Сложное предложение

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


I. Организационный этап.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня нам предстоит поработать вместе. Вы видите на своем рабочем месте оценочные листы (Приложение 6). Подпишите их сверху. В них вы будете выставлять себе оценки за выполнение заданий. В ходе урока за каждый правильный ответ вы можете получить жетон-бонус “1 ум”, а впоследствии, суммируя все полученные баллы, получить оценку за урок. Итак, начинаем.

II. Эмоциональный настрой.

Мы встретились с вами в очень знаменательное для нашей страны время – время проведения Зимних Олимпийских Игр. Поэтому наш урок мы посвятим спортсменам, которые стараются показать наилучший результат. (Презентация).

[Чтение стихотворения]

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите на экран. Предлагаю вам самим сформулировать и записать тему урока. Вы сможете это сделать, расставив в тетрадь буквы в порядке, соответствующем цифрам.

Готовы? Проверьте себя. Правильно ли у вас получилось?

Работа над понятием.

Внимательно ознакомьтесь с содержанием памятки (Приложение 1).

Объясните значение каждого слова темы.

Предложение – единица языка, главное средство выражения мысли, которое состоит из одного слова или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически. (Приложение 2).

Сложный

  • состоящий из нескольких частей, элементов.
  • многообразный по составу входящих частей.
    (С.И.Ожегов “Словарь русского языка”)

Ответьте на вопрос:

Что же я узнаю на уроке? (Ответ ученика, бонус)

Дополнение цели с помощью слов-помощников.

Хочется, чтобы ваша работа принесла пользу, а для этого предлагаю вам продолжить предложения:

Я хочу

  • узнать...
  • научиться...
  • написать...
  • повторить...
  • составить...
  • прочитать...
  • задать вопрос... (2-3 ответа, бонусы)

III. Актуализация знаний.

Итак, вы определили для себя, чего вы хотите, т.е. вашу цель урока.

  • могу
  • хочу
  • надо

Можете ли вы сейчас дать точное определение сложного предложения?

А что вам для этого надо?

“Третье лишнее”

Как вы думаете, что лишнее? Обоснуйте свой выбор.

Посмотрите на экран. Какое решение вы можете предложить?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Предлагаю вам сопоставить предложения (запишите их в тетрадь).

1. Началась Олимпиада.

2. Началась Олимпиада, и вся страна радуется победам наших спортсменов.

- Найдите в них основы.

- Назовите основу. Сколько основ в 1 предложении?

- Назовите основы. Сколько основ во 2 предложении?

Работа по схеме.

Возьмите лист № 3 (Приложение 3). Восстановите пробелы в схеме.

Как вы думаете, можно ли еще что-нибудь узнать о сложном предложении? Откройте учебник на стр. 182 и ознакомьтесь с материалом. Что главное из прочитанного? Сделайте необходимые добавления в схему.

Для удобства вам нужно научиться составлять схему предложения. В схеме обозначаются границы предложения [ ], основы и союзы, которые есть в предложении.

Составьте схемы данных предложений. Готовы? Молодцы!

Посмотрите на экран. Есть ли у вас ошибки?

  • Что не получилось?
  • Как вы выполняли это задание?

Чтобы лучше запомнить, необходимо еще раз проговорить алгоритм ваших действий.

Хорошо. Вы определили причину ошибки. Теперь вам можно двигаться дальше.

V. Первичная проверка понимания.

Предлагаю вам выполнить следующее задание. Я буду называть положения, а ваша задача определить, верное оно или нет:

если верное, в тетради ставьте 1; если нет – 0. Начнем!

Определитесь, как вы хотите проверить работу: друг у друга или каждый свою (если взаимопроверка, поменяйтесь тетрадями).

Проверьте ответ.

Выставьте в оценочный лист свою оценку (1 балл за каждый правильный ответ).

VI. Первичное закрепление.

Сейчас вам предстоит поработать с текстом. Работать будете в парах.

Возьмите лист №4 (Приложение 4). Внимательно прочитайте задание, определите для себя цели.

В каждое из пяти предложений необходимо вставить подходящие по смыслу подлежащее и сказуемое, а также при необходимости пропущенные запятые.

Следуйте рекомендациям.

Готовы? Хорошо.

Впишите количество набранных баллов в оценочный лист.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Чтобы проверить качество вашей работы на уроке, вам необходимо выполнить домашнее задание.

Оно состоит из двух частей:

а) обязательная (для всех): п. 64, стр. 182, упр. 508.

б) вариативная (по выбору): составить 2 сложных предложения (о представителе зимнего вида спорта) и построить их схемы. Придумать кроссворд (8-10 слов) о зимних видах спорта.

VIII. Рефлексия (подведение итогов урока).

Я открыла для себя сегодня замечательных учеников, а какие открытия сделали вы?

Сегодня я

  • понял...
  • узнал...
  • повторил...
  • составил...
  • сравнил...

Теперь я

  • умею...
  • научился...
  • смогу...

Давайте вы сами подведете итоги работы: подсчитайте количество баллов за задания, свои бонусы, суммируйте и выставьте самооценку.

А чтобы узнать мою оценку вашей работы, возьмите лист №5 (Приложение 5) и выполните его задание.

Что получилось?

Сдайте листы самопроверки.

Спасибо за работу!

Наш урок завершен.

До свидания!

Сценарий урока – Приложение 7.