучий герой борется с чудовищами и побеждает. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», рус. нар. сказка «Царевна – лягушка», Ш.Перро «Кот в сапогах»).
О животных – герои – животные (Рус. нар. сказка «Лиса и журавль», Б.Житков «Храбрый утенок», В.Сутеев «Мешок яблок»).

5. Вспомни сказку по опорным словам

– Какую сказку вы можете вспомнить по следующим словам:
Кот, король, людоед, маркиз. (Ш.Перро «Кот в сапогах»).
Стрела, болото, Иван – царевич, лягушка (Рус. нар. сказка «Царевна – лягушка»).
– Как называются такие слова, которые помогают восстановить в памяти сказку. Опорные ).

Игра в парах «Узнай сказку по опорным словам».
Учащиеся загадывают сказку. Называют по 3-5 опорных слов к этой сказке. Задача соседа –  угадать, о какой сказке идет речь?

6. Построение текста

– Из каких частей строится текст? (3 части – вступление, основная часть, заключение).
Во вступлении мы готовим собеседника к тому, о чем или о ком пойдет речь в нашем тексте. В основной части мы раскрываем главное. В этой части разворачиваются основные события. А заканчиваем мы текст так, чтобы всем стало понятно: автор сказал все, что хотел.

7. Особенности построения сказок

А) Сказочное начало.

Жили-были …
В некотором царстве, в некотором государстве…

Б) Основная часть:

Испытания, превращения.

В) Конец.

Стали жить – поживать …
Живет – радуется…
Жили долго и счастливо…
Добро побеждает зло.

Игра «Определи, что это: начало, основная часть или конец»

А) Жили-были старик да старуха, у них были дочка Аленушка да сынок Иванушка.
Б) А зайка снова в своей избушке живет, морковку жует, вам кланяется.
В) А портной стал себе спокойно жить да поживать, куртки, штаны и жилетки шить.
Г) В одном сказочном городе жили коротышки.
Д) И в тоже мгновение великан превратился в мышь. Мышь проворно забегала по полу, но кот – на то он и кот! – погнался за ней, разом поймал и проглотил.

8. Подготовка к сочинению. Составление плана. Подбор опорных слов.

– Сегодня мы будем сочинять волшебную сказку про маленькую Тучку. Наша сказка так и будет называться «Сказка про Тучку». (Записать название сказки на доске. Дети пишут на своем листке. Не пишут только те дети, которые будут выполнять усложненный вариант ).
– Почему слово «Тучка» я написала с заглавной буквы?  (Тучка – героиня сказки).
– Наша сказка будет состоять из 3 частей. В первой части мы расскажем, как Тучка появилась на небе.
– Из чего состоят тучки?  (Из капелек или снежинок. Наша тучка весенняя,  поэтому она состоит из капелек).
– Я начну сказку, а вы мне будете помогать.

Жили-были капельки дождя на горе, в Тучкином домике.
– Как они превратились в Тучку?  (Взялись за ручки, укутались голубым покрывалом и стали маленькой тучкой).

Записать на доске:

1. Рождение Тучки

Опорные слова: жили – были, Тучкин домик, капельки дождя.
Примерный объем – 2-3 предложения.
Во второй части вы расскажите о приключениях и волшебных превращениях Тучки.

2. Тучка путешествует

– Какие действия может совершать «живая» Тучка? (Хмуриться, плакать, проплывать, улыбаться, радоваться, превращаться). У нее может быть разное настроение. Что она видит сверху? Какие приключения ее ждут?
Цвет – сердится – темная, радуется – светлая.
– К этой части сказки опорные слова мы писать не будем. Каждый из вас сочинит ее по-своему.
Примерный объем – 4 предложения.

3. Возвращение домой.

Опорные слова – вечер, смеркалось, наигралась, соскучилась, встречали, удивительная история.
Примерный объем – 2 предложения.

9. Орфографическая подготовка

10. Физминутка

Дождь

Приплыли тучи дождевые:
– Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
– Пей, дождь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет!

11. Написание сочинений.

Для группы «сильных» учащихся предлагается усложненный вариант.
– А вам, ребята, я предлагаю написать другую сказку. Она будет называться «Сказка весны». Выберите, о ком вы хотите сочинить весеннюю историю – о солнышке, о цирке, о молоденьком листочке, о жуке, муравье. Придумайте и запишите историю из жизни этого героя. Может быть, вы представите себя этим героем.
У вас задача, на мой взгляд, сложнее: вам нужно самим составить план к своей сказке и записать ее. Приступайте к заданию.

12. Проверка написанных сочинений. Редактирование их.

Чтение сказок учащимися. Взаимооценивание  (Получилась ли сказка? Есть ли сказочное начало, приключения, конец, сказочные слова).

15.04.2015