Развитие опыта активной познавательной и профессиональной творческой деятельности учащихся по биологии

Разделы: Биология


Современный ученик должен овладеть основными понятиями учебных предметов, освоить общие способы самостоятельного познания окружающей действительности и творчески подходить к решению различных жизненных задач. Поэтому одной из актуальных проблем педагогики является вопрос развития познавательной активности и творческих способностей учащихся. Наблюдения показывают, что многие школьники учатся не в полную силу своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы ребят. В результате исследования обнаружено, что 55% учащихся хотели бы выполнять задания исследовательского характера, а не работать по образцу. Таким образом, существует противоречие между ожиданием от детей познавательного творчества и организацией на уроках репродуктивной деятельности.

Процесс усвоения знаний и повышение активности обучающегося на учебном занятии будет намного эффективнее при использовании приемов и методов стимулирования познавательной деятельности. Поэтому при организации учебного процесса следует учитывать принципы концепции “учение через деятельность”, разработанной американским философом и педагогом Джоном Дьюи:

  • учёт интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание – следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.

Следовательно, основной целью обучения будет создание условий для формирования и развития опыта активной познавательной и профессиональной творческой деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Необходимо разработать модель оптимальных условий по развитию познавательной и творческой деятельности учащихся средствами биологии и организовать работу по развитию познавательной и творческой деятельности учащихся в рамках учебной и внеурочной работы.

Следует изменить подходы к организации образовательного процесса. Учитель создает условия, при которых каждый ученик становится активным субъектом образования, учится самостоятельно добывать информацию и делать ее личностно значимой. При этом знания усваиваются через осуществление учащимися различных видов деятельности. Основными видами деятельности являются:

1. Познавательная или учебная деятельность, направленная на усвоение новых биологических знаний.

2. Профессиональная творческая деятельность, включающая в себя совокупность взаимосвязанных аспектов, отражающих личностные, функциональные, предметные, профессиональные, технологические и социальные особенности деятельности рабочих и специалистов.

Таким образом, активизация деятельности учащихся предусматривает: расширение содержания учебного материала; интенсификацию учебного процесса; модернизацию способов контроля.

1. Расширение содержания учебного материала обеспечивается путем практико-ориентированного обучения через использование задач с практическим содержанием. Данные задачи имеют необычную формулировку, связь с жизнью, межпредметные связи, вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности и творческой активности. Например, как, используя магнит, очищают семена культурных растений от семян сорняков? Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? В каждой теме необходимо отбирать учебный материал, помогающий учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений.

В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний, поэтому широко используются творческие задания. Учебное творчество – это решение учащимися задач, уже решенных наукой. Научное творчество – это решение учащимися нерешенных научных задач.

Виды творческих заданий: выбор требуемой информации из предложенной; исправление ошибок; установление взаимосвязей-закономерностей; объединение (систематизация) закономерностей; сравнение; доказательство, опровержение; составление плана деятельности; моделирование; установление причин; определение последствий; определение новых функций; решение противоречий; поиск проблем; анализ научных закономерностей и теорий.

Для решения творческих задач и других видов заданий можно использовать приемы и методы активизации мышления. Интерактивные методы обучения ориентируют личность на самостоятельное управление процессом присвоения знаний. Методы учебная дискуссия, учебный диалог и “займи позицию” наиболее эффективны при изучении биологических знаний: многообразие растительного и животного мира, сравнение организмов разных систематических групп, взгляды ученых на биологические процессы.

Для активизации деятельности каждого ученика используются следующие приемы: “минуты разминки”; “лови ошибку”; “опрос-кроссворд” “повтор с расширением”; “корректурная проба”; “заполнение таблички”: знал, узнал, хочу узнать больше; “чтение с остановками”; “незаконченные предложения”; “пометки на полях”; “рефлексия себя на уроке”: “Я”, “Мы”, “Дело”.

2. Интенсификация учебного процесса через использование педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся.

