Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, отражающие специфику работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению

Разделы: Работа с дошкольниками


Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон “Об образовании в Российской Федерации”, кроме отдельных положений, для которых установлены другие сроки. Новый закон дает возможность непрерывного образования. В законе вводится новое понятие уровня образования, который подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Полноценное развитие ребенка – дошкольника обеспечивают:

  • Профессионализм педагога
  • Направленность личности педагога
  • Мотивация педагогической деятельности
  • Потребность и готовность педагога в саморазвитии

Впервые в российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

В Стандарте раскрывается понятие “профессиональная компетенция” – это “способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач”.

В документе описаны профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя). На основании данных положений попробуем выделить педагогические компетенции педагога, отражающие специфику работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению, поэтому “стандартные” компетенции мы рассмотрим с этой точки зрения.

Еще В.А. Сухомлинский говорил: “Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учитьДети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.

На современном этапе в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей детей. Благодаря своей специфике, заключающейся, прежде всего в средствах разных видов искусства, художественно-творческих деятельностях, эстетическое воспитание обеспечивает глубокое влияние на всестороннее развитие ребёнка и формирование его личности.

Художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно, при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной, музыкальной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. Чтобы заинтересовать детей искусством педагогу необходимо самому хорошо его знать и понимать.

Грамотное и творческое руководство процессом формирования основ художественной культуры детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов в области художественно-эстетического воспитания, а значит - профессиональной компетентности.

Составляющие профессиональной компетентности педагогов по вопросам художественно-эстетического развития дошкольников следующие:

  • Научная подготовленность
  • Методическая подготовленность
  • Профессиональные умения и навыки:

информированность о теоретических основах развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста:
- знание содержания методов,

- приёмов обучения,

- методики изобразительной деятельности, музыкальной, театрализованной;

информированность о формах работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников;

информированность о средствах обучения детей по художественно-эстетическому направлению:

- гностические умения;

- коммуникативные навыки;

- конструктивные навыки;

- организационные умения;

- специальные умения;

- смешанные умения.

Таким образом, педагогу необходимо знать:

  • психофизические и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
  • психологические основы воздействия комплекса искусств на ребенка;
  • методологические основы диагностики художественно-эстетического развития дошкольников;
  • основные направления концепции эстетического воспитания дошкольников, содержание программ в области эстетического воспитания дошкольников;
  • выразительные средства изобразительного искусства;
  • психологические механизмы развития детского изобразительного творчества на разных этапах; специфику художественно-творческого развития детей дошкольного возраста;
  • дидактические основы организации процесса художественного развития детей;
  • особенности ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства;
  • основы художественного анализа произведений искусства и т.д..

Уметь:

  • определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы с учетом программы, условий, состава детей;
  • осуществлять отбор художественной информации в соответствии с целью, логикой и возрастом;
  • формировать мотивы изобразительной деятельности (вызывать у детей стремление отразить в рисунке, интересующие его предметы, волнующие его события);
  • воспитывать умения у ребенка самому ставить цель той или иной деятельности;
  • формировать у детей собственно изобразительные действия (передача формы, строения, пропорциональное отношение, цвета, расположение предмета на плоскости листа);
  • осуществлять интеграцию с другими направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познание, развитие речи, игры и т.д.);
  • формировать восприятие (обучение умению рассматривать предметы, явления так, как это необходимо для выполнения последующего изображения);
  • организовать коллективную, подгрупповую, индивидуальную и продуктивную деятельность;
  • осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать предпочтения, склонности, интересы, уровень развития ребенка в той или иной художественной деятельности;
  • устанавливать партнерские взаимоотношения сотворчества, сотрудничества в процессе индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
  • организовывать конструктивное взаимодействие детей в группе в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов, средств;
  • включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации, которые максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста;
  • определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы с учетом программы, условий, состава детей, осуществлять отбор художественной информации в соответствии с целью, логикой и возрастом;
  • создавать эмоционально-положительный климат на занятиях художественно-творческой деятельностью
  • использовать региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдавать ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную историю, культуру. Учитывать местные традиции, характерное для региона народное искусство.
  • создавать развивающую среду по художественно-эстетическому направлению содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Широко включать детские работы в жизнь дошкольного учреждения для создания эстетической среды, оформления и проведения праздников, выставки. Бережно и уважительно относиться к детскому творчеству;
  • осуществлять тесное взаимодействие, совместное проектирование работы по художественно-эстетическому направлению воспитателей и специалистов;
  • отслеживать по результатам диагностики характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса, характер его продвижения в развитии, в том числе по художественно-эстетическому направлению. Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) использует исключительно для решения образовательных задач:
  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей и т.д.

Владеть:

  • технологией моделирования педагогических ситуаций, направленных на комплексное освоение различных видов искусства в процессе творческой деятельности;
  • методами активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка;
  • средствами активизации познавательной деятельности детей;
  • навыками анализа психолого-педагогического мониторинга, собственной художественно-педагогической деятельности и планирования путей ее совершенствования;
  • методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей, выстраивая партнерское взаимодействие с ними через различные формы: совместная музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, развлечениях, родительские клубы, встреч, консультации, тренинги, мастер- классы, музыкальные гостиные, выставки, встречи с интересными людьми, информационно-стендовая работа и т. д.
  • информационными технологиями и применять на практике и т.д..

Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов и воспитателей является главным и обязательным условием для осуществления личностно-ориентированной профессиональной деятельности в воспитании активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается в дошкольном детстве – периоде наиболее сенситивном (благоприятном) для усвоения способов творческой деятельности.