Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития

Разделы: Коррекционная педагогика


4-е острое отделение мальчиков в возрасте от 13 до 18 лет, рассчитано на 60 коек. Базовое отделение Московского научно-исследовательского института психиатрии (отдел психопатологии детского и подросткового возраста; руководитель д.м.н. Волошин В. м.). Отделение состоит из двух изолированных блоков, которые комплектуются в зависимости от возраста и тяжести состояния. В блоке “А” имеется наблюдательная палата, рассчитанная на 10 больных с нарушениями, требующими особенно тщательного наблюдения и постоянного ухода. Данная палата обособлена от остальной части отделения, имеет собственную игровую комнату, спальню, санитарный блок. Кроме того, в структуре отделения имеются игровые комнаты, классы для индивидуальных и групповых школьных занятий (для детей и подростков, не посещающих школу, а также для выполнения домашних заданий), специально оборудованные помещения для психотерапии (как индивидуальной, так и групповой).

В отделении работают штатные психологи и семейные психотерапевты, помогающие найти оптимальные пути решения внутри семейных проблем. Кроме того, при помощи современных методик специалисты определяют профессиональную ориентацию и способности подростков, помогая правильно выбрать будущую профессию. Уникальной особенностью отделения служит комплексная программа медико-педагогической коррекции компьютерной и игровой зависимости у детей и подростков. Помимо медикаментозного лечения в работе широко используются различные формы психолого-педагогической восстановительной терапии, целью которой служит обеспечить возможность последующей школьной, социальной и профессиональной ре адаптации. При необходимости решается вопрос об освидетельствовании на предмет назначения или продления инвалидности.

При выписке родители получают подробные рекомендации в отношении дальнейшего поддерживающего лечения, формы школьного обучения, амбулаторного наблюдения, При улучшении состояния возможен перевод в под острые отделения.

 Показания к госпитализации

Различные формы острых и под острых психопатических состояний (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, реактивные, органические, эпилептические психозы).

Девиантные и деликвентные формы нарушения поведения по характеру и степени выраженности, приравниваемые к психопатическим состояниям (дисгармонически протекающий пубертатный криз, конституциональные и органические психопатии в стадии декомпенсации и т.п.)

Патологические формы поведения, требующие лечебно-психологической коррекции.

Эпилепсия, изменения личности в связи с эпилепсией, в том числе со снижением интеллекта, грубыми нарушениями поведения. Осложненные формы умственной отсталости.

Последствия органического поражения ЦНС с грубой, социальной дезадаптацией (психопатоподобный, психоорганический синдромы).

 Подготовительный этап работы в детском учреждении включает специальную психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся (чаще всего негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим психологи и педагоги ведут работы над актуальными проблемами ребят: особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, корректируют педагогическую запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образования. В этот период идет формирования навыков общения, рефлексии, самоконтроля и необходимых навыков для жизни и в семье. Через эти мероприятия проходят все дети оказавшийся в трудной жизненной ситуации и те, кто попадает в наш Центр, и те кто помещается в детский дом.

Психологическим фоном коррекционного процесса является установление эмоционально окрашенных контактов между ребятами в отделении, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата взаимоотношений в классе и в школе.

Одно из специфических закономерностей аномального развития психики является особые взаимоотношения ребят с окружающей средой, и прежде всего с людьми. Снижение интеллектуально недостаточностей этих взаимоотношений редко бывают благоприятными, что существенно затрудняет коррекционную работу и в конечном итоге адаптацию детей данной категории в обществе. Среди причин неблагоприятного отношения умственно отсталых ребят с окружающими, называют и недостаточно глубокое понимание обществом проблемы. Интеллектуальные недостаточности, и наличие у школьников целого ряда дефектов психики, многие их которых необратимы. Кроме того при подготовке учащихся коррекционно образовательных учреждений к самостоятельной жизни слабо используются компенсаторные возможности их психики, которые, по мнению Л.С. Выгодского тесно связаны с эмоциональным началом. Когда ребенок с интеллектуальной недостаточностью осознает трудность и имеет ярко выраженное желание ее преодолеть, он становится более восприимчивым к коррекционной помощи.

Понимание педагогом особенности эмоционального отношения учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условиям эффективности коррекционного воздействия. Однако информация могла бы помочь учителям и воспитателям, работающим с умственно отсталыми школьниками, в решении данной проблемы явно не достаточно.

Из этого следует лечение больных, решение вопросов социальной реабилитации и лечебно-психологической педагогикой. Она начинается с организации коллектива. При поступлении у каждого подростка выясняются интересы увлечения, выявляются способности, а также знания по школьной программе. Комиссия из психологов, врачей и педагогов определяют в какой работе могли бы принимать участия подростки: учебной, спортивной, санитарной, трудовой, оформительской, культмассовой.

