Обобщающий урок «Путешествие в страну Технологию». 5-й класс

Разделы: Технология


(Приложение 1, слайд 1).

Цели:

  • способствовать повторению и закреплению пройденного материала, полученных знаний и умений;
  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету; развивать умение сравнивать и делать несложные теоретические и практические выводы по результатам сравнения, творческие способности;
  • способствовать формированию бережного отношения к материалам, умения работать в группе.

Оборудование:

- компьютер;

- телевизор;

- презентация по теме урока;

- коллекция волокон;

- образцы тканей;

- технологическая карта урока;

- карточки задания для закрепления материала.

Форма проведения занятия: урок-путешествие.

Основные понятия:

Продолжительность урока: 45 минут.

Структура урока.

1 .Организационный момент – 2 мин.

2. Проведение игры – 36 мин.

Этапы игры.

“Побережье прочных знаний” - 8 мин.

“Пристань исследований” - 12 мин.

“Путешествие по морю Тканей” - 7 мин.

“Островок повторения” - 6 мин.

“Порт отличных оценок” - 3 мин

3. Подведение итогов – 3 мин.

4. Домашнее задание – 2 мин.

5. Уборка рабочих мест – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент:

Жеребьёвка. Прошу выбрать капитана команды.

(При входе в класс дети достают из шляпы номер команды и усаживаются по своим каютам)

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на палубе нашего корабля. Сегодня мы совершим путешествие по необыкновенной стране Технологии. Наш корабль поднимает паруса, и мы отправляемся в увлекательное путешествие.

2. Ход игры.

Итак, технология – это наука об умении, мастерстве и искусстве. А страна Технология дает возможность каждому из вас это умение, мастерство и искусство получить и применить на практике.

Наш путь начинается от “Побережья прочных знаний”. (Приложение 1, Слайд 2.)

А мы, прежде чем начать путешествие, должны определить, какие продукты мы возьмем с собой. В этом нам поможет первый раздел, который мы изучили “Кулинария. Технология обработки пищевых продуктов”. (Приложение 1, слайд 3)

Итак, команды готовы? Готовы!

Начинаем! Ответьте на вопросы. (Приложение 1, слайд 4)

  • Что называется питанием?

(Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для построения и возобновления клеток и тканей тела, восполнения энергетических затрат, поддержания жизни, здоровья и работоспособности)

  • Сколько раз в день должен питаться здоровый человек?

(Практически здоровому человеку рекомендуется трех- или четырехразовое питание. Причем на завтрак должно приходиться 30% общей калорийности суточного рациона, на обед – 40%, на полдник – 10%, на ужин – 20%.)

  • Что такое культура питания?

(Прием пищи должен проходить в одни и те же часы, что способствует наиболее полному ее перевариванию и усвоению.Пища должна быть вкусно приготовленной, красиво оформленной, тогда она будет возбуждать аппетит)

  • Без чего невозможны жизнедеятельность организма и пищеварение?

(Без витаминов)

Да, это так. Без витаминов невозможна жизнедеятельность человека. Поэтому следующее задание будет таким:

Соотнесите название витамина и действие его на организм. (Приложение 1, слайд 5)

Работа по карточкам в группе.

Витамины Действие на организм
1. Витамин В А. Способствует росту, развитию, улучшает зрение
2. Витамин С В. Улучшает пищеварение, обмен веществ, состояние кожи и зрения.
3. Витамин А С. Укрепляет защитные силы организма
4. Витамин D D. Улучшает обмен веществ в организме
5. Витамин Е Е. укрепляет кости, поддерживает хорошее самочувствие

Взаимопроверка.

Правильные ответы: 1В, 2С, 3А, 4Е, 5D

Молодцы! А теперь попробуйте угадать, о каком овоще идет речь.

