«Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки». 7-й класс

Разделы: География


Цели:

1. Образовательные:

  • сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;
  • познакомиться с полезными ископаемыми Северной Америки и их распределением на территории материка

2. Развивающие:

  • развить интерес к изучаемому предмету
  • создать условия для развития памяти, мышления, внимания;
  • развить умение показывать основные формы рельефа Северной Америки

3. Воспитательные:

  • привить аккуратность и точность при работе с учебником и картой.

Номенклатура: Кордильеры, г. Мак-Кинли, Аппалачи, г. Митчелл, Долина Смерти, Великие равнины, Центральные равнины, Миссисипская низменность, Примексиканская низменность, Приатлантическая низменность

Оборудование: учебник 7 класса В.А.Коринской, И.В. Душиной, В.А.Щенева “География материков и океанов”, атлас 7 класса, настенная карта “Физическая карта Северной Америки”, мультимедийная презентация “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Определите географическое положение Северной Америки. Каковы его черты и как влияют на природу материка?

III. Изучение нового материала

Учитель Вспомните план изучения каждого материка. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?

Ученики отвечают на заданный вопрос и пробуют сформулировать тему урока.

Слайд 1

Учитель Вы правильно сформулировали тему урока. Итак, сегодня на уроке мы изучаем "Рельеф Северной Америки".

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с рельефом и полезными ископаемыми северной Америки.

- Открываем тетради, записываем число и тему урока: Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки

Слайд 2

Цель  урока - сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка; познакомиться с полезными ископаемыми Северной Америки и их распределением на территории материка

Слайд 3

- Для начала давайте вспомним, что называют рельефом?

(Рельеф - совокупность неровностей земной коры, различающихся по размерам, происхождению и возрасту)

- Что такое горы?

Что такое равнины?

Слайд 4

- Различие гор по высоте

- Различие равнин по высоте

Слайд 5

Зависимость рельефа от тектонического строения

Слайд 6

- По физической карте Северной Америки назовите наиболее крупные формы рельефа и их взаимное расположение.

- Определите, какие формы рельефа преобладают на материке - горы или равнины? Где размещаются? (Равнины занимают большую часть площади материка и размещаются в центре. Горы занимают 1\3 материка и располагаются на западном и восточном побережье).

Используя карты атласа “Строение земной коры” и “Физическая карта Северной Америки” докажите, что рельеф зависит от строения земной коры?

Слайд 7 Схема “Рельеф и тектоническое строение”

В рельефе материка выделяют три части:

  • равнины;
  • горы юго-восточной части (Аппалачи);
  • горный пояс Кордильер.

Слайд 8

Кордильеры - один из крупнейших на Земле складчатых поясов. С испанского “кордильера” - “горный хребет”, “шнур”. Образовались на стыке литосферных плит: Северо-Американской и Тихоокеанской. Высшая точка - гора Мак-Кинли - 6193 м., названа в честь одного из президентов США Уильяма Мак-Кинли. В горах хорошо выражены две полосы меридиональных хребтов: западная - собственно Кордильеры и восточная - Скалистые горы. Между ними находятся нагорья и плато - Большой Бассейн, вулканические Мексиканское и Колумбия, Колорадо. Здесь находится и глубочайшая впадина материка Долина Смерти. В долине расположена самая низкая точка Северной Америки (высота ниже уровня моря — 86 метров). Средняя температура в июле достигает 46°C, ночью опускается до 31°C. Самое прохладное время - с конца ноября по февраль (5-20°C) , когда часто бывают продолжительные мощные ливни.

Свое название впадина получила в 1849 после гибели в этом районе партии золотоискателей от недостатка воды.

Кордильеры пересечены множеством разломов, которые начинаются на океаническом дне и выходят на сушу. Движения земной коры приводят к сильным землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее крупные вулканы - Орисаба, Попокатепетль.

Слайд 9

Вулканы Орисаба и Попокатепетль

Слайд 10

Долина Смерти

Слайд 11

Аппалачи - это средневысотные хребты с высшей точкой 2037 м (гора Митчелл). Эти горы названы по имени индейского племени “аппалачей”, некогда здесь обитавшего, с индейского название гор переводится как “поморы” (“апала” - море, “чи” - суффикс). Аппалачи сильно разрушены, пересечены широкими речными долинами, имеют пологие склоны и округлые вершины.

Слайд 12.

Внешние процессы, влияющие на рельеф.

Прочитайте статью учебника и выскажите свою точку зрения; древнее оледенение сыграло разрушительную или созидательную роль в формировании рельефа.

Вывод №3. Роль древнего оледенения созидательная - образование новых форм рельефа в результате движения и таяния ледника, а также разрушительная - смыв талыми водами ледника песка и глины - водная эрозия.

Слайд 13, 14, 15

Роль древнего оледенения в формировании современного рельефа.

Микроформы рельефа (овраги, холмы, речные долины и т.д.) образуются под действием внешних сил, одной из которых и является древнее оледенение.

Рассмотрев рисунок, учащиеся определяют, какая площадь материка была покрыта ледником.

Дальнейший объяснительный рассказ учителя с опорой на рисунок поможет им разобраться в этом вопросе.

- За свою длительную историю наша Земля пережила несколько ледниковых эпох. В сущности, мы живем сейчас в период послеледниковой эпохи и остатки этого древнего оледенения видим в Антарктиде, Арктике, многих горах в виде современных ледников. Во время ледниковой эпохи климат северного полушария был более суровым, чем в настоящее время, выпадало больше атмосферных осадков, в основном в виде снега, который не успевал растаять за короткое и прохладное лето. Наиболее мощные ледники образовались в горах — центрах оледенения северного полушария: Скандинавских, Кордильерах, на полуострове Лабрадор. Отдельные ледники сливались друг с другом, а потом начинали очень медленное, длившееся столетия движение на юг, на равнины.

