Непростой словарный диктант. Семинар-практикум для учителей начальной школы, русского языка, психологов, логопедов

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Время проведения: 40 мин.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, письменные принадлежности, листы бумаги.

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задачи:

  • Познакомить педагогов с приемами, способствующими развитию УУД
  • Приобрести практический опыт формирования УУД в процессе работы с диктантами

Ход семинара

1. Вступление.

Логопед:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады Вас приветствовать на нашем семинаре. Сегодня с Вами будут работать психолог Софья Валерьевна и я, логопед Оксана Евгеньевна.

Скажите, пожалуйста, используете ли вы в своей педагогической деятельности такую форму работы, как диктант?

- Ответы педагогов

- А с какой целью можно использовать диктанты?

- Ответы участников семинара

- Согласно новым ФГОС, кроме предметных действий, о которых вы сказали, у обучающихся должны быть сформированы личностные и метапредметные (коммуникативные, познавательные, регулятивные) универсальные учебные действия.

2. Актуализация знаний.

Логопед:

- Сегодня мы с вами напишем “Непростой словарный диктант” и рассмотрим на практике приемы формирования УУД.

Немного вспомним теорию.

Приложение. Слайд № 2

Логопед:

- Диктант (от лат. dicto — диктую) - один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации.

Приложение. Слайд № 3, слайд № 4.

- Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

3. Практикум (1 часть)

Логопед:

- Чтобы отгадать, с какой орфограммой мы будем работать, послушайте стихотворение:

Ударение над гласной
может букву сделать ясной!

Приложение. Слайд № 5

- Ответы педагогов

- Верно. Это правило “Безударная гласная в корне слова”. А сейчас пишем диктант.

Приложение. Слайд № 6

Под диктовку педагоги записывают слова:

посадить, сосна, подарить, сказать, мячи, смельчак, охранять, лесник, заплатить, добряк.

- Проверим наш словарный диктант.

Приложение. Слайд №7

- Мы предлагаем Вам на уроке использовать разные способы проверки.

А) К доске приглашаются 2 ученика; они записывают проверочные слова:

1 ученик записывает проверочные слова к глаголам, а 2 – к именам существительным.

Данный способ тренирует внимание, умение определять орфограмму, часть речи.

Б) “Найди свою пару” (работа по карточкам). Дети получают карточки с проверяемыми и проверочными словами.

Этот способ развивает умение работать в паре, применять орфограмму, доказывать правильность выбора.

В) Установи связь  (дорисуй крышу с проверочным словом)

Приложение. Слайд № 8

Г) Выбери проверочное слово (“Тропинка”)

Приложение. Слайд № 9

- Используя различные способы проверки, мы способствуем развитию у обучающихся познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД.

4. Практикум (2 часть)

- Мы с вами написали и проверили словарный диктант различными способами, где совершенствовали навыки правописания безударной гласной в корне слова. С точки зрения логопеда есть множество упражнений, которые направлены на развитие фонематического восприятия, пространственно-временных представлений, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи. Это те познавательные способности, которые отстают в развитии не только у детей с ОВЗ, но и у детей в “норме”.

А) Запиши имена существительные наоборот

Приложение. Слайд № 10

- Упражнение развивает зрительный анализатор, концентрацию внимания, пространственную ориентацию, т. е. познавательные, регулятивные УУД

Б) Составь словосочетание из слов диктанта.

Приложение. Слайд № 11

- Предложите, пожалуйста, ваши варианты словосочетаний.

- Ответы педагогов.

- В этом задании идет работа на лексическом уровне, отработка связи слов в словосочетании, т. е. развитие познавательных УУД.

Приложение.Слайд № 12

В) Найдите слова, состоящие из трех слогов, посчитайте, сколько их, запишите число.

- Сколько таких слов вы нашли?

- Ответы педагогов.

- Правильный ответ на слайде.

- А какие УУД мы развивали?

- Ответы педагогов.

Приложение. Слайд № 13

5. Формулирование проблемы.

По результатам психологической диагностики, а также наблюдения педагогов, в каждой возрастной группе выделяются обучающиеся, у которых недостаточно сформированы мотивация учебной деятельности, произвольное внимание и память, мыслительные операции, действия контроля и оценки. С психологической точки зрения на материале текста диктанта можно выполнять различные упражнения, направленные на развитие УУД.

Приложение. Слайд № 14

6. Практикум (3 часть)

Психолог:

- Разделите слова диктанта на группы (устно); объясните свой выбор.

- Ответы педагогов.

- Я разделила слова по признаку – часть речи. А ещё по каким признакам можно разделить эти слова?

- Ответы педагогов.

Приложение. Слайд № 15

- Определите, по какому признаку слова объединены в группы.

- Ответы педагогов.

- Признак - наличие мягкого знака.

Приложение. Слайд № 16

- На слайде дана таблица. Отгадайте, по какому признаку слова разделены на группы.

- Варианты ответов педагогов.

- Признак – количество букв.

- Какие УУД мы развивали в этом задании?

- Познавательные универсальные учебные действия.

Приложение. Слайд № 17

Психолог:

- Слова диктанта с точки зрения психолога можно использовать следующим образом. Возьмите простой карандаш и зачеркните во всех словах буквы, обозначающие гласные звуки. Посчитайте, сколько их.

- Ответы педагогов.

- Данное упражнение развивает зрительное внимание, его концентрацию и устойчивость, т.е. познавательные и регулятивные УУД.

Приложение. Слайд № 18

Психолог:

- Следующее упражнение способствует развитию зрительной памяти и внимания. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте слова. Что изменилось?

- Ответы педагогов.

- На слайде не хватает двух слов: сказать, смельчак.

Приложение. Слайд № 19

- Следующие виды заданий, предложенные на слайде, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, познавательного интереса. Согласно ФГОС, мы формируем у обучающихся познавательные, регулятивные, личностные УУД.

Приложение. Слайд № 20

- А сейчас творческое задание. Нарисуйте рисунки к словам, которые являются именами существительными. Поделитесь с нами, что у вас получилось.

7. Рефлексия.

Логопед:

- Наш семинар подошел к концу. Закончите, пожалуйста, фразы:

  • Я научилась.....
  • Мне было интересно...
  • Мои ощущения...

Литература

  1. Неганова М. Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей в контексте Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы. Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО “ИРО”, 2012.
  2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М., Владос, 2006.
  3. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., Гном и Д, 2006.
  4. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения.- М., Школьная пресса, 2003.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М., Просвещение, 2010.