Урок биологии с технологией РКМЧП «Плод. Разнообразие и значение плодов». 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: Познакомить учащихся со строением и значением плодов, и с их видами.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосеменного растения;
  • познакомить обучающихся со строением плодов, их функциями и многообразием;

Развивающие: (развитие основных мыслительных процессов):

  • продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом; 
  • развивать личностные качества: умение работать самостоятельно и в парах.

Воспитывающая: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование различных приёмов технологии РКМЧП.

Оборудование: презентация, текст “Зрелый цветок” (Приложение 2), таблица для ответов (Приложение 3).

Тип урока: комбинированный с применением технологии РКМЧП.

Ход урока

Стадия I. Вызов

(установление связи между изученным материалом и темой урока; выход на тему урока, мотивационный момент)

1. Проверка знаний о строении цветка

Напишите названия частей цветка, обозначенных на рисунке цифрами 1 – 9 (Слайд 2). Проводится взаимопроверка в парах (Слайд 3). Задание выполняется в таблице ответов (Приложение 2).

Ответы:

1. Цветоножка

2. Цветоложе

3. Чашелистик

4. Лепесток

5. Столбик

6. Рыльце

7. Пыльник

8. Завязь

9. Тычиночная нить

2. Обсуждение картины

Ученикам предлагается репродукция картины Хруцкого И.Ф. “Цветы и плоды” ,1839 (Слайд 4).

  • Какие органы растений изобразил художник? (Цветки и плоды)
  • Что связывает изображённые на картине органы растений? (Из цветка образуется плод)
  • Эта картина появилась у нас на уроке незря. Она подскажет вам, что вы будете изучать сегодня на уроке. Попробуйте сформулировать тему урока. (Плоды)

Учитель уточняет тему урока: "Плод. Разнообразие и значение плодов"

2. Игра “Верите ли вы, что...”

Чтобы выяснить, что ученики знают о плодах, проводится игра “Верите ли вы, что...” (Слайд 5)

Обучающиеся заполняют таблицу, в которой в первой строчке записаны номера вопросов, а вторая и третья даны для ответов (Приложение 2).

Правила игры:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами указаны № вопросов.

2. Вам зачитываются вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что...”. Вы обсуждаете ответ в парах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак “+”, если нет – знак “–”.

4. После знакомства с основной информацией вы вернётесь к данным вопросам и оцените достоверность ваших предыдущих ответов, записав новые ответы в третьей строке.

Вопросы:

  1. Плод образуется из завязи пестика.
  2. Плоды могут образовываться и из других частей цветка.
  3. Наука, изучающая плоды, называется плодологией.
  4. Плод гороха называется стручок.
  5. В плодах находятся семена.
  6. Плод называется простым, если в нём содержится одно семя, сложным – если содержится много семян.
  7. Плоды бывают сочные и сухие.

Стадия II. Осмысление

Работа с текстом “Зрелый цветок” (Слайд 6), выполнение заданий, предложенных к тексту. Используется приём “чтение с остановками”.

1 остановка (Слайд 7)

Вопросы к тексту

1. Что называется плодом у растений?

2. Почему американский ботаник Артур Имс назвал плод “зрелым цветком”?

3. Какие функции выполняет плод у растений?

4. Как называется наука, изучающая плоды?

Продолжение чтения текста.

2 остановка (Слайд 8)

Вопросы к тексту

1. Из чего образуется плод у растений?

2. Из каких частей состоит плод?

3. Какие части цветка могут принимать участие в образовании плода?

4. Что называется околоплодником?

Гимнастика для глаз

Для снятия напряжения с глаз ученикам предлагается гимнастика (Слайд 9)

Продолжение чтения текста.

3 остановка (Слайд 10)

Вопросы и задания к тексту

1. Чем отличаются простые плоды от сложных?

2. Почему плод гороха относят к многосемянным?

3. Какие плоды являются односемянными?

4. В чём отличие сочных и сухих плодов?

5. Заполните таблицу “Разнообразие плодов”

Правильность выполнения задания 5 и коррекция знаний выполняются после заполнения таблицы (Слайд 11)

Разнообразие плодов

Название растения Односемянные Многосемянные Название плода
сухие сочные сухие сочные
Вишня   +     Костянка
Смородина       + Ягода
Яблоня       + Яблоко
Мак     +   Коробочка
Горох     +   Боб
Дуб +       Жёлудь

Стадия 3. Рефлексия

1. Работа с вопросами “Верите ли вы, что...”. Заполнение третьей строки в таблице ответов, оценка достоверности ответов (Слайд 12).

  1. Плод образуется из завязи пестика.
  2. Плоды могут образовываться и из других частей цветка.
  3. Наука, изучающая плоды, называется плодологией. (Карпология)
  4. Плод гороха называется стручок. (Боб)
  5. В плодах находятся семена.
  6. Плод называется простым, если в нём содержится одно семя, сложным – если содержится много семян. (Простой плод образуется из одного пестика, сложный из нескольких)
  7. Плоды бывают сочные и сухие.

2. Составление кластера “Что мы узнали о плодах?”

При выполнении данного задания можно использовать интерактивную доску. Примерный кластер предлагается в презентации (Слайд 13).

 

Задание на дом

  • Изучить параграф 24, повторить параграф 10–22. Подготовиться к контрольной работе по теме “Органы цветкового растения” (Слайд 14).

Источники информации

1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил.

2. Лекция 8. Плоды, семена. http://kurs.znate.ru/docs/index-177254.html

3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо http://pedagogie.ru/stati/pedagogicheskie-tehnologi/.

18.02.2015