Тестовые задания в учебном процессе на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Одной из форм контроля в образовании является тестирование, основа которого – тест – представляет собой стандартное задание, соответствующее требованиям однозначности, краткости и простоты (Ф.Гальтон 1882-1911). Его выполнение позволяет оценить уровень знаний каждого учащегося, в том числе и освобождённых от урока физкультуры, и определить степень усвоения теоретического материала.

Педагогическая функция тестовой формы контроля теоретико-методических знаний учащихся на уроках физической культуры заключается в обеспечении обратной связи между учителем и учеником, получении объективной информации об уровне освоения учебного материала, своевременном выявлении недостатков и пробелов в знаниях учащихся.

Применение тестовых заданий в учебном процессе позволяет:

  • измерить уровень усвоения ключевых понятий физической культуры, проверить совокупность методических знаний, умений и навыков;
  • проверить большой объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаниям учащихся;
  • оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить знания каждого ученика.

Тестовые задания должны составляться с учетом определенных правил, соответствовать содержанию учебного материала по физической культуре, быть краткими и понятными для всех учащихся. Методика составления тестовых заданий включает:

1) инструкцию;

2) текст задания (вопроса);

3) ключ к заданию (правильный ответ).

Тестовые задания с содержательно – деятельностными показателями делятся на две группы:

  • задания закрытого типа – с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, задание на установление соответствия или правильной последовательности;
  • задания открытого типа – свободного изложения материала, или его дополнения.

В композиции тестовых заданий различают несколько форм и видов:

Первая форма (виды):

- Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких готовых;

- Задания с выбором нескольких правильных ответов;

- Задания с выбором одного наиболее правильного ответа из некоторого числа ответов, правильных в разной степени.

Принципы композиции:

Различают две группы логических и методических принципов при разработке тестовых заданий первой формы.

Первая группа принципов используется при разработке ответов к заданиям.

  • Принцип противоречия – используется отрицательная частица “не”: второй ответ отрицает первый.
  • Принцип противоположности – отличается от предыдущего по логическим свойствам и языковым тонкостям.
  • Принцип однородности – подбираются ответы, которые относятся к одному роду, виду или отражают основные стороны, грани явления.
  • Принцип кумуляции – содержание второго ответа вбирает в себя содержание первого, содержание третьего – второго и т.д.
  • Принцип сочетания – используется сочетание слов по два, три и т.д. в каждом ответе. Предлагается три варианта сочетаний: а)пары ответов однородны, похожи и правдоподобны; б)одно слово сочетается с несколькими; в)сочетание слов в виде цепочки.
  • Принцип градуирования – используется для заданий с тремя и большим числом ответов.

Вторая группа принципов используется при составлении тестовых заданий.

  • Принцип фасетности составления задания. Применение фасетности позволяет в процессе контроля знаний создавать сразу несколько вариантов заданий.
  • Принцип импликации относится к формулировке содержания теста.

Правильное применение принципов зависит от знания основных элементов композиции тестовых заданий. Такими элементами являются: инструкции для испытуемых, содержание заданий, форма, число ответов, рейтинговые оценки.

Первый элемент – инструкция для испытуемых

Первый вариант инструкции – когда имеется только один правильный ответ. При проведении тестового контроля с помощью бланков испытуемый отмечает крестом правильный ответ.

Второй вариант инструкции – когда все ответы правильные, но в разной мере. Тогда рекомендуется отметить крестом в бланке наиболее правильный ответ. В этом случае испытуемым проводится сравнительная оценка ответов и самый правильный должен быть оценён более высоким баллом.

Третий вариант инструкции – когда в заданиях имеется несколько правильных ответов. Тогда в бланке отмечаются крестом два или три ответа.

Второй элемент – содержательная основа заданий

Варьирование содержания заданий достигается использованием фасета.

Краткость содержания задания – привлекательная сторона тестирования. Такое задание понятно испытуемым.

Шрифтовое оформление задания. Текст задания – прописные буквы, ответы – строчные. Это позволяет с первого взгляда отделить содержание задания от содержания ответов, влияет на восприятие задания и быстроту ответов испытуемых.

Третий элемент – ответы к заданиям

Ответы должны быть содержательными и короткими. Ответы могут кодироваться как цифрами, так и буквами.

Четвёртый элемент – оценка, выставляемая за правильное выполнение задания

Обычно за правильный ответ ставится один балл, за неправильный – ноль баллов. Сумма набранных баллов ассоциируется с уровнем знаний и с понятием “тестовый балл испытуемого”. Разработчик теста вправе устанавливать систему оценки за выполнение задания, если она тесто логически и педагогически обоснована.

