НОД по формированию основ безопасности у детей старшей группы с ОВЗ «Незнайка в нашем городе»

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель: закрепить знания о дорожных знаках и правилах поведения на улице.

Образовательные задачи:

- закрепить знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках;

- активизировать процессы произвольного внимания, мышления;

- развивать быстроту реакции - умение быстро ориентироваться и принимать решение в проблемной ситуации;

- активизировать словарь по теме.

Коррекционные задачи:

- способствовать социализации детей и программе профилактики ДТП;

- формировать навыки ориентировки в пространстве по плану;

- совершенствовать навыки мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание быть дисциплинированным пешеходом;

- учить детей быть бдительными в ситуациях на дороге;

- воспитывать чувство уважения к другим пешеходам.

Предварительная работа:

- беседы по теме;

- чтение книг по теме;

- рассматривание иллюстраций.

Оборудование:

- план города с маршрутом;

- аудиозапись шума улицы;

- иллюстрации Е. Кочетова “Правила дорожного движения”, дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром, ООО “Маленький гений пресс” (для переклички);

- дорожные знаки, светофор, пешеходный переход (дорожка);

- форма и атрибуты регулировщика, повара, доктора;

- для игр с героями - рули, фишки – “витаминки” и баночки для них, соответствующие по цвету, две кастрюли и муляжи овощей и фруктов;

- настольно-печатная игра “Контрасты”;

- настольная игра по ПДД (подарок).

Ход занятия

В группу входит растерянный Незнайка (звучит фонограмма “звуки города”)

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Что случилось, почему ты такой растерянный?

Незнайка: Меня пригласил в гости Знайка и дал мне план, как к нему добраться, а я в нём не могу разобраться.

Незнайка:

- Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал.
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины, вот троллейбус,
И вдруг автобус на пути.

Признаться честно, я не знаю:
Где мне дорогу перейти?
Ребята, вы мне расскажите,
И, если можно, помогите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить! (О.Калашникова)

Перекличка “Правила дорожного движения”

Воспитатель: Незнайка, наши дети знают правила дорожного движения. Они тебе помогут.

Дети по очереди озвучивают правила дорожного движения и показывают соответствующую картинку:

- Переходи дорогу по подземному или наземному переходу.

- Нельзя переходить дорогу там, где нет пешеходного перехода.

- Нельзя ходить и играть на проезжей части.

- Переходи дорогу по пешеходному переходу “зебре”.

- Начиная переход, посмотри налево, потом направо.

- Нельзя обходить автобус спереди.

Незнайка: Раз вы такие молодцы, можно отправляться в дорогу.

Воспитатель: Давайте сверимся с планом. Какой дорожный знак будет первым на нашем пути?

Дети: Знак “остановка автобуса”.

Воспитатель: А куда надо идти? (Дети определяют направление по плану).

Дидактическое упражнение “Противоположности”

Воспитатель: Ребята, прежде чем сесть в автобус, нужно приобрести билеты. Пусть каждый соберет билет из двух половинок (противоположности). Звучит музыкальное сопровождение (любой проигрыш).

Словесная игра “Запрещается – разрешается”

Воспитатель: В дороге мы поиграем, игра называется “Запрещается – разрешается”. При слове “запрещается” складываем руки накрест, а при слове “разрешается” - поднимаем руки вверх и хлопаем в ладоши. Готовы? Начинаем!

1. И проспекты, и бульвары – всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару только с правой стороны.
Здесь шалить, мешать народу… - запрещается!
Быть примерным пешеходом… - разрешается!

2. Если едешь на трамвае и вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая, проходи, дружок, вперед.
Ехать зайцем, как известно…- запрещается!
Уступить старушке место…- разрешается!

3. Если ты гуляешь просто, все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток осторожно проходи.
Переход при красном свете… - запрещается!
При зеленом - даже детям…- разрешается!

Воспитатель: Вот мы и приехали.

