Внеклассное мероприятие. Урок мужества «В память о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка

Большую часть обучающихся в нашей школе составляют дети, находящиеся в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков (НПЦ ПЗДП) на лечении и реабилитации.

Для этих детей и подростков организовано обучение как на базе школы (это переменный состав: приходящие в школу ученики в классы или группы постоянного состава или обучающиеся в отдельных группах или классах переменного состава), так и на базе отделений для особо “острых” больных детей.

Такие учащиеся, как правило, не покидают отделений больницы до конца курса лечения и реабилитации. Общей особенностью психического состояния их, пожалуй, является отсутствие заинтересованности в обучении, нежелание учиться и, следовательно, отказ от учёбы. К тому же, чаще всего это дети или педагогически запущены, или интеллектуально не сохранны. Следовательно, к ним нужен особый подход, особые формы и методы в обучении, чтобы, в первую очередь, мотивировать подростков на ОП (образовательный процесс).

Одной из таких форм в обучении является проведение интерактивных экскурсий. Данный цикл интерактивных экскурсий запланирован для проведения их в школе и отделениях НПЦ для учащихся, не имеющих возможности по состоянию здоровья покидать территорию центра.

В 2015 году исполняется ровно 70 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В этом году особенно актуальными становятся вопросы о патриотизме, героическом прошлом русских воинов, о великих победах и той цене, которую пришлось за них заплатить. Историческая часть интерактивной экскурсии направлена, прежде всего, на актуализацию уже имеющихся у учащихся знаний о событиях данной войны, а также на углубление знаний о событиях 1941-1945 годов, о роли каждой семьи в истории Отечества.

Тема Великой Отечественной войны 1941-1945 годов включена в школьную программу по литературе. С этими событиями учащиеся знакомятся, изучая творчество определённого писателя, например, А.А. Твардовского, К.М. Симонова, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Но, к сожалению, очень мало сведений о творчестве писателей-фронтовиков, погибших на полях сражений.

Тема проекта “70 лет Победы в Великой Отечественной войне. В память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”.

Литературная часть проекта включает обзор

  • жизни писателей-фронтовиков: М. Кульчицкого, П. Когана, Н. Майорова, А. Луначарского, С. Наровчатова, Вл. Занадворова, Л. Соболева и других
  • литературная деятельность писателей-фронтовиков Великой Отечественной войны
  • потомки о своих родственниках-фронтовиках
Цели и задачи учителя Цели и задачи ученика
Показать тесную связь общественной жизни периода ВОВ с политической, исторической и литературной Знать исторические, политические и литературные события страны в период ВОВ
Вызвать интерес к истории Отечества и его художественному наследию знать историю своей семьи: родственников-фронтовиков
Познакомить учащихся с выдающимися людьми того времени Знать выдающихся людей того времени
Расширить представление учащихся о творчестве писателей периода ВОВ Знать писателей-фронтовиков и их творчество
 Подчеркнуть патриотический замысел произведений, созданных в годы ВОВ Уметь анализировать художественные произведения, определять проблемы, поднятые автором, делать выводы
Воспитать нравственные качества: любовь к Отечеству, ответственность за всё происходящее, гражданскую ответственность Уметь строить монологическое высказывание по проблеме текста и своей гражданской позиции
Развивать умение делать выводы из увиденного и услышанного, строить монологическое высказывание по проблеме текста и своей гражданской позиции  

Место проведения: Школьный музей “На семи холмах”

Время мероприятия: 1 час 30 минут

Участники: 5-11 классы

Экскурсоводы: Кушанова А.С. — учитель литературы, Иванова Ю.А. – учитель истории

ТСО: экран, ноутбук, видеопроектор

Иванова Ю. А. Вступительное слово. Звучит песня "Вставай, страна огромная!" Слайд2.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы снова собрались с вами в школьном музее.

Наша встреча будет посвящена празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

И хотя исторически все события этой войны ... - это значимое событие в истории России первой половины XX века. С ним связано много дат, событий, персоналий, героических мест, памятников и музеев.