Вторая форма

Это задания открытой формы, в которых ответ надо вписать самому в отведённом для этого месте.

Формулируется задание в виде утверждений, которые превращаются в истинное высказывание, если ответ правильный, и в ложное – если ответ неправильный.

Принципы композиции

Основной принцип композиции в заданиях второй формы – логическая определённость содержания заданий.

Составление заданий

Текстовые задания – совокупность заданий открытой формы, созданных для контроля знаний каждого непрерывного целого учебного текста.

Ситуационные задания – разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических, экстремальных и других ситуациях.

Задания второй формы применяются там, где надо исключить вероятность получения правильного ответа посредством угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения.

Третья форма

К третьей форме относятся задания на установление соответствия. Элементы одного множества требуется поставить в соответствие с элементами другого множества.

Основной принцип композиции в заданиях третьей формы – вариативность (фасетность).

Основные элементы композиции

Инструкция для испытуемых состоит из слов: “Установить соответствие”.

Чёткое написание названий двух столбцов.

Элементы столбцов выражают содержание задания и ограничены учебным планом и программой курса.

Оценка

Можно применить на практике несколько подходов:

- 1 балл даётся за правильное выполнение всего задания, в противном случае – 0 баллов, даже за одну допущенную ошибку.

- по 1 баллу даётся за каждое правильно установленное соответствие. В одном задании можно набрать несколько баллов.

Задание на соответствие удобно применять при текущем и тематическом контроле знаний, а также при самоконтроле.

Четвёртая форма

Задания на установление правильной последовательности. Они формируют такую интеллектуальную способность, как алгоритмическое мышление (алгоритм – система чётких правил упорядоченной деятельности).

Основные элементы композиции

Инструкция для испытуемого: ”Установить правильную последовательность” сопровождается примером и пояснениями.

Из названия задания должно быть ясно, о чём спрашивают испытуемого и что он должен продемонстрировать.

Место для ответов – это прямоугольник слева напротив названия каждого элемента. В них проставляются соответствующие цифры (ранги).

Удачно или неудачно составлено задание, могут показать результаты эмпирического исследования.

Оценка

Оценка может варьироваться в зависимости от трудности задания. Задания четвёртой формы применяются для реализации контролирующей и обучающей функций тестов. Они удобны для создания автоматизированных контрольно – обучающих программ.

Правила составления тестовых заданий:

Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание изученного материала.

Формулирование вопроса следует начинать с подбора правильного ответа, чтобы избежать наличия более одного правильного ответа или наличия только неправильных ответов. Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.

Вопрос должен быть четко сформулирован. Не рекомендуется использовать слова иногда, часто, всегда, никогда: они сами по себе содержат неопределенность и дают возможность учащимся угадать правильный ответ. Следует исключать слова большой, небольшой, малый, много, и т.п.

Правильные ответы должны быть корректно подобранными, не содержать подсказок.

Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания. Следует использовать короткие, простые предложения.

На поставленный вопрос использовать короткий ответ.

Правила расположения тестовых заданий:

1. Все задания следует расположить на одной странице и пронумеровать.

2. Размер шрифта должен быть таким, чтобы ученики могли лучше воспринимать текст, с учетом их возраста.

3. На листе с заданиями должно оставаться достаточно места для записи ответов.

4. Варианты ответов нужно располагать в один столбик.

Правильно составленные задания обладают следующими качествами:

а) краткость и однозначность ответа;
б) необходимость воспроизведения ответа по памяти;
в) невозможность угадать ответ;
г) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
д) простота проверки.

Проверка выполнения тестовых заданий может осуществляться в виде самоконтроля или учителем физической культуры. За правильно выполненное задание ученик получает определенное количество баллов. В итоге все баллы суммируются, и по выбранной шкале выставляется общая отметка. Например, для оценки теоретико-методических знаний учащихся по физической культуре можно использовать следующую шкалу:

• “5” – выполнено 85–100% заданий;
• “4” – выполнено 70–84% заданий;
• “3” – выполнено 55–69% заданий;
• “2” – выполнено менее 55% заданий.

Использование тестов, как одну из форм проверки знаний по предмету физическая культура, на теоретических уроках даёт возможность осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения, вносить обоснованные изменения в учебный процесс, достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Приложение1.

Приложение 2