Развитие речи в соответствии с ФГОС

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность

Форма деятельности: Игра-соревнование (презентацией PowerPoint)

Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Программные цели и задачи:

Цель: создание социальной ситуации развития детей через игровую, коммуникативную, познавательную деятельность.

Задачи:

  • обеспечить условия для развития речи детей и подготовки к обучению грамоте (речевое развитие);
  • создать условия для ознакомления с ударением в словах, познакомить с правилом слога: слог образует гласный звук (речевое развитие);
  • закреплять умения различать звук, слог, слово, предложение; называть слова на заданный звук, делить слова на слоги (речевое развитие);
  • развивать умения работать по заданной модели, самостоятельно делать выводы, составлять схему слова и предложения (познавательное развитие);
  • создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; способствовать развитию навыков взаимодействия, развитию умения работать в подгруппе сверстников (социально-коммуникативное развитие).

Оборудование и материал: ноутбук, проектор, презентация Power Point, доска; почтовая коробка – посылка, мяч – ёжик, буквы и магнитные доски, цветные мелки, фломастеры, бумага, 2 карточки с названиями команд “Весёлые человечки”, “Группа “Алёнушка”, фишки, чтобы отмечать количество очков, сюрпризы - наклейки звёздочки.

План НОД

  1. Открытый вход в деятельность: проблемная мотивация.
  2. Вводно-организационный: вводная беседа.
  3. Мотивация на деятельность: приём “яркое пятно”.
  4. Расширение имеющихся знаний: активизация самостоятельно мышления:
    - Игра - упражнение “Слово”
    - Игровое упражнение “Составьте слово”
    - Деление слов на слоги
  5. Объяснение нового: с опорой на наглядный материал:
    - Ударение
    - Схема слова
  6. Динамическая пауза: игровые приёмы.
  7. Практическая работа: групповые, парные способы организации деятельности.
  8. - Практическая работа в подгруппах. Схема слова, ударение
    - Игровое упражнение “Соедините слоги”
    - Предложение. Схема предложения

  9. Открытый выход из деятельности: обсуждение результатов, мотивация на другой вид деятельности.

Ход НОД

I. Открытый вход в деятельность: проблемная мотивация.

Помощник воспитателя вносит в группу почтовую коробку: “Ребята, нам пришла посылка”. Дети и воспитатель читают адрес детского сада и название группы, а затем адрес отправителя: жители Цветочного города.

II. Вводно-организационный этап: вводная беседа.

Воспитатель выслушивает мнения и предположения детей, затем открывает посылку:

 - Ребята, что это? (Диск). Хотите знать, что на нём?

Титульный слайд

Слайд 2 Цветочный город

Воспитатель с детьми называют имена весёлых человечков.

III. Мотивация на деятельность: приём “яркое пятно”.

Слайд 3 Письмо:

“Здравствуйте, ребята!

Скоро вы станете первоклашками и уже много знаете.

Мы предлагаем вам соревнование!”

Команда весёлых человечков

Воспитатель:

- Ребята, вы хотите поучаствовать в соревновании с жителями цветочного города? Я верю, что вы справитесь.

IV. Расширение имеющихся знаний: активизация самостоятельно мышления:

Слайд 4 Синеглазка: Играем в “Слово”

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в СЛОВО. (Н. Пикулева)

Слайды 5, 6, 7 Синеглазка: Играем в “Слово”

Кто мяч поймает – тот слово называет на букву Б (А, Г).

(Воспитатель достаёт из почтовой коробки мяч – ёжик. Дети бросают мяч друг другу, называя слова на заданную букву)

- Молодцы, много слов вы назвали. А сейчас посмотрим ответ команды весёлых человечков.

Слайд 8 Синеглазка: “Молодцы!”

Дети читают слова, проверяют ответ команды весёлых человечков.

Слайды 9, 10, 11 Незнайка: Составьте слово из первых звуков

Ёжик, лиса, корова, аист (Ёлка)

Мамонтёнок, яблоко, чебурашка (Мяч)

Ракета, арбуз, колобок (Рак)

Слайд 12 Незнайка: Здорово!

Ответ команды Весёлых человечков

Слайд 13 Знайка: Делим слово на слоги.

Воспитатель:

- Как называются части слова? (Слоги)

Подсказка: “В слове столько слогов, сколько гласных звуков”

Воспитатель:

- Знайка абсолютно прав – в слове действительно сколько гласных звуков, столько и слогов. Слова бывают короткие и ... (длинные).

- Для того чтобы посчитать слоги, слово можно... (“прохлопать”).

Слайды 14-18 Знайка: “Посчитайте слоги”

(Дети по картинкам, хлопками считают слоги: слон (1), ку-би-ки (3), гу-си (2), ба-ра-бан (3), ди-ван (2). После каждого ответа детей открываются ответы команды “Весёлых человечков”

Слайды 19, 20 Знайка: “Посчитайте слоги”

Воспитатель:

- А ещё слова можно “прошагать”. Давайте попробуем шагами посчитать слоги в слове че-ре-па-шо-нок (5), ве-ло-си-пед (4).

