Квест по произведению Н.С. Лескова «Человек на часах»

Разделы: Внеклассная работа


Квест по произведению Н.С. Лескова “Человек на часах” разработан для учащихся 6 класса в рамках литературного чтения. Мероприятие предполагает, что учащиеся уже познакомились с содержанием произведения. Квест помогает определить уровень самостоятельной подготовки учащихся во время прочтения и интерпретации текста рассказа. В завершении каждая группа придет к одну из двух возможных вариантов сложившейся ситуации и должна будет выбрать правильный, на их взгляд. Мероприятие заканчивается небольшим творческим заданием, помогающим учащимся понять и оценить результат их деятельности. Учителю же мероприятие наглядно продемонстрирует уровень подготовленности учащихся работы с текстом.

Цель данного мероприятия – создать условия для личностного развития учащихся посредством погружения в конкретный историко-литературный материал.

Задачи.

  1. Развитие умений применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
  2. Развитие навыков групповой работы.
  3. Совершенствование умений принимать решение, аргументировано обосновывать принятые решения.

Оборудование, необходимое для проведения квеста.

  1. Правила игры.
  2. Игровой реквизит (обозначен для каждого игрока в рамках описания роли каждого персонажа).
  3. Костюмы (по возможности).
  4. Аппаратура для музыкального сопровождения.

Этапы проведения квеста:

1. Подготовительный этап:

А) создание инициативной группы, которые будут помогать учителю;

Б) создание игрового реквизита;

В) распределение персонажей на игровой территории;

Г) ознакомление участников с правилами игры и правилами безопасности во время проведения игры.

Квест - это одна из разновидностей игры, поэтому, как и в любой игре, существуют свои правила:

  1. Игровой территории – место проведения квеста ограничено, и выходить за пределы запрещено.
  2. Игрового времени – время игры строго ограничено.
  3. Игровой роли – во время нахождения игры, участники выполняют ту роль, которую им определяет организатор игры.
  4. Мастер всегда прав – необходимо слушать и выполнять требования организаторов игры;
  5. Игрового реквизита – в игре используется лишь тот реквизит, который изготовлен специально для данного мероприятия. Привлекать свой собственный реквизит запрещается;
  6. Выполнять условия игры – внимательно слушать персонажей игры, запрещается заставлять их куда-то переходить, отдавать какие-либо предметы.

Кроме оглашения правил игры, необходимо коротко рассказать о том, что такое квест и как он проводится:

Квест – это приключенческая игра (англ. quest – поиск, “игра-бродилка”), один из основных жанров игр-путешествий, требующих от участников решения умственных задач для прохождения по маршруту (сюжету) игры. Прохождение квестов базируется на комбинации указателей (подсказок) к следующему действию, которые могут быть представлены в виде шифра, кода, либо исходят от действующих лиц, задействованного в игре. Участники игры должны выстроить правильную последовательность и выполнить требуемые операции, которые и приведут их к логическому завершению игры. Участники квеста могут несколько раз подходить к действующему лицу, спрашивать его о чем-либо.

Д) оформление команд участников квеста (общий знак, цветовая символика и т.д.).

2. Основной:

А) Повторное ознакомление с правилами игры и правилами безопасности;

Б) Организационное начало: общая загрузка в квест;

Общая загрузка в квест.

Редактор журнала “Телескоп”:

“Хочу вам рассказать историю, которая произошла буквально на днях. Говорили, будто ко дворцу со сторону Петропавловской крепости плыл какой-то необыкновенный пловец, в которого один из стоявших у дворца часовых выстрелил и пловца ранил, а проходивший инвалидный офицер бросился в воду и спас его, за что и получили: один – должную награду, а другой – заслуженное наказание...

Вроде бы все здесь ясно, но, возникают вопросы, ответы на которые мне бы, как редактору журнала, хотелось бы получить ответы. Что же это за ночной пловец? Если он был узник, то за что же наказан часовой? Кто же все-таки его спас?...

Поэтому и пригласил я вас, чтобы вы помогли мне разобраться в этой истории и написали статью в мой журнал об этом случае. Уж больно весь город полон слухами, и ждет новых подробностей этого странного происшествия.

В этом деле вам помогут только сами очевидцы и свидетели этого дела. К нашему общему счастью все они проживают в городе и отыскать их вам не составит труда.

Ступайте…”

После этих слов команды отправляются в город Санкт-Петербург, чтобы выполнить просьбу редактора журнала. Здесь они встречаются с действующими героями квеста.

В) Прохождение квеста командами;

Утопающий (человек средних лет, сидит около своего дома, обернутый в одеяло, или плед, простужен после случившегося)

ЕСТЬ: рассказ про то, как его спасли.

НУЖНО: ответить на вопросы.

