«Части речи в русском языке». Закрепление. Урок-игра. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 2

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель: систематизировать знания учащихся о частях речи в русском языке, их роли в нашей речи; обогащать лексический запас учащихся существительными, прилагательными, глаголами с близким и противоположным значением.

Задачи:

  • обучающие: формировать у детей общее понятие о значении частей речи на основе осознания их основных признаков;
  • развивающие: развивать воображение, мышление, речь учащихся;
  • воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты:

личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

познавательные:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

регулятивные:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

предметные:

- выявление признаков часте речи.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Используемое оборудование:

- рабочая тетрадь;

- учебник “Русский язык” Л.Ф.Климанова;

- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка;

- Е.М. Борисковская. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников;

- компьютер учителя;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Проверим готовность к уроку. В уголочке на парте лежит учебник, дневник, тетрадь, пенал.

- Доброе утро, дети!

Дети: - Доброе утро и солнцу, и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

(повернулись друг к другу и улыбнулись)

2. Мотивация.

Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествие по Стране Русского языка. Во время путешествия побываем на станциях, где повторим правила и основные орфограммы, которые изучили. Наш состав потянет паровозик, а мы с вами вагончики. Дети встают, голосом изображают звук паровозика (ту-ту), движение вагона (чух-чух-чух).

Учитель: Отправляемся от станции под названием “Я+Ты=Мы” (дети изображают движение состава)

3. Работа по теме.

Дети сели за парты. Записали в тетради дату, слова “Классная работа”.

Учитель: Первая станция “Чистописанкино”. Слушайте загадку.

Когда ненастье - я гуляю
А в ясный день в углу скучаю.

Дети: Это зонт.

Учитель: Рисуем с левой стороны от записи даты зонтик.

С какой буквы начинается слово? (дети отвечают)

Пишем по образцу (учитель на доске, дети в воздухе по его руке) букву “маму и дочку” Зз.

Записываем в тетрадь три таких соединения. Даем характеристику звуку з. Лента букв нам поможет.

Учитель: Дети, встаем (изображают движение состава), следующая станция “Словариково”.

Отгадываем загадки, отгадки записываем в тетрадь, выделяя орфограммы, пишем через запятую.

а)

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)

б)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

в)

На сучке-арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась -
Все раскатилось. (Горох)

г)

Вьется речка - мы лежим,
Лед на речке - мы бежим. (Коньки)

д)

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в .... (Молоко)

Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой.

Встали те ребята, кто написал слова правильно. Молодцы, погладили себя по головке, остальные ребята увидели свои ошибки, необходимо будет выучить слова, в которых ошиблись.

Встали все. Наш состав движется дальше (дети изображают движение). Следующая станция “Учебкино”.

4. Работа в группах.

Учитель: Сейчас мы разделимся на 3 группы. Дети 1 ряда - первая группа, 2 ряда -вторая, 3 ряда - третья.

В классе развешаны листы со словами: печальный (С), грустить (С), метель (С), холодный (А), ненавидеть (А), изумительный (?), вспылить (?), оттепель (?), враг (А). Каждой группе надо собрать соответствующие слова по признаку части речи. 1 группа “Имя существительное”, 2 - “Имя прилагательное” 3 - “Глагол”.

Дети начинают работу.

Учитель: Проверим, что получилось у вас (имя сущ.: метель, оттепель, враг, имя прил.: печальный, холодный, изумительный, глагол: грустить, ненавидеть, вспылить).

Учитель: Молодцы. На обратной стороне листа вы увидели условные обозначения. Объясняю, что это значит. Если стоит знак “?” - надо, пользуясь “Толковым словарем”, объяснить смысл слова, если напечатана буква “С”, пользуясь “Словарем синонимов”, подобрать к слову синонимы, если стоит буква “А”, надо при помощи “Словаря антонимов” подобрать антонимы к слову.

Дети работают с использованием словарей.

Учитель: А теперь проверим работу.

1 группа:

метель – вьюга, пурга,

оттепель – теплая погода с таяньем снега,

враг – друг.

2 группа:

печальный – грустный, унылый,

холодный - теплый,

изумительный – необыкновенный, восхитительный, приводящий в изумление,

3 группа:

грустить – печалиться, унывать,

ненавидеть - любить,

вспылить – внезапно рассердиться.

Учитель: Дети встаем, двигаемся дальше. Следующая станция “Умнейкино”.

Парная работа. Вспомним правила работы в паре:

1) работать дружно;

2) уметь слушать чужое мнение;

3) уважать мнение другого;

4) вместе решать проблему и приходить к общему решению.

Дети получают карточки с текстом, который надо отредактировать, расставит знаки препинания.

Тайны.

Лес раскрывает добрым глазам свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растет красавица липа она стоит вся в цветах около неё кружат пчёлы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок пчёлы жадно пьют его как хороша липа

Учитель: Проверим работу.

Тайны.

Лес раскрывает добрым глазам свои тайны. Ты давно был в лесу? На опушке леса растет красавица липа. Она стоит вся в цветах. Около неё кружат пчёлы. Они весело жужжат. Добрая липа дарит им сладкий сок. Пчёлы жадно пьют его. Как хороша липа!

Учитель: Сейчас вы спишите текст в тетрадь, после этого дети 1 ряда подчеркнут в своём тексте 3 слова, которые обозначают существительные, дети 2 ряда - 3 слова, которые обозначают прилагательные, дети 3 ряда - глаголы. (Учитель проверяет ход работы каждого ученика.)

Групповая работа.

Учитель: Послушайте друг друга, исправьте, если у кого-то не получилось. Подведите итог по схеме (получают карточки). Смотрите Приложение № 1.

Учитель: Конечная станция “Итоговая” (дети изображают движение состава поезда). Заслушиваем одного представителя от группы.

5. Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу смайликом. В тетради дети рисуют соответствующий смайлик, изображение и описание которого указано на слайде.

Учитель: Спасибо за работу! На следующем уроке мы продолжим свое путешествие.

Приложение.