Сегодня вы услышите рассказ о писателях-фронтовиках, их произведения, написанные в те грозные для нашей страны годы, а также рассказы учащихся об участии их членов семьи в ВОВ. Мы познакомимся с храбрым ... Мы побываем в ... , отправимся с вами в залы ..., где как будто застыли в живописном исполнении солдаты, командиры, орудия, дым над полем боя, застыли, чтобы донести до нас с вами всю важность тех событий и показать насколько тяжело досталась победа России над фашистской Германией. В конце экскурсии вас ждет викторина, так что прошу быть всех внимательными и запоминать все услышанное и увиденное сегодня....

Начинает нашу экскурсию учитель литературы Кушанова А.С., и я передаю ей слово...

Кушанова А.С. Слайды с 3 по 16

День Победы — это праздник всего прогрессивного человечества. В этот день мир освободился от фашизма. Именно советский народ сыграл в этом решающую роль. Вот уже 70 лет, из года в год, мы чтим память о тех, кто ценой своей жизни добывал эту победу. Практически, не было ни одной семьи, которой бы не коснулась эта война. Каждый из нас помнит героев, своих родственников, участников тех событий, и гордится их подвигом.

Мы неслучайно начали урок с прослушивания этой песни. В те, теперь далёкие, военные годы слова этой песни были так понятны всем советским людям, потому что все они желали одного: избавиться от фашизма. Они одержали победу ценою своих жизней — 26 миллионов жизней. Песня “Священная война”, написанная на стихи Василия Лебедева-Кумача, стала своеобразным гимном защиты Отечества. Слава тех дней не смолкнет никогда!

Чтец: (В.Лебедев-Кумач, Мы победили! , 9 мая 1945 года):

... — Мы победили! — В этих двух словах Награда нам за пот и кровь и муки,

За тяжесть лет, за детский стон и страх, За горечь ран и за печаль разлуки...

Давайте вспомним в этот светлый час О тех, кто душу положил за нас!..

Поэма Р. Рождественского "Реквием":

Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим...
Это нужно не — мёртвым! Это надо — живым!
Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе...
Есть великое право: забывать о себе!
Есть высокое право: пожелать и посметь!..
Стала вечною славой мгновенная смерть.

Николай Петрович Майоров (20 мая 1919 — 8 февраля 1942)

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Кушанова А.С.

“Говорят, что, когда грохочут пушки, молчит муза. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов, и пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, свидетельствовал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов, Сурков, Твардовский, читал во время войны буквально каждый”. (В.П. Журавлёв)

“Писать о войне трудно. Писать о ней, как только о каком-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови — это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом — значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне”. (К.М. Симонов)

В.И. Лебедев-Кумач. Родился в Москве. Кончил гимназию с золотой медалью. В 1917 году поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но закончить не смог — революция и гражданская война сделали меня поэтом-агитатором. Героика того времени, кумачовые повязки красноармейцев, кумачовые банты и флаги подсказали мне литературный псевдоним — Кумач, который навсегда слился с моей фамилией”. ( В. И. Лебедев-Кумач)

Работу поэта высоко оценили и друзья, и враги. Появляются белогвардейские листовки: “Надо уничтожить этого большевистского писаку Кумача”. Василий Иванович приобретает всенародную известность. Народ считает его песни своими. Так было с “Песней о Родине”. 1934-1937 год — Кумачом написано более ста песен. Большинство — к кинофильмам.

Иванова Ю.А. Одной из первых выдающихся битва была Битва за Москву. Она началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитной времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к Москве. Операция по захвату города имела название “Тайфун”. В октябре 1941 года город был переведен в осадное положение. Битва за Москву была в самом разгаре.  Взять столицу, Германия планировала к 7-му ноября.