Конкурс “Знакомые незнакомцы” (Приложение 1, слайд 6)

  1. Родина этого всеми любимого овоща – Южная Америка, где местное население стало употреблять его в пищу несколько тысячелетий назад. В Европу он был завезён в середине 16 века. Появление этого овоща в России в конце 17 века связано с именем Петра 1, который привез его из Голландии. (Картофель)
  2. Место происхождения этого овоща – влажные тропические леса Индии, где его выращивали уже в 3-м тысячелетии до н.э. (Огурец)
  3. Известно, что этот овощ выращивают с давних времён. Родина этой овощной культуры – Средиземноморье. В наши дни её возделывают во многих странах мира. (Капуста)
  4. Родиной этого овоща считаются тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе этот овощ начали выращивать в 16 веке. На территории нашей страны – в 18 веке. Долгое время этот овощ считался ядовитым и выращивался только для красоты! (Томаты)

Молодцы. Спасибо за ответы. Вы узнали эти овощные культуры и, конечно же, возьмем их с собой в плавание. Но мне хотелось бы узнать, знаете ли вы первичную обработку овощей.

Тест “Первичная обработка овощей” (Приложение 1, слайд 7)

1. Сначала овощи ................... по размеру.

2. Затем овощи ....................

3. Далее овощи ...................

4. В картофеле ................... глазки.

5. При обработке капусты .................... верхние грязные листья.

6. А затем овощи ..................

Ответы: нарезают сортируют, удаляют, моют, чистят, промывают, удаляют.

Взаимопроверка.

Правильный ответ: 1. сортируют, 2 моют, чистят, 3. промывают, 4. удаляют, 5. удаляют, 6. нарезают.

А сейчас я приглашаю двух капитанов выйти ко мне. И мы проведем “Конкурс капитанов”. (Приложение 1, слайд 8)

Должны же мы знать, кому доверяем вести наше судно.

Вам, уважаемые капитаны, я даю задание нарезать овощи. Способ нарезки указан в карточке (раздаю).

Назовите правила т/б при работе с колющими и режущими предметами.

Оденьте спецодежду и приступайте к работе.

А в это время команда продолжает отвечать на вопросы.

Девочки, как вы считаете, овощи мы должны взять с собой в путешествие? А ещё какие продукты?

(Дети отвечают)

Да, без воды человек не может долго существовать. А какие напитки вы знаете?

Чай, кофе, какао, кисель и т.д.

Но об одном напитке – очень популярном в вашей, молодёжной среде, мне хотелось бы рассказать подробнее.

Фильм о кока-коле. (Приложение 2)

Проверка нарезки овощей. (Приложение 1, слайд 9)

Объявление результатов.

Ну что ж, дорогие друзья все подготовительные работы проведены, и мы отправляемся в путь.

Пока наш лайнер бороздит водные просторы – проведём время с пользой.

Физкультминутка

(Время для проведения физкультминутки учитель определяет индивидуально по работоспособности класса.)

Мы читали и писали
А потом все дружно встали
Ручками похлопали 1, 2, 3
Ножками потопали 1, 2, 3
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнём
И работать все начнём.

Молодцы.

Ребята, внимание! На горизонте земля! Мы подошли к “Пристани исследований”. (Приложение 1, слайд 10) Здесь мы займёмся применением своих знаний на практике.

Задание первой команде: Определите свежесть яйца (Приложение 1, слайды 11, 12)

Задание второй команде: Определить, какое из яиц варёное, а какое – свежее. (Приложение 1, слайды 13, 14)

Следующее задание. (Приложение 1, слайд 15)

По способу горения и органолептическим методом (внешнему виду и на ощупь) определите волокнистый состав ткани. (Приложение 1, подсказка – слайд 16, 17)

  • Хлопок и лен горят ярким пламенем, выделяя запах жженой бумаги.
  • На ощупь хлопчатобумажные ткани мягкие, тепловатые; льняные – жёсткие, прохладные.
  • Хлопчатобумажные ткани мягкие, приятные на ощупь.
  • Льняные ткани имеют гладкую блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются.

Таблица

Вид волокна Отличительный признак Способ горения
  По внешнему виду На ощупь
Хлопок      
Лен      

Подведение итогов.

