Программа по адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьного обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


В связи с поступлением 6-7 летнего ребенка в школу, меняется его социальный статус – период дошкольного детства закончился, вчерашний дошкольник стал первоклассником. Статус школьника требует от ребенка определенных навыков: напряженного умственного труда, активизации внимания, умения сосредотачивать внимание на малоинтересной на начальном этапе учебной деятельности, сохранять оптимальную работоспособности в течение всего урока, удерживать правильную рабочую позу длительное время. Кроме того, ребенка окружают незнакомые ему дети – одноклассники, с которыми придется выстраивать новые отношения, что для некоторых детей становится настоящей проблемой, так как увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами нередко отрицательно сказывается на умении общаться со сверстниками.

Незнание правил поведения в школе и на уроке так же замедляет процесс адаптации. Требование от учеников выполнения школьных правил может вызвать у первоклассников отрицательную реакцию, сопротивление тому, что им непонятно, для чего нужно выполнять эти правила, что приводит к неумению контролировать и регулировать свое поведение. Им кажется, что учитель пытается оказать на них давление, “подстроить под себя”, поэтому они нарушают правила поведения, как только педагог ослабит внешний контроль.

Дополнительная сложность в адаптации возникает у детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку они более чувствительны к изменениям в своей жизни и более остро реагируют на новые условия. Нередко круг общения этих детей ограничен семьей и врачами, многие дети по состоянию здоровья не посещали дошкольные учреждения, поэтому их коммуникативные навыки находятся на более низком уровне, чем навыки их нормально развивающихся сверстников. Сниженный уровень развития познавательных умений и способностей может привести к ситуации неуспешности в обучении, что в свою очередь может послужить причиной повышенной школьной тревожности. Кроме того, еще одна сложность заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться с детьми условно нормативного развития.

Поэтому данная программа включает в себя такие психологические составляющие как социальный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-волевой, когнитивный компоненты.

Занятия проводятся в игровой форме, которая привычна для детей 6-7 лет, что позволяет им познакомиться друг с другом и педагогами, с применением элементов сказкотерапии, рисуночных методов, театрализованной деятельности.

Таким образом, сочетание различных психологических и педагогических техник и методов в рабочей модульной программе, позволяет смягчить и ускорить процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в начальной школе.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями (1 класс).

Цель.

Создание социально-психологических условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в начальной школе.

Задачи.

1. Развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами

2. Формирование у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

3. Воспитание желания и умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

4. Развитие взаимопомощи и поддержки в игровой и продуктивной совместной деятельности.

5. Развитие способности видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников.

6. Развитие доброжелательного отношения к окружающим;

7. Формирование внутренней позиции школьника, устойчивой адекватной самооценки

8. Снижение тревожности

9. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в школе

10. Помощь обучающимся в усвоении школьных правил.

Сроки реализации программы: сентябрь-октябрь.

Разделы программы.

Вводная часть: знакомство – социальный компонент

Цель раздела – знакомство детей друг с другом и педагогами, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, создание в группе доверия, снижение первичной тревожности, определение правил работы в группе.

Введение в школьную жизнь – мотивационный компонент

Цель раздела – помощь детям в осознании своего нового статуса, формирование активной позиции школьника, усвоение школьных правил.

Развитие навыков общения – коммуникативный компонент

Цель раздела – развитие вербальных и невербальных средств коммуникации, воспитание у детей желания сотрудничать друг с другом, развитие доброжелательного отношения к сверстникам, развитие навыков конструктивного взаимодействия друг с другом.

Развитие эмоциональной сферы – эмоционально-волевой компонент

В этом разделе дети учатся распознавать основные эмоции, осознавать, что чувства – это особая часть нас. Целью раздела является научить детей осознавать свои эмоции, распознавать и признавать чувства других, научить соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сочувствовать другому человеку, дать детям представление о том, что такое настроение, научить управлять своим настроением, мыслями и поступками, повышать уверенность в себе, предупреждение и снижение чувства тревоги. Формирование адекватной самооценки.

Развитие познавательных умений и способностей – когнитивный компонент

Цель раздела – развитие таких психических функций как восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Форма и режим занятий.

Занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительность 30-35 минут, форма работы – групповая, максимальное количество учеников в группе 15 человек.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия

2. Основная часть

3. Рефлексия занятия

4. Ритуал прощания

Формы работы:

1. Тренинги

2. Беседы, дискуссии

3. Игры (подвижные, словесные).

4. Работа со сказкой

5. Релаксация

Система оценки достижений планируемых результатов.

Диагностика (групповая/индивидуальная):

1. Определение эмоционального отношения к школе (“Домики”, модификация О.А. Ореховой).

2. Анкета для определения школьной адаптации Н.Г. Лускановой .

3. Анкета для родителей М.Р. Битяновой.

4. Социометрия.

Планируемый результат.

1. Низкий  уровень школьной тревожности.

2. Устойчивая адекватная самооценка.

3. Позитивное отношение к себе и своей личности.

4. Доброжелательное отношение к сверстникам.

5. Проявление взаимопомощи и умение договориться в совместной работе.

6. Принятие и соблюдение школьных правил.

7. Положительное отношение к школе, к обучению, к педагогу.

8. Овладение приемами эмоциональной регуляции поведения.

Тематическое планирование.

Вводная часть: знакомство

Тема Цель № занятия
Будем знакомы! Знакомство учеников друг с другом, создание благоприятного эмоционального фона 1
Я рада тебя видеть, ты рад меня видеть! Продолжение знакомства учеников друг с другом, создание благоприятного эмоционального фона, сплочение коллектива 2

Введение в школьную жизнь

Тема Цель
занятия
Я – школьник Осознание своего нового статуса школьника 3
Для чего нужно ходить в школу Осознание своего нового статуса школьника 4
Игры в школе Дать представление о том, что такое “урок” и “перемена” 5
Правила школьной жизни Знакомство учеников с правилами школьной жизни 6
Правила школьной жизни Продолжение знакомства с правилами школьной жизни 7
Собираем свой портфель Представление о готовности к урокам в школе, для чего нужен первокласснику портфель 8
Оценка Дать детям представление об оценке, формировать ее реалистичное восприятие 9
Списывание и подсказка Дать представление о том, к чему приводит списывание и подсказка, понятие чужой ошибки 10

Развитие коммуникативных навыков

Тема Цель № занятия
Приглашение в мир Обучение детей эффективным способам общения 11
Что такое дружба? Дать детям представление о том, что такое “дружба” 12
Я и мои друзья Помочь детям понять и осознать качества, которыми должен обладать настоящий друг 13
Мне в тебе нравится, мне в себе нравится Обучать умению видеть и подчеркивать положительные качества в себе и в окружающих 14
Что такое сотрудничество Дать детям представление о том, что такое “сотрудничество”, 15
Мы умеем действовать сообща Развитие умения проявлять взаимопомощь и умение договариваться в совместной работе 16

Развитие эмоционально-волевой сферы

Тема Цель № занятия
Такие разные настроения Познакомить детей с таким понятием как “настроение” 17
Мысли и настроение Развитие у детей умения управлять своим настроением 18
Калейдоскоп эмоций Учить детей определять эмоциональные состояния, учить выражать эмоции с помощью мимики и жестов 19
Я справлюсь! Учить детей поиску выхода из трудной ситуации 20
Мысли и поступки Дать детям представление о связи между мыслями и поведением 21
Мысли и поступки Закрепление представления о связи мыслей и поступков 22
Я не боюсь! Научить детей справляться с чувством страха 23

Развитие познавательных умений и способностей

Тема Цель
занятия
Восприятие Развитие тактильного восприятия и осязания 24
Школа внимания Развитие слухового и зрительного внимания 25
Кладовая памяти Развитие памяти 26
Умники и умницы Развитие мышления 27
Юные фантазеры Развитие воображения 28

Программно-методическое обеспечение:

1. С.И. Тукачева “Адаптационные занятия с первоклассниками”.

2. Н.В. Пилипко “Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками”.

3. О.В. Хухлаева “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет”.

4. О.В. Хухлаева “Тропинка к своему Я”.

5. Н.В. Слободянник “Я учусь владеть собой”.

6. М.А. Панфилова “Лесная школа”.

7. О.Ю. Машталь “Лучшие методики развития внимания у детей”.

8. О.Ю. Машталь “Подготовка ребенка к школе”.

6.03.2015