Первая реплика: Да, да, знаю я конечно про этот нашумевший случай. И знаю непосредственно, потому что я и есть тот человек, который тонул. Вот теперь и сижу с насморком, голова болит. Да чего я вам жалуюсь, у вас, наверное, и без меня дел много. Идите, не обращайте на меня внимания…

Вторая реплика: Давеча вы тут спрашивали меня о случившемся, но помню я так мало, что уж тут и говорить, я даже не помню, где все это произошло, а кто уж спас меня, я и подавно не вспомню…

Хотя, может, если вы поможете мне вспомнить то место, где все произошло, то и чего нового вспомню?

(Отдает командам листок с вопросами, ответы на которые они должны будут найти)

Вопросы (Готовый вариант для раздачи командам вы можете посмотреть в Приложении 1. Игровой реквизит): 1. В каком городе это произошло? (Санкт-Петербург)? 2. В какую реку я упал? (Река Нева); 3. В какое время это произошло? (Три часа ночи); 4. Около какой крепости меня нашли в воде и вытащили на берег? (Петропавловской крепости). 5. Кто доставил меня к Приставу? (Инвалидный офицер).

После того когда ему приносят ответы на вопросы, он проверяет их. Если они правильные, то говорит реплику, если нет, то отправляет дальше искать ответы.

Третья реплика: Ох, и вправду начинаю вспоминать я тот случай. Аж мурашки по коже. К сожалению, не могу вспомнить лицо человека, который спас меня. Но, одну деталь я вспомнил точно. Тот, кто меня спас, прыгнул за мной в воду. Я чувствовал руки человека, который меня тащил из воды. К сожалению, это все, чем я могу вам помочь…

Пристав (обычный служащий, допрашивал утопающего и инвалидного офицера, составил рапорт о случившемся)

ЕСТЬ: книга по этикету (версия офицера), книга философского толка (версия утопающего)

НУЖНО: принести информацию о случившемся (версию офицера или утопающего)

Первая реплика: Чего изволите? Что-то произошло? Вас обокрали, кого-то обокрали, что-то разбили? (Слушает команды, которые говорят, что все нормально)

Ну, если ничего не случилось, так зачем вы прибыли в участок? Я обычный пристав, и мне нужно работать. Вот видите, сколько еще нужно составить рапортов.

Ступайте, да только будьте осторожны, в Санкт-Петербурге нынче неспокойно.

Вторая реплика: Все-таки что-то все же произошло? (Cлушает команду)

Как же, слышал я про это дело, вон оно лежит. (Показывает на папку). Да вот только я все никак не могу заполнить его до конца. Вроде уж допросил и утопающего и инвалидного офицера, да вот только не хватает некоторых вещей.

Да что я вам все рассказываю, ведь это тайная информация. Ступайте, коль с вами все в порядке. (Команда просит его посмотреть это дело. Пристав соглашается зачитать им только общие сведения).

Зачитывает: Дело сие произошло ночью, когда рядовой Измайловского полка стоял на часах…

А за это помоги и вы мне. Не могу закончить рапорт. Каким образом был спасен утопающий? Помогите мне найти ответ на этот вопрос.

После того, как команда найдет ответ на этот вопрос и в зависимости от ответа (возможно два варианта!) Пристав отдает разные вещи. В том случае, если команда рассказывает версию Утопающего о том, что человек, который его спас сам прыгнул за ним в воду, то Пристав в награду дает им книгу философского характера. В том случаем, если команда рассказывает версию Инвалидного офицера о том, что он спас утопающего, кинув ему веревку, за которую он и схватился, то Пристав в награду дает книгу по этикету.

Инвалидный офицер (служилый человек, участник войн начала XIX века, человек средних лет)

ЕСТЬ: информация о случившемся

НУЖНО: информация о некоторых деталях (найти ответы на вопросы)

Первая реплика: Приветствую вас в нашем славном городе Санкт-Петербурге. Офицер инвалидной службы.

Ой, прошу меня простить, сейчас должен ехать к подполковнику Свиньину за информацией относительно своего дела.

Вторая реплика: А это опять вы! Так вот спешу поделиться с вами радостными новостями. Я надеюсь, что вы уже слышали про странную историю с утопающим на реке Неве. Так вот, именно я его и спас. За что, как мне стало известно, буду представлен к награде.

В этой связи, не могли бы вы помочь мне. Я так был взволнован, испуган, что никак не могу вспомнить, когда и где это произошло. А я почти уверен, что придворные захотят послушать эту историю. Может и я тогда, чего еще вспомню, и вам расскажу…

После того, как команда найдет ответы на эти два вопроса: 1. Когда произошло это событие? (Три часа ночи). 2. Где это произошло? (Около Петропавловской крепости). Офицер говорит третью реплику.