Молодцы! Большое спасибо нашим исследователям. Продолжаем путешествие. Путь наш лежит через море Тканей. (Приложение 1, слайд 18)

А поможет нам преодолеть этот отрезок пути раздел “Основы материаловедения” (Приложение 1, слайд 19)

Игра “Золотая рыбка”/ (Приложение 1, слайд 20)

Посмотрите, какая необычная рыба у меня в руках. Вместо чешуек на ней лоскутки тканей, а на них вопросы, ответив на которые мы легко доберемся до суши и сможем продолжить наше путешествие.

1. Что изучает материаловедение?

(Материаловедение – наука, изучающая строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий)

2. Какие волокна называются натуральными?

(Натуральными называются волокна, которые имеются в природе. Cоздаются без участия человека).

3. Какие натуральные волокна вам известны?

(К натуральным относятся волокна растительного происхождения, их получают с поверхности семян (хлопок), из стеблей (лен))

4. Что такое хлопчатник?

(Однолетнее кустарниковое растение высотой около одного метра)

5. Что такое лён?

(Однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия)

6. По каким признакам можно определить вид ткани?

(По внешнему виду, на ощупь, по характеру горения)

7. Дайте определение понятию “гигроскопичность”.

(Гигроскопичность - способность тканей впитывать влагу из окружающей среды)

8. Что называют основой?

(Нити, идущие вдоль ткани)

9. Что называется утком?

(Поперечные нити в тканях)

10. Что называется ткацким переплетением?

(Это переплетение нитей основы и утка)

Молодцы девочки. Хорошо поработали. Море Тканей преодолели. На горизонте островок “Повторения”. (Приложение 1, слайд 21)

А поможет нам справиться с заданием раздел “Основы машиноведения”. (Приложение 1, слайд 22)

Итак, на этом острове важна сплоченность всей команды. Вам даны 10 высказываний. Если вы считаете высказывание верным, ставите знак “+” в графе “ДА”, если не верным – ставите знак “+” в графе “НЕТ”

№ п/п Высказывание Да Нет
11 Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV века Леонардо да Винчи +  
22 В 50-х годах XIXвека швейные машины стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики +  
33 В 1900 году в подмосковном городе Зарайске фирма “Зингер” основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.   +

Подольск

44 Бытовые швейные машины бывают с ручным, ножным и электрическим приводами +  
55 По окончании работы на швейной машине нужно выключить машину и убрать рабочее место +  
66 Стачать – это значит соединить две детали с последующим вывертыванием их на лицевую сторону   +

обтачать

77

Стачной шов вразутюжку

+  
88

Шов вподгибку с закрытым срезом

  +

взаутюжку

99 Шов – это место соединения двух или нескольких слоев ткани булавкой   +

строчкой

110 Ширина шва – это расстояние от строчки до среза или сгиба деталей +  
Количество правильных ответов:

После выполнения работы учащиеся обмениваются карточками, идёт работа над ошибками под руководством учителя.

Подведение итогов

Мы прибыли в конечный пункт назначения Порт отличных оценок. (Приложение 1, слайд 24)

Сегодня два экипажа совершили увлекательное путешествие в страну Технологию.

Заключительный инструктаж.

Выявление затруднения в ходе практической работы. Анализ успешности учебной деятельности учеников.

3. Подведение итогов урока.

Показать лучшие работы. Назвать типичные ошибки и способы их исправления. Объявить оценки учащихся за работу.

Рефлексия. (Приложение 1, слайд 25)

4. Домашнее задание.

5. Уборка рабочих мест. Учащиеся убирают аудиторию.

На этом наше путешествие закончено, прошу команду сойти на берег. Всего вам доброго!

Прогнозируемый результат урока.

Учащиеся повторяют пройденный материал. В ходе выполнения практической работы развивается умение получать результаты и оформлять их в таблицу. В процессе игры формируются коммуникативные способности, умение нести ответственность не только за себя, но и за команду в целом.

6.03.2015