Под Москвой была великая битва. Город защищало три фронта, но численность немецких сил все равно была большей. Людей у немцев было больше на четверть, танков и артиллерии в два раза, самолетов тоже. Часть защитников Москвы, на дальних подступах к ней была окружена и разбита под Вязьмой. Несколько дней смогла продержаться вторая линия обороны, в районе Можайска. Положение было критическим. Руководить обороной Москвы поручили Георгию Константиновичу Жукову.

Григорьев Николай Васильевич. Родился 19 декабря 1898 года в г. Грозном в семье мастера по бурению нефтяных скважин. После окончания Грозненского Пушкинского училища в 1915 году работал токарем в механической мастерской Грозненских нефтяных промыслов. 23 апреля 1918 года зачислен красноармейцем в Тихорецкий полк Стальной дивизии. 17 октября 1918 года назначен командиром взвода. В 1923 году окончил Тверскую кавалерийскую интернациональную школу комсостава и был направлен в Отдельный кавэскадрон 4 Туркестанской стрелковой дивизии. В качестве командира летучего отряда руководил ликвидацией банды басмачей Тангри Берды-Дотхо у кишлака Беркуник, за что был награжден орденом Красного Знамени № 2073 в 1927 году. В 1927 – 1938 годах был награжден серебряными часами за борьбу с басмачеством, холодным оружием – шашкой, значком “За отличную стрельбу”, медалью “ХХ лет РККА”.

В Великой Отечественной войне принимал участие с первых дней в звании майора в должности начальника штаба 40 кавполка 43 Кавалерийской дивизии, затем командира 38 кавполка той же дивизии. В составе 1-й конной группы О.И. Городовикова участвовал в рейде по тылам противника. 20 сентября 1941 года при возвращении из рейда в бою под поселком Оржица Полтавской области был ранен в лицо и в руку. 22 сентября 1941 года попал в плен в госпитале. После освобождения до декабря 1945 года проходил спецпроверку. В результате проверки был восстановлен в звании майора, был награжден медалью “За боевые заслуги” и вторым орденом Красного Знамени, к которым был представлен еще в 1941 году. В 1946 году демобилизовался из армии. Умер 4 .01. 1978 года в Москве.

Сидорова Александра Ивановна. Родилась в 1919 году в Тульской области, в деревне Тюртень. Работала водителем трамвая в Москве. В 1941 году записалась добровольцем в Красную Армию. Пройдя обучение, стала наводчицей зенитных установок и была отправлена на оборону Ленинграда, где и прослужила до снятия блокады. Прабабушка рассказывала, что единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом было Ладожское озеро. Везли их на машинах без остановок, а чтобы водители не засыпали, за головой у них привязывали котелок, о который, отклоняясь назад, они бились каской. Шли большой колонной, и лед на озере не всегда выдерживал: многие машины тонули. Жизнь в самом блокадном Ленинграде была очень тяжелая. Хотя солдат и кормили, но иногда им приходилось под обстрелами фашистов, ползком добираться до соседнего поля и из-под снега добывать мерзлую картошку. Было очень страшно, когда во время боя мимо пролетали вражеские пули и убивали подруг по расчету (расчет – это бригада девушек у зенитной установки). Прабабушке повезло, её даже не ранило. Из Ленинграда она была направлена в часть, где служила до окончания войны. Александра Ивановна награждена медалью “За оборону Ленинграда” и другими боевыми наградами. После демобилизации она вернулась в Москву и еще 30 лет проработала водителем трамвая.

Иванова Ю.А. Битва за Ленинград — Длилась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года.[1] Сражения происходили в Ленинградской области, Эстонской советской республике, на западе Калининской области, и на юге Карело-Финской ССР. Против СССР на ряду с войсками Германии и Финляндии принимали участие военнослужащие Испании в составе голубой дивизии и части итальянских ВМС действовавших на Ладожском озере[2].