Незнайка: Ребята, в какую сторону нам идти?

Воспитатель: Давайте посмотрим в план!

(Дети определяют направление движения по плану).

Незнайка: А где нам перейти дорогу?

Воспитатель: Сейчас узнаем!

Загадки (загадывают дети или воспитатель)

- Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят… (Дети)

Воспитатель: А каком дорожном знаке идет речь?

Дети: “Осторожно, дети!”.

- Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит красным глазом –
Остановятся все сразу.
А зеленый глаз глядит,
Говорит тебе – иди. (Светофор)

- Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (Пешеходный переход).

Воспитатель: Так, где можно переходить дорогу?

Дети: Дорогу можно переходить на зеленый свет светофора и по пешеходному переходу.

Подходят к светофору.

Незнайка: О, ребята, а это мой друг - Свистулькин!

Светофор-Свистулькин:

- Хоть, ребята, я и строг,
Все же я к игре готов.
Подмигну я красным глазом –
Замираете вы разом.
Подмигну вам желтым –
Ждем, стоим!
Подмигну зеленым глазом –
Все пойдете разом!

Игра “Светофор и водители”

Свистулькин: Я предлагаю вам поиграть, а Незнайка мне поможет.

Дети-пешеходы по сигналу светофора для пешеходов переходят дорогу по пешеходной дорожке-зебре, дети-водители берут рули и движутся по дороге в соответствии с сигналом светофора для водителей.

Незнайка: Ребята, а куда идти дальше? (Дети определяют направление по плану).

Воспитатель: А какой следующий пункт назначения?

Дети: “Пункт первой медицинской помощи”. (Дети проходят к знаку)

Воспитатель: Здесь вам обработают рану, сделают перевязку и, если потребуется дальнейшее лечение, то посоветуют, куда обратиться.

Ребёнок:

- Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше скажут.

Незнайка: Ребята, посмотрите в план, какой следующий пункт?

Дети: Следующий пункт - больница.

Незнайка: Ребята, здесь нас встречает мой друг - доктор Пилюлькин.

Пилюлькин:

- Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: “Будь здоров!”

Игра “Витаминки”

Пилюлькин: Ребята, помогите мне разложить витамины по баночкам, а то они у меня рассыпались. (Дети играют с Пилюлькиным)

Незнайка: Дети, давайте опять сверимся с планом и узнаем, куда нам идти дальше?

(Дети называют направление)

Воспитатель: Какой знак нам встретится?

Дети: “Пункт питания”.

Незнайка: А это мой друг Пончик.

Пончик:

- Если кто проголодался
И на улице остался,
Приходите к нам сюда
Мы накормим вас всегда.

Игра “Повар”

Пончик: Ребята, помогите мне отобрать продукты, из которых я сварю компот и щи. Дети раскладывают продукты по кастрюлям.

Незнайка: Куда нам двигаться дальше?

Воспитатель: Следующий по плану пункт – дом Знайки. Ребята, в какую сторону нам идти? (Ответы детей по плану)

Незнайка: А вот и дом Знайки.

- Здравствуй, Знайка, а я пришел не один - со мной мои новые друзья, они помогли мне найти дорогу к тебе.

Знайка: Здравствуйте! Незнайка, как я рад, что ты меня нашел!

Спасибо вам, ребята, что помогли Незнайке найти мой дом. И я хочу подарить вам игру, которая вам поможет еще больше узнать о правилах дорожного движения (вручает игру).

Литература

  1. О. Калашникова. Стихотворение.
  2. И. Стульба, С. Федорова – загадка про “Пункт питания”.
  3. Загадки.
  4. Г. Бойко стихотворение “Запрещается – разрешается”.
  5. Е. Кочеткова “Правила дорожного движения”. Иллюстрации.
  6. Настольно-печатная игра “Контрасты” Л.Я. Шкоп, Н.В. Пономарева, издательский дом “Дрофа”.

Стихи без ссылок – автор неизвестен.