Контрольный урок-игра «Жизнь и творчество М.И. Глинки»

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 6 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве великого русского композитора М.И.Глинки.

Задачи:

  • закрепить, обобщить и проверить знания учеников о личности и творчестве М.И.Глинки;
  • дополнить представления учащихся о композиторе и его сочинениях;
  • закрепить и проверить знание звучащей музыки М.И.Глинки;
  • повторить изученную музыкальную терминологию;
  • развитие внимания, памяти, речи учащихся, логического мышления, воображения, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание гордости за отечественную культуру, чувства патриотизма.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения: урок-игра

Оборудование и материалы:

  • электронная презентация;
  • компьютер;
  • аудио- и видеозаписи для викторины.

Музыкальный материал для викторины:

  1. Ария Сусанина из 4 действия оперы “Иван Сусанин”;
  2. “Камаринская”;
  3. Песня Вани “Как мать убили” из 3 действия оперы “Иван Сусанин”;
  4. “Вальс-фантазия”;
  5. “Жаворонок” из вокального цикла “Прощание с Петербургом”;
  6. Романс “Я помню чудное мгновенье”.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. (Слайд 2)

В течение нескольких уроков мы изучали биографию и творчество первого великого русского композитора, основоположника русской классической музыки - М.И.Глинки. И сегодня у нас заключительный контрольный урок, который будет проходить в форме игры.

Правила игры. Игра будет командная, поэтому разделитесь на две команды и выберите капитанов.

В игре 6 туров. В каждом туре может быть как одно, так и несколько заданий.

В случае правильного ответа, команда получает за каждое задание определённое количество баллов.

Жюри ведет подсчет правильных ответов и фиксирует результаты.

II. Игра

Тур 1. Разминка “Даты и факты” (Слайд 3)

Право ответа принадлежит той команде, которая первой подала сигнал. Если дан неправильный ответ, то право ответа переходит к команде соперников

Вопрос №1 (Слайд 4)

Великие русские композиторы М.И.Глинка и П.И.Чайковский прожили одинаковое количество лет. Сколько?

  1. 53 (правильный ответ и далее выделен курсивом)
  2. 63
  3. 73

Вопрос №2 (Слайд 5)

Как называлось имение, в котором родился и провел первые годы жизни М.И. Глинка?

  1. Тригорское
  2. Новоспасское
  3. Болдино

Вопрос №3 (Слайд 6)

Кто из будущих декабристов был гувернером юного Михаила Глинки?

  1. Вильгельм Карлович Кюхельбекер
  2. Кондратий Фёдорович Рылеев
  3. Иван Иванович Пущин

Вопрос №4 (Слайд 7)

О какой стране, где М.И.Глинка провёл два года, напоминает название увертюры “Арагонская хота”?

  1. Италия
  2. Испания
  3. Германия

Вопрос №5 (Слайд 8)

Какую войну Глинка пережил в детстве, своими глазами видел русских ополченцев, а когда вырос, воплотил эти воспоминания в своей опере в образе Ивана Сусанина?

Ответ: Войну 1812 года

Вопрос №6 (Слайд 9)

В какой стране и в каком городе висит эта памятная доска?

Ответ: В Берлине. Здесь в 1857 году Глинка умер, о чём написано на доске.

Тур 2. Аукцион “Имена, фамилии” (Слайд 10)

Этот тур состоит из трёх однотипных заданий.

На аукционе тот, кто последним назовёт свою цену – тот и получает предмет. Так и в этом туре. Командам по очереди называют персонажей или людей – по одному. А баллы – по 1 за каждое задание - получит та команда, которая даст ответ последней. На размышление команде даётся 10 секунд, если команда не отвечает – 1 балл засчитывается команде соперников.

Задание 1 (Слайд 11)

Назовите персонажей опер Глинки:

Ответ: Руслан, Людмила, Иван Сусанин, Собинин, Антонида, Ваня, Сигизмунд, Баян, Светозар, Фарлаф, Наина, Черномор, Ратмир ...

Задание 2 (Слайд 12)

Назовите знаменитых современников и соотечественников Глинки:

Ответ: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, К.Ф.Рылеев, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, В.К.Кюхельбекер, Н.В.Кукольник, А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилёв, А.С.Даргомыжский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский, И.Ф.Крузенштерн ...

Задание 3 (Слайд 13)

Назовите знаменитых зарубежных современников Глинки:

Ответ: Ф.Лист, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Россини, Дж.Верди, Р.Вагнер, Ф.Мендельсон, А.Мицкевич, Дж.Байрон, Н.Паганини, Ж.Л.Давид, Э.Делакруа, Ч.Диккенс ...

Тур 3. “Круг общения” (Слайд 14)

Команды отвечают по очереди. Правильный ответ – 1 балл. Если дан неправильный ответ, право ответа переходит к команде соперников. Команда может совещаться 20 секунд.

Вопрос №1 (Слайд 15)

Кому посвятил Пушкин стихотворение “Я помню чудное мгновенье” и кому Глинка романс на эти стихи?