Третья реплика: Конечно, все правильно, именно там я и проезжал, возвращаясь, домой. По пути я услышал плеск воды и остановился. Увидел, что кто-то тонет и кинул ему веревку, за которую тот и схватился и вытащили его на берег. Именно вот так все и случилось. Ох, спасибо вам большое!

Николай Иванович Миллер (командир роты Измайловского полка, молодой офицер) – офицер исправный и надежный, страстный читатель

ЕСТЬ: ребус

НУЖНО: книга философского толка

Первая реплика: Доброго времени суток, уважаемые господа. С чем пожаловали? Неужто вы к самому государю пожаловали? Так знайте, что просто так не пройдете, без особого разрешения нашего батальонного командира Свиньина. Так что, если нечего вам предъявить, так и ступайте прочь от парадного въезда.

Вторая реплика: Сказано же вам, что без специальной бумаги не пройдете. А вы кто будете, писатели может? Журналисты, по просьбе какого журнала? (Называют, что по просьбе журнала “Телескоп”). О, значит, вы уже знаете про случай с моим рядовым Постниковым. Ну, и чего слышно про случай с утопающим? (Слушает). А все одно, столько толку, а точную версию можно услышать только от самого рядового. Да вот только беда, не велено к нему пускать, поэтому и сказать вам не могу, где он. Помню только, что произошло это около трех часов ночи. А пока что, может, посоветуете чего почитать, страсть как люблю читать, да только не знаю, где бы книгу какую добыть интересную. Вот и приходится ребусы какие-то решать, аж голова уж болит. Ну, если чего найдете, то милости просим.

Третья реплика: (когда приносят ему книгу философского содержания, не книгу с этикетом!) О, вы я вижу с книгой интересной. Не дадите ли мне ее почитать, хоть чем-то полезным время занять. А то уж минуты и секунды считаю, скучно сидеть.

После того, как ему отдают нужную книгу, он взамен отдает им ребус (Смотрите в Приложении № 1. Ребус. Ответы: Доброта, Поляна, Словарь.), над которым ломает голову.

Рядовой Постников (часовой, солдат Измайловского полка) – человек из дворовых господ, очень нервный и чувствительный, сердобольный.

ЕСТЬ: информация о случившемся. Материалы для домашнего задания.

НУЖНО: разгаданный ребус.

Первая реплика: (Начинает говорить только тогда, когда ему приносят разгаданный ребус!) Ну, вы уж многое слышали, многое знаете. Можете и сами, наверное, собрать воедино весь рассказ. Да и видите, что я только что был выписать из казарменного госпиталя, поэтому предоставлю вам самим дописать историю, правдивую историю. (Раздает листки, где необходимо будет вставить пропуски, чтобы получилась статья про квест и события квеста “Человек на часах”)

“Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей журнала “Телескоп”, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы – рядового _______________, а развязка дела так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России.

Должно различать, что есть ложь и что неполная истина. Неполная истина не есть ложь. Войну претерпеть за свой подвиг унижение и раны может гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…”.

Сим рассуждением закончил свой разговор государь с подполковником, батальонным командиром ________________. В ходе расследования нашей группе удалось прийти к истине, развеять слухи, которыми был полон стольный град ______________. Пройдя весь путь, от самого утопающего, раскусив обман ложного героя ______________________________, мы нашли рядового. От него узнали, что за свой подвиг он получил суровое наказание, но, что и характеризует настоящего героя, ни о чем не жалеет рядовой ________________________, его командир роты ____________________.

Путешествие в XIX век было успешным, заставило задуматься над вопросом об истинной храбрости, доблести, а также о священном долге, не служебном, а человеческом. _____________________________

Свиньин (Подполковник, батальонный командир. Человек строгий, не бессердечный, любит дисциплину) – расхаживает с какой-то книгой в руках.

ЕСТЬ: книга философского толка.

НУЖНО: поручение от Кокошкина (обычный закрытый свиток).

Первая реплика: Стой, кто идет! Равняйсь, смирно!... Ой, простите, привычка, что уж тут и поделать. Не признал вас, кто вы будете? с какими целями пожаловали к нам? (Cлушает команду). Что ж, могу пожелать вам удачи, а пока, извиняйте, служба! Все-таки охрана самого его величества, а еще в связи с последними событиями в Измайловском полку работы прибавилось.

Вторая реплика: Рад бы вас послушать, вижу, что вы люди грамотные, интересные. Да только некогда мне, с минуты на минуту жду поручения от важного человека, вы, наверное, его и не знаете. Простолюдинов, без знания этикета к нему и не пустят. Так что, извиняюсь и откланяюсь…

Третья реплика: (произносит после того, как ему приносят поручение от Кокошкина) Ох, это снова вы. Как я вижу, вам все-таки удалось свидеться с уважаемым человеком и он даже отправил для меня специальное поручение. (Берет поручение, делает вид, что читает. После этого продолжает говорить) Так, срочное дело, успеть бы, успеть… Да еще эта книга, откуда она у меня. Вот, возьмите, не до нее сейчас…

Слуга Кокошкина (человек средних лет, из крепостных. Обладает хорошими манерами, знает, как угодить хозяину. Стоит перед входом к кабинету Кокошкина, не пускает никого.)