Слайд 21 Знайка: Совершенно верно!

V. Объяснение нового: с опорой на наглядный материал.

Слайд 22 Медуница: Ударение

Подсказка: В словах есть ударение.

Воспитатель:

- Медуница права. В каждом слове один слог произносится громче, сильнее другого. Мы как будто ударяем голосом по этому слогу. Слог становится ударным. Чтобы узнать на какой слог падает ударение, надо слово позвать. В словах с одним слогом, он и ударный, например, сом. Давайте найдём ударение в слове Лена. Позовите: “Лена”, какой слог звучит громче? (Ле). Какой это слог первый или второй? (Первый)

- А теперь давайте выполним задание весёлых человечков.

Слайд 23 Медуница: Назовите ударный слог

- Посмотрите на слайд, что на нём изображено? (Дом)

- Ребята, как мы обозначаем слова в схеме? (Прямой линией)

- Сколько слогов в слове дом? (Один)

- Ударный слог обозначается чёрточкой - знаком ударения. Знак ударения всегда стоит над гласной буквой.

Слайд 24 Медуница: Назовите ударный слог

- Сколько слогов в слове рыба?

- Как обозначена схема слова рыба? (Линией, разделённой на две части).

- Назовите первый слог (Ры)

- Назовите второй слог (Ба)

- “Позовите” слово: рыба, какой ударный слог? (Первый – ры).

- Проверим ответ жителей Цветочного города.

Слайд 25 Медуница: Назовите ударный слог

- Найдём ударный слог в слове жи-раф. (Второй слог – раф). (Аналогичная работа)

Слайд 26 Медуница: Замечательно!

VI. Динамическая пауза: игровые приёмы.

Слайд 27 Пилюлькин

На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Раз – вперед наклонимся,
Два – назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Кто там начал отставать? (Приседания.)
На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте.)
Заниматься вновь начнем.

VII. Практическая работа: групповые, парные способы организации деятельности.

Слайд 28 Незнайка: Подберите слова по схеме

Схема слова с ударением на первый слог

Воспитатель:

- Разделитесь на три группы, придумайте слова по схеме. Свои слова можете выложить из букв на магнитных досках, записать мелками на доске или фломастерами на бумаге. (Работа в подгруппах. Детям предоставляется выбор партнеров и материала)

Ответы детей (Садик, мячик, домик)

Слайд 29 Незнайка: Подберите слова по схеме

Схема слова с ударением на второй слог

Ответы детей (Щенок, совок, цветок)

- Прочитайте слова (используется гостевой метод), а теперь узнаем ответ весёлых человечков.

Слайд 30 Незнайка: Здорово!

Ответы весёлых человечков.

Слайд 31 Винтик и Шпунтик: “Соедините слоги”

ШИШ КА
СЛИ ВА
КУК ЛА
ЛИ СА
КО ЗА
КА ША

Воспитатель:

- Как вы думаете, зачем соединять слоги? (Чтобы получились слова)

- Винтик и Шпунтик предлагают заглянуть в посылку. (Воспитатель достаёт коробочку с карточками, аналогичными слайду. Дети, работая в подгруппах, соединяют слоги, зачитывают свои слова.)

Слайд 32 Винтик и Шпунтик: Очень хорошо!

- Прочитайте ответы Винтика и Шпунтика, проверьте их.

Слайд 33 Тюбик: Придумайте предложение

Картинка, на которой изображена девочка под дождём, большие грибы, ёжик несёт грибочки. Под картинкой схема предложения.

Воспитатель:

- Что нарисовал Тюбик? (Картину и схему предложения).

- Сколько слов по схеме должно быть в предложении? (Два)

- В своих подгруппах придумайте предложение из двух слов. (Идёт дождь. Гриб растёт. Девочка стоит.)

- Назовите свои предложения, посчитайте слова. Назовите первое, второе слово.

- Давайте посмотрим дальше, что приготовил нам Тюбик.

Слайд 34 Тюбик: Придумайте предложение

(Схема предложения из трёх слов. Девочка ловит капельки. Ёжик несёт грибочки.)

Слайд 35 Тюбик: Восхитительно!

Дополнительно!

Слайд 36 Незнайка: “Исправьте предложение”

Щенок прыгает. (Щенок спит.)

Слайд 36 Незнайка: “Исправьте предложение”

Поезд варит вагончики. (Поезд везёт вагончики.)

Слайд 37 Незнайка: Здорово!

Слайд 38 Вы выполнили все задания!

Вы молодцы!

Загляните в посылку.

В посылке для детей лежат сюрпризы – звёздочки.

VIII. Открытый выход из деятельности: обсуждение результатов, мотивация на другой вид деятельности.

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось соревноваться с весёлыми человечками?

- Что вам запомнилось? Что нового узнали?

- Сколько слогов в слове? (Сколько гласных звуков)

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- Из чего состоят слова? (Из слогов)

- Из чего состоят слоги? (Из звуков)

- Ребята, давайте мы с вами придумаем задания для весёлых человечков из Цветочного города.

13.03.2015