Ответ: А.П.Керн, её дочери Е.Е.Керн

Вопрос №2 (Слайд 16)

Вы знаете, что Глинка был знаком с Пушкиным, они общались, Глинка написал девять романсов на его стихи, и оперу “Руслан и Людмила”. А где и как они познакомились?

Ответ: Глинка с 1817-1822 год учился в Благородном пансионе и жил в одной комнате с братом Пушкина - Львом Сергеевичем. Навещая брата, Пушкин познакомился и с Глинкой.

Вопрос №3 (Слайд 17)

На рисунке мы видим Глинку, сидящего за роялем, художника Брюллова. А кто стоит позади Глинки? Это - поэт, друг Глинки, на его стихи написан вокальный цикл “Прощание с Петербургом”?

Ответ: Н.В.Кукольник

Вопрос №4 (Слайд 18)

На юбилейной марке изображены: Глинка за роялем, у камина стоит Пушкин, а в кресле сидит поэт, подавший Глинке идею написать оперу о подвиге Ивана Сусанина?

Ответ: В.А.Жуковский

Тур 4. Цитаты (Слайд 19)

Команда имеет право совещаться 20 секунд. Правильный ответ – 1 балл. Если дан неправильный ответ, право ответа переходит к команде соперников.

Цитата №1 (Слайд 20)

Эти стихи-экспромт написал знаменитый русский поэт, присутствовавший на премьере оперы “Жизнь за царя”:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Ответ: А.С.Пушкин

Цитата №2 (Слайд 21)

Вставьте пропущенное слово в высказывание Глинки и объясните, как вы понимаете это выражение: “... - душа моя”

Ответ: Музыка

Цитата №3 (Слайд 22)

Закончите известную фразу М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники, только ее ...”:

  1. записываем
  2. играем
  3. аранжируем (т.е. по-своему перерабатываем)
  4. портим

Цитата №4 (Слайд 23)

Какое произведение М.И. Глинки имел в виду П.И. Чайковский, когда сказал, что “Вся русская симфоническая школа, подобно тому, как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии ...”?

  1. “Камаринская”
  2. “Вальс-фантазия”
  3. “Ночь в Мадриде”

Тур 5. Викторина (Слайд 24)

Звучат аудио и видеофрагменты произведений Глинки. Нужно узнать сочинение и дать полный правильный ответ.

Команды отвечают по очереди. Если команда не знает ответ, или даёт ответ неправильный (неполный), то право ответа получает вторая команда. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Тур 6. Схватка капитанов. Блицтурнир (Слайд 25)

За одну минуту нужно ответить на наибольшее количество вопросов. Каждый правильный ответ равен 1 баллу. На оставшиеся вопросы отвечает команда соперников, получая дополнительные баллы.

Вопросы 1 капитану

Вопросы Ответы
Как называлась опера “Иван Сусанин” до революции? “Жизнь за царя”
Умел ли Глинка говорить на восьми языках? да
В каком размере написан свадебный хор “Разгулялися, разливалися” из оперы “Иван Сусанин”? 5/4
Сколько танцев звучит во 2 действии оперы “Иван Сусанин”? четыре
Какой из них не польского происхождения? вальс
На чём приехал Собинин с отрядом ополченцев в начале оперы “Иван Сусанин”? Приплыл на лодке
Каким голосом поёт Ваня? контральто
Как звали царя, за которого погиб Иван Сусанин? Михаил Фёдорович Романов
Кто первый раз в опере поёт “Страха не страшусь, смерти не боюсь, Лягу за святую Русь”? Мужской хор в интродукции
Какой смертью погибает Иван Сусанин? Его зарубили поляки
Сколько женихов было у Людмилы в опере “Руслан и Людмила”? 3 – Руслан, Фарлаф и Ратмир
Кто написал либретто оперы “Жизнь за царя”? Барон Розен
Дата рождения Глинки 20 мая 1804 г.
Много ли у Глинки симфоний? Ни одной
Сколько лет Ване? Он – подросток

Вопросы 2 капитану

Вопросы Ответы
Кто старше – Глинка или Пушкин? Пушкин на 5 лет
Фамилия жениха Антониды? Собинин
Сколько действий в опере “Иван Сусанин”? 4
На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе у Руслана и Людмилы? гусли
Глинка умел играть на фортепиано, скрипке и каком ещё музыкальном инструменте? На флейте
Глинка писал балеты? нет
В какой форме написана “Камаринская” Глинки? Двойные вариации
Кто похитил Людмилу со свадебного пира? Черномор
Каким голосом он поёт? У него нет вокальной партии
Танец, которым открывается 2 действие оперы “Иван Сусанин”? Полонез
Кто автор поэмы “Иван Сусанин”, которая легла в основу оперы Глинки? Кондратий Рылеев
Для какого инструмента был первоначально написан “Вальс-фантазия”? Для фортепиано
Какой голос был у самого Глинки (как у Собинина) Тенор
Какой романс был написан Глинкой по случаю открытия первой в России железной дороги? “Попутная песня”
Кто поёт “Близок уж час торжества моего”? Фарлаф

III. Подведение итогов урока-игры, награждение (Слайд 26)

Жюри объявляет результаты игры. Учитель отмечает самых активных учеников, благодарит всех за участие в игре.