Евлампиев Григорий Фёдорович. Родился в 1909 году в городе Переславле Ярославской области. До войны был лётчиком-истребителем. На фронт был призван Переславским РВК Переславского района Ярославской области. Воинское звание — лейтенант. Воевал с первых дней фашистского нашествия на Украине. В течение 13 (18) сентября 1941 года наши войска вели бои с противником на всём фронте, особенно упорные на Вяземском и Брянском направлениях. После многодневных ожесточённых боёв противник понёс огромный урон людьми и вооружением.13 (18) сентября 1941 года во время боя самолёт моего прадедушки был сбит и загорелся. Так погиб прадедушка. Похоронен Григорий Фёдорович в городе Могилеве. В справке из ЦАМО (Центрального архива Министерства Обороны) в “Информации из донесения о безвозвратных потерях” указано: “Должность: нач. арм. службы. Звание: лейтенант. 18.09.1941 года не вернулся с боевого задания. Пропал без вести: 18.09.1941г. Махновка-Кобеляки”.

Иванова Ю.А.:

Сталинградская Битва.  Сталинградская Битва началась в июле 1942 года. Это одно из самых важных, самых кровопролитных и жестоких сражений времен Великой Отечественной войны. Потерпев тяжелое поражение в битве под Москвой, Германия решила направить все свои силы на Сталинград, чтобы отрезать центральную часть СССР от хлебных районов и нефти Каспийского моря. Немцы начали массированное наступление на Сталинград, число их солдат заметно превосходило численность нашей армии. Битва за Сталинград длилась долги 200 дней и ночей.

Артеми (Артём) Моисеевич Любович. Личность моего прапрадеда (17 (29) октября 1880 года — 28 июня 1938 год) широко известна. Он советский государственный деятель, участник революционного движения, нарком почт и телеграфа РСФСР и СССР. О нём можно найти материал в Интернете. Конечно, сохранились и воспоминания членов нашей семьи. Мой прадедушка, Любович Лев Артемьевич (23 (10).02.1913 — 02.11.1991), — инженер-капитан. Он продолжил дело своего отца, тоже занимался связью. За боевые заслуги перед Отечеством прадедушка награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. В мирное послевоенное время мой прадед занимался разработкой быстродействующих вычислительных машин “БЭСМ-6”, за что был представлен к высокой правительственной награде — ордену Ленина. Я горжусь своими предками и с удовольствием занимаюсь изучением их жизни, чтобы узнать самому больше и рассказать другим о своих родственниках.

Иванова Ю.А. Севастополь - город русской боевой славы. Много раз его пытался захватить неприятель. И каждый раз его освобождали, восстанавливали, делали еще краше. Его слава не меркнет с годами. Оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны стала трагической страницей истории города. Но она лишний раз подчеркнула, что русские люди защищают свои святыни до последнего. В сентябре 1941 года немцы рвались в Крым. Захватив его, они получали открытый путь на Кавказ, к нефти Баку и Грозного.

Мой прадед, Войнов Михаил Васильевич, родился 12 июля 1918 года в селе Новомихайловка Орловской губернии. Родители его были обычные крестьяне, очень трудолюбивые, поэтому семья была не бедная. У прадедушки были два старших брата — Антон, Павел и младшая сестра Мария. Прадедушка окончил 7 классов, затем учился 2 года на курсах трактористов. После окончания курсов работал по специальности. В 1938 году он был призван на срочную военную службу стрелком в пограничные войска, которые базировались на границе Молдавии и Румынии. Годы службы прадед вспоминал с большой теплотой. Все были молоды. В роте царила доброжелательная обстановка, все друг другу помогали. Весной 1940 года пограничный наряд задержал специально обученную собаку с прикреплённым пакетом с секретной информацией. За это задержание прадедушку наградили отпуском домой. Когда началась война, прадедушку направили на Прибалтийский фронт. Воевал в 945-ом стрелковом полку. 29 августа в бою был тяжело ранен. После лечения в госпитале вернулся в строй. Но после второго ранения его комиссовали. Вернувшись домой, Михаил Васильевич работал в колхозе разнорабочим, учётчиком, трактористом, бригадиром полеводческой бригады, заведующим свиноводческой фермы. А на пенсии — плотником, сторожем. Дедушка — большой умелец: шил, валял валенки, держал пчёл. Помогал не только домочадцам, но и односельчанам. Дедушка, хоть и болен и раны дают о себе знать, остаётся жизнерадостным и весёлым человеком.

