Формирование УУД у младших школьников за страницами учебника русского языка

Разделы: Начальная школа


В условиях интенсивных изменений, происходящих в современном обществе, и ускорения темпа жизни к личности предъявляются все более высокие требования в плане владения и поддерживания эффективного речевого общения в самых разнообразных ситуациях.

Каждый из нас, педагогов, отмечает, что дети испытывают трудности в коммуникации.

В речевом развитии современных детей наблюдаются типичные проблемы: неумение ясно, четко, логично высказывать свои мысли; чрезмерно торопливая или, наоборот, замедленная речь; невнятная дикция; монотонный или излишне громкий голос; наличие большого количества “сорных” слов; психологические затруднения при устных ответах у доски, либо с места, перед классом, аудиторией.

Причинами низкого уровня коммуникативной компетентности современного школьника и общего снижения уровня культуры речи учащихся являются:

  • ухудшение здоровья современных детей,
  • социально-психологические причины.

Кроме того в современной школе имеет место тенденция замены естественного диалогического общения учителя с учениками письменными ответами на тесты “общением” с компьютером, что, к сожалению, сужает коммуникативно-речевые возможности ребенка.

Невозможно развивать, корректировать, совершенствовать речь учащихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией – функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности.

Речь - неотрывна от других психических функций, тесно связана с мышлением, эмоциями, личностью человека в целом. [1]

Как построить внеурочное занятие, чтобы ученик мог осваивать предметные знания и одновременно навыки коллективного труда, умения коммуникации, универсальные способы мыследеятельности? Этот вопрос сейчас стоит перед нами, учителями-практиками.

Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность. Учебный предмет “Русский язык” вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Содержание внеурочной деятельности в начальной школе будет результативным, если оно активизирует творческие и познавательные силы учащихся, расширяет кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать выводы, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.

“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” - эти слова К.Д. Ушинского в настоящее время очень актуальны.

Формирование УУД происходит не только в урочной деятельности, но и во внеурочной. Для этого учителю при проектировании занятий необходимо учитывать не только содержание, но и продумывать деятельность учащихся. То есть, проектировать упражнения и задания, провоцирующие детское действие. Рассмотрим несколько примеров.

Опыт написания объявлений ученики получают при организации социальных акций. Например, для проведения акции “Сытый Тузик” в помощь бездомных животных ученики 4 класса самостоятельно составили объявление и сочинили стихотворение для баннера.

Возможность получить навык написания листовок-обращений к водителям появилась у учащихся в ходе подготовки к социальной акции “Дети против ДТП”.

Участие в социальной акции осуществляется при условии тесного взаимодействия и делового сотрудничества со взрослыми, позволяет сформировать умение вступать в общение, слушать речь, задавать вопросы, активно вступать в диалог, пользоваться формами речевого этикета, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. А также позволяет формировать умение выражать собственное мысли.

Важно учить детей во внеурочной деятельности выстраивать партнёрские отношения: “учитель – ученик”, “ученик - ученик”. Тогда диалог станет ведущим средством общения.

Мои ученики сами ведут блоги. Их ресурсы посвящены социальной тематике.

Ведение блога позволяет создать среду общения, где учащиеся обсуждают происходящее в учебном процессе, параллельно они овладевают такими умениями, как критическое мышление и умение убеждать.

Блог - это способ объединить чтение, письмо, сбор информации и обучение.

Формирование УУД происходит на каждом этапе урока в ходе разрешения учебной ситуации. Для этого учителю при проектировании урока необходимо учитывать соответствующие содержание, методы и формы, продумывать деятельность учащихся, важно не только использовать возможности главного средства обучения – учебника, но и учить учеников составлять, подбирать, упражнения и задания, используя сервисы web 2.0. При подборе упражнений, необходимо уделять внимание на познавательный характер текстов. Целесообразно его связывать с краеведческим материалом, с содержанием прочитанных произведений, с материалом, изученным на уроках окружающего мира. Например, выполняя проект “Редко встречающиеся деревья города Кирова”, ученица создала мультфильм “Чудо - деревья”, который в дальнейшем использовался в урочной и внеурочной деятельности.

Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач учащиеся получают, создавая плэйкасты. Плэйкаст - современная открытка нашего времени. Соединяя в единое творение текст, фотографию, музыку школьники получают навыки работы с научно-познавательным текстом.

Использование тренажеров во внеклассной работе способствует развитию не только занимательности, но и приводит к резкому повышению эффективности усвоения материала и активизации речемыслительной деятельности учащихся. Так, выполняя тренажёры, созданные учителем, у учеников появляется желание самому создать подобное упражнение. Это легко выполнить в сервисе LearningApps. Org. Это конструктор для разработки интерактивных заданий. Важно, что правильность выполнения заданий ученики могут выполнить мгновенно. Использование ИКТ-технологии формирует у учащихся адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

Ребята с удовольствием занимаются по программе внеурочной деятельности “Музей в твоём классе”, которая направлена на формирование у младших школьников чувства прекрасного через совместную деятельность по рассматриванию и описанию живописных картин. На этих занятиях ученик учится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Принимая участие в литературно-творческих конкурсах и олимпиадах регионального и всероссийского уровней ученики получают опыт общения, пробуют себя в роли корреспондентов, пишут стихи, занимаются научно исследовательской работой по предмету.

Этот материал представлен в тематических сборниках творческих работ учащихся. За пять лет выпущены сборники: “Радужные странички”, “Волшебное стеклышко”, “Вдоль кленовой аллеи” и др.

Использование разнообразных форм внеурочной деятельности ведет к повышению качества знаний моих учеников, что подтверждается стабильно высокими показателями участия детей в конкурсах и олимпиадах.

Для того чтобы раскрыть личность ученика, вовлечь в познавательную и коммуникативную деятельность, сформировать УУД есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы урочной и внеурочной, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.

Презентация.

Литература.

1. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачелова Н.А. Речь человека в общении/ под редакцией В.Д. Шадрикова – Москва, 1989 – 192с.

2. Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика// Психологический журнал. – 1991. – Т.12, №6 – С. 12-25.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.