ЕСТЬ: приветственные движения, которые необходимо разучить ребятам.

НУЖНО: книга этикета.

Первая реплика: Добрый день, уважаемые господа (кланяется всем)! С чем пожаловали к моему хозяину? (Cлушает ребят!) Его слуга, полностью к вашим услугам (кланяется еще раз). В данный момент, мой хозяин занят. Если вы, по какому вопросу, то зайдите позже. А пока, прогуляйтесь по нашему славному городу Санкт-Петербургу.

Вторая реплика: А вам все-таки есть, что сказать моему хозяину. А может, вы знаете чего про этот интереснейший случай с утопающим? (слушает ребят!) Интересно, правда, что же на самом деле произошло? Кокошкина тоже этот вопрос занимает уже не один день. Вот только пройти к хозяину не так-то просто. Необходимо знать несколько простых правил поведения. Этикет, знаете ли – важное дело в общении с такими людьми, как Кокошкин. А пока, знаете, я страсть как люблю разгадывать ребусы. Может у вас есть чего интересного и стоящего? (приносят ему ребус, помогает его разгадать!)

Третья реплика: (произносит после того, как ему дают книгу по этикету!) Так, посмотрим, что у вас есть. Книга по этикету – очень хорошая вещь, а главное – полезная. Чтобы мой хозяин Вас принял, необходимо разучить несколько простых, приветственных движений (показывает определенный набор из 2-3-ох движений, которые необходимо ребятам показать Кокошкину, чтобы он с ними заговорил). А теперь, можете смело идти к хозяину.

Кокошкин (обер-полицеймейстер, готовит доклад на каждое утро императору Николаю I. Суров и грозен, много мог и умел сделать)

ЕСТЬ: поручение для Свиньина (завернутый свиток).

НУЖНО: приветственные движения, которые ребята разучат от слуги Кокошкина.

Первая реплика: (Расхаживает по своему кабинету, ни с кем не разговаривает. Ждет, пока ему окажут честь, выполнив определенные приветственные движения, с которыми участники знакомятся у слуги Кокошкина.)

Вторая реплика: (Повторяет действия первой реплики, делает вид, что занят, пишет какое-то поручение.)

Третья реплика: (произносит после того, как ему продемонстрируют определенные приветственные движения.) Так, так, уважаемые господа. Вижу, что Вы достаточно учтивы, вежливы, поэтому я вполне могу на вас рассчитывать. Не согласитесь ли вы выполнить мою просьбу? Доставьте данное поручение подполковнику Свиньину. (Отдает поручение.). Покорнейше благодарю и желаю Вам здравия.

Г) Организованное окончание: подведение итогов, награждение команд.

3. Заключительный.

А) Проведение диагностики с участниками квеста;

Б) Подведение итогов проведения квеста с организаторами мероприятия.

В завершении участникам квеста предлагается небольшая диагностика, позволяющая оценить проведенное мероприятие, учесть замечания участников с целью повышения уровня проведения подобного рода мероприятий, а также необходимости проведения таких мероприятий исходя из интересов учащихся. Диагностика представлена простым анкетированием. Четверо организаторов расходятся в разные стороны с табличками (100%, 75%, 50% и 25%). Участникам квеста предлагается оценить мероприятие, в котором они приняли участие. Им необходимо подойти к соответствующей табличке, по которой они могу оценить игру. Оценивают по следующим критериям (загибают пальцы на своей руке, если они согласны с утверждением): 1. Мероприятие мне понравилось, я доволен своим участием в нем; 2. В рамках этой игры я смог себя реализовать, помочь своей команде; 3. Я хочу, чтобы подобные мероприятия проходили у нас чаще; 4. Доволен организацией игры.

Если у участников оказались согнутыми четыре пальца, то они подходят к табличке “100 %”, три пальца – “75 %”, два пальца – “50 %”, одни палец – “25 %”.

Организаторы считают количество участников, которые к ним подошли и после окончания мероприятия записывают полученный результат для составления общей диаграммы результатов проведения игры.

Список использованных источников и литературы

  1. Гурьянова Л.Ф. Формы молодежной субкультуры в школе // Классный руководитель. – 2013. – № 2. С. 28-29.
  2. Квест-технология // Свободная электронная энциклопедия “Википедия” [электронный ресурс], URL: https://ru.wikipedia.org/wiki, (дата обращения 15.05.2014).
  3. Лесков Н.С. Человек на часах // Лесков Н.С. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 2. М.: Изд-во “Правда”, 1989. – 415 с.

4.03.2015