Иванова Ю.А.: Курская Битва, по мнению историков, являлась переломным моментом в Великой Отечественной Войне. В сражениях на Курской дуге принимали участия более шести тысяч танков. Такого в мировой истории не было, да и наверное, больше не будет. Действиями советских фронтов на Курской дуге руководили маршалы Георгий Константинович Жуков и Василевский. Численность советской армии составила более 1 млн. человек. Солдат поддерживали более 19 тысяч орудий и минометов, с воздуха поддержку советским пехотинцам оказывали 2 тысячи самолетов. Курская битва стала завершающим этапом коренного перелома Великой Отечественной войны, а также Второй мировой войны.

Авдеев Сергей Иванович (1923 — 2011). Мой дедушка, Авдеев Сергей Иванович, был участником Великой Отечественной войны. Он родился в 1923 году в селе Лысково Калужской области. Когда немцы оккупировали село, а затем сожгли его, жители вынуждены были покинуть родные места. В армию дедушка был призван в сентябре 1942 года. Он был пулеметчиком, и всю войну протаскал пулемёт “Максим” за собой. Воевал на 1-ом и 2-ом Украинских фронтах. Служил в 233 стрелковом полку. Участвовал в боях под Смоленском, освобождал Бессарабию, Югославию, Чехословакию. В самом конце войны был ранен осколком в правую руку. Войну закончил в Австрии: был комиссован по ранению. Дедушка вернулся домой в декабре 1945 года. Среди боевых наград, которыми был отмечен его боевой путь — медаль “За отвагу”, полученная за форсирование Днепра, орден Отечественной войны II степени и другие. Они и сейчас хранятся в нашем доме и напоминают мне о подвигах моего дедушки.

Леонид Сергеевич Соболев. Русский советский писатель-прозаик. Его имя известно и в нашей стране, и за рубежом. В годы Великой Отечественной войны Соболев работал военным корреспондентом газеты "Правда", Совинформбюро и Главного политического управления ВМФ. Побывав в центре ожесточенных боев в Таллинне, Одессе, Севастополе, Новороссийске, писатель опубликовал во фронтовых газетах множество очерков, рассказов и корреспонденций ("Поединок", "Черная туча", "Батальон четверых", "Воспитание чувств"). Два месяца Соболев провел в осажденном Севастополе, написав о защитниках города книгу "Морская душа", за которую был удостоен Сталинской премии (1943 г

Павел Давыдович Коган (7 июля 1918 год, Киев — 23 сентября 1942 год, Новороссийск). В начале Великой Отечественная война Коган пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учета. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые, едет на фронт. Здесь назначается переводчиком, потом помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант Павел Коган, возглавлявший разведгруппу, героически погиб в перестрелке на сопке Сахарная Голова под Новороссийском. Было ему 24 года.

Кульчицкий Михаил Валентинович (22 августа1919, Харьков — 19 января1943). Русский советский поэт-фронтовик. Отец его, профессиональный литератор, погиб в 1942 году в немецком застенке. В 1941 году, с первых дней войны, Кульчицкий уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пулемётно-миномётное училище, получил звание младшего лейтенанта. 19 января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб под селом Трембачёво Луганской области при наступлении от Сталинграда в район Харькова. Было ему 23 года.

Кушанова А.С.: Сегодня мы представили Вашему вниманию работы учеников в проект “Орден в моем доме”. Ребята подготовили материал о писателях – фронтовиках и тех сражениях, где они участвовали. На этом проектная работа не заканчивается, мы продолжим собирать сведения о писателях и их фронтовой судьбе. А о том, что нам удастся исследовать, мы расскажем на следующей экскурсии. До новых встреч!