Лед, из которого состоял ледник, являлся не сплошной прозрачной массой, как лед реки или озера, а был разбит трещинами, состоящими из отдельных крупных блоков, что облегчало его движение.

- Гигантский ледник сползал по неровной поверхности, отламывал, захватывая и мелкие обломки, и целые глыбы горных пород, песок, щебень, глину, и уносил их с собой. Постепенно погружались в лед и обломки пород, оказавшиеся на его поверхности.

- На своей южной окраине ледник постоянно подтаивал, особенно летом; многочисленные речки и ручьи выносили из-под льда песок, гальку. Иногда такие речки долго текли в самом леднике — в своего рода ледяном тоннеле, и тогда накапливались узкие и длинные песчаные и глиняные валы.

- Продвинувшись далеко на юг (в северном полушарии почти до долин Миссури и Огайо), ледник, наконец, остановился. Это его стояние продолжалось сотни, а может, и не одну тысячу лет. А потом он стал таять.

- Под действием талых вод образовались песчаные наносы, протянулись напоминающие железнодорожные насыпи узкие продольные холмы, как ступени отступающего ледника образовались гряды, перпендикулярные его движению, талые воды заполнили выпаханные ледником понижения и создали многочисленные озера, по всей территории оказались растащены огромные валуны — словом, и образовался характерный ландшафт областей древнего оледенения.

Слайд 16

Долина монументов (Сообщение учащегося) (Приложение 1 )

Слайд 17, 18, 19

Каньон Колорадо (Сообщение учащегося) (Приложение 2)

Слайд 20, 21 Видеофрагмент

Смотровая площадка каньона Колорадо

Слайд 22. Мамонтова пещера

Размещение полезных ископаемых Северной Америки.

- Что такое полезные ископаемые?

- Какие вы знаете полезные ископаемые по происхождению? (магматические, осадочные и метаморфические).

Используя карту “Строение земной коры”, назовите рудные (магматические) полезные ископаемые? (железные, медные, полиметаллические, алюминиевые, никелевые, хромовые, оловянные, ртутные, урановые руды, золото).

Определите по карте “Строение земной коры”, на каких тектонических структурах (платформах и складчатых поясах) будут размещаться осадочные, магматические и метаморфические полезные ископаемые? (Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах или равнинах, магматические и метаморфические - в складчатых поясах или в горах).

Сделайте вывод: повлияло ли строение земной коры на размещение полезных ископаемых материка? Если повлияло, то как?

Вывод: Строение земной коры повлияло на размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах, магматические и метаморфические - в складчатых поясах.

Слайд 23

Общая схема. Подведение итогов

Слайд 24

IV.Закрепление

Найдите ошибки в тексте и исправьте их

Вдоль западного побережья Северной Америки протянулись горы Аппалачи с самой высокой горой Мак-Кинли. Особенности этих гор обусловлены возрастом – это старые горы, имеющие пологие, заросшие растительностью вершины. Главное богатство гор – железная руда и каменный уголь. Горы сильно изменены хозяйственной деятельностью человека. На западе Центральной равнины находится Мамонтова пещера. Кордильеры – невысокие горы, расположенные в центральной части материка. В них имеются значительные запасы каменного угля и железных руд.

Слайд 25

Работа со схемой

Слайд 26

V. Рефлексия

Что вы узнали сегодня на уроке?

Вывод по уроку: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки” и выявили связь между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. Доказали, что в рельефе платформам соответствуют равнины, где размещаются осадочные полезные ископаемые, а складчатым поясам соответствуют горы, на которых размещаются рудные полезные ископаемые.

Слайд 27

IV. Домашнее задание

1. Параграф 52 прочитать и уметь пересказать

2. Подписать на контурных картах формы рельефа, изученные на уроке, а также полезные ископаемые, добываемые на материке.

3. Подготовить сообщение о торнадо.

Игра “Ручеек”

  • Горы, образовавшиеся на стыке двух литосферных плит (Кордильеры)
  • Низшая точка Северной Америки (Долина Смерти -86 м)
  • Низменность в Северной Америке. Окаймляет Атлантическое побережье США от Нью-Йорка до оконечности полуострова Флорида. Ширина от 30 до 350 км (Приатлантическая низменность)
  • Складчатые горы, расположенные на востоке материка (Аппалачи)
  • Высшая точка материка (Мак-Кинли 6194 м)
  • Высшая точка г. Аппалачи (г. Митчел – 2037 м)
  • Равнины внутренней части Северной Америки, в пределах которых имеются месторождения каменного, нефти и поваренной соли (Центральные равнины)
  • Обширная равнинная, наиболее низменная часть бассейна Миссисипи. Сформирована гл. рекой – Миссисипи и её крупнейшими притоками. (Миссисипская низменность)
  • Низменность в Северной Америке. Окаймляет побережье Мексиканского залива в США и Мексике (Примексиканская низменность)
  • Самая большая по площади равнина материка? (Центральные равнины).
  • Самая высокая точка Кордильер? (г. Мак-Кинли, высота 6194 м.).
  • Назовите низменность Северной Америки, названную именем реки? (Миссисипская).
  • Назовите низменность Северной Америки, названную именем залива? (Мексиканская).

7.03.2015