 Санитарная комиссия следит за порядком в отделении, дежурством в столовой, проверяет состояние палат, класса, игровой комнаты. О результатах сообщает на общем собрании, которое обычно проходит по четвергам.

Учебная комиссия помогает воспитателям осуществлять контроль за успеваемостью и помощь ребятам, нуждающимся в ней. Комиссия отчитывается об успеваемости по классам еженедельно на общем собрании.

Трудовая комиссия помогает организовать самообслуживание ребят в отделении, уборку спортивной площадки и работу в “живом уголке”

Оформительская комиссия объединяет художников, которые готовят выставки работ на стенде “Наш вернисаж” и персональные выставки. Кроме того, они чертят графики дежурств, оформляют отделение к праздникам, готовят плакаты и рисунки к Весеннему празднику “Проводы зимы”, к Новому году, к ярмарке и летнему спортивному празднику, проводимым в больнице.

Культмассовая комиссия объединяет ребят, любящих театр. Они не просто готовят номера художественной самодеятельности. В отделении есть большой раздел работы, который входит в общее лечение- лечебная драматизация, когда проигрывание на сцене тех или иных ситуаций пьесы помогает подростку решать свои проблемы. Для других ребят — это хобби терапия. Многие подростки, выступая перед зрителями, избавляются от неуверенности, робости, тормозимости, пониженной самооценки.

Но есть группа больных, которым очень показана драматизация с элементами психодрамы, когда на определенном этапе лечения подбирается такая роль, которая помогает ему избавиться от определенных жизненных трудностей.

Лечебная драматизация - прекрасный вид занятости детей. Если мы не выступаем, то мы репетируем. А это особое содружество подростков и взрослых, основанное на доверии, атмосфера радости и совместного творчества.

Пример положительного результата в лечении с использованием метода лечебной драматизации

Алексей Я., 14 лет, ученик 9-го класса. При поступлении в отделение отказ от посещения школы педагогическая запущенность, трудности в обучении, бездеятельность, апатия. В анамнезе генетическое завоевание, приведшее к значительному избыточному весу. Внешний вид подростка, его неуклюжесть вызвали насмешки сверстников, травмирующая ситуация в школе, издевательство подростков, безразличие взрослых и болезненная Алексея на все это привели к тому, что он перестал ходить на уроки, целыми днями лежал на кровати, много ел еще больше полнел. Стационировался неохотно, первое время в отделении вел себя также, как и дома, было продуманно комплексное лечение, где на ряду с рациональной групповой психотерапией, проводимые лечащим врачом и психологом, медикаментозным лечением, индивидуальным обучением в школе с одновременным обязательным посещением класса. Начались занятия лечебной драматизацией.

На первом этапе была подобрана роль в инсценировки по рассказам А.П. Чехова “Жених и папенька”, где Алексей играл роль “папеньки”, по внешнему виду подходил к этому образу.

У Алексея открылись артистические способности и, хотя он был еще заметно скован, выступление имело успех. Поэтому на исполнение следующей роли его не пришлось долго уговаривать. На этот раз он играл генерала в сказке Л. Филатова “Про Федота-Стрельца, удалого молодца”, не боясь выглядеть глупым, жадным, смешным. Он понимал, что зрители смеются не над ним а над создаваемым им образом. Постепенно в результате лечения в атмосфере доброжелательности в отделении и в школе, Алексей стал активнее, у него появились друзья, улучшилась успеваемость в школе. На этом этапе он сыграл роль Бенедикта в комедии У. Шекспира “ Много шума из нечего”. Надо было видеть как легко он двигался по сцене объясняясь в любви Биотриче. Алексей закончил школу, поступил в колледж, в свободное от учебы время занимается в драм кружке.

Заключение

Использование разных путей и применение в обучении разных методов, в первую очередь языка, вспомогательных средств ускоряют процесс культурного развития аномального ребенка и тем самым обеспечивает его “очеловечивание”. Опираясь на разные содержание специального обучения школьников с нарушением интеллекта, изучали действия некоторых факторов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. При одном и том же объеме содержания коррекционного воздействия, формирующим в детях нравственные, эстетические, творческие способности, динамика личностного развития оказывается более заметной. В этом мы видим прогрессивную роль дефектологического и педагогического подхода к воспитанию аномальных детей.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений (текст), Педагогика. 1982-1984, Основы дефектологии 1983. -368 с.

2. Корнеева В.А. Методики коррекции эмоцианальной сферы. (Текст)

3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника, учебник “Основы общей психологии”. 2000. -712 с.

4. Волкова И.Н. “Ознокомление с художественной литературой”.