Для занятия активной позиции учащийся должен иметь возможность выбрать для себя наиболее подходящую форму работы. Ощущение свободы выбора формируется через использование элементов современных педагогических технологий: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- формулирует проблемные задачи (с недостаточными или избыточными данными, заведомо допущенными ошибками).

Проблемные ситуации целесообразно использовать для актуализации знаний учащихся, что сразу ставит их в активную познавательную позицию. Например, тема “Фотосинтез”: Объясните, почему растениям недостаточно корневого питания. При этом структура урока будет спиралевидной, так как необходимость решить проблему будет заставлять учащихся постоянно возвращаться к проблеме до ее полного решения.

Учебно-исследовательская деятельность как процесс совместной работы учащихся и педагога по изучению сущности процессов и явлений позволяет:

  • выявить склонности ребят к ведению исследовательской деятельности;
  • активизировать интерес к познанию окружающего мира;
  • сформировать умения самостоятельно и творчески мыслить;
  • осуществить самоопределение в последующем профильном обучении.

Исследовательские задания содержат условия, стимулирующие возникновение проблемных ситуаций, благодаря которым деятельность ученика приобретает поисковый характер. Например, выскажите наибольшее число гипотез, объясняющих какой-либо факт; разработайте возможную методику исследования. Последовательное сочетание подобных заданий позволяет школьникам постепенно осознать сущность, логику и методику научного исследования, что необходимо для осмысленного проведения ими наблюдений, опытов практических работ.

Организация внеурочной исследовательской деятельности осуществляется на факультативах, элективных курсах, кружках, через сетевое взаимодействие, работу школьного научного общества “Открытие”. Они позволяют организовать комплексный подход в изучении живых организмов на разных уровнях от молекулярно-клеточного до экосистемного, содействовать формированию знаний о функционировании биологических систем, знакомят обучающихся с медико-географическими исследованиями. Благодаря сетевому взаимодействию учащиеся старших классов посещают студенческие научно-практические конференции на базе Ковровской государственной технологической академии, приобретая опыт подготовки тезисов и защиты своей научно-исследовательской работы. В рамках договора с Ивановской государственной медицинской академией сотрудничаем со студенческим научным обществом. На совместных межрегиональных конференциях для специализированных классов обмениваемся опытом написания исследовательских работ, стендовых докладов, получаем квалифицированные консультации профессоров по тематике исследования. Совместно со специалистами по туризму станции Юных техников проводим эколого-краеведческие экспедиции по изучению природы родного края, знакомимся с правилами составления и использования картографического материала.

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Информационные проекты готовят учащиеся 5 - 6 классов, при этом они учатся самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, писать доклад, реферат, правильно оформлять сам проект. Игровые проекты позволяют осуществить проверку усвоенных знаний через игры, состязания и викторины.

Учащиеся 7- 8 классов знакомятся с практико-ориентированными проектами, которые позволяют получить продукт, используемый самими учащимися: брошюры, гербарии, модели и т.д. Уже в течение четырех лет осуществляется проект озеленения пришкольной территории, объединивший всех учащихся школы - “Мы и наша школа”.

Ребята 9 – 11 классов осуществляют исследовательские и творческие проекты, например “Тыква на нашем столе”, “Изучение содержания нитратов в корнеплодах свеклы”, “Школа как фактор здоровья учащихся”. Особенно активны учащиеся, которые планируют продолжить обучение по химико-биологическому профилю.

3. Модернизация способов контроля.

Дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включающих базовый, повышенный и высокий уровни, позволяет каждому учащемуся реализовать свои знания на том или ином уровне. Данная форма контроля знаний используется при изучении всех тем курсов биологии 5-11 классов, что является подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ и поддерживает мотивацию учащихся, планирующих выбор будущей профессии, связанной с изучением биологии.

Ощущение успешности обеспечивает использование технологии групповой деятельности через модель: групповая работа в классе. Данная модель систематически используется при проведении лабораторных работ и тематических зачетов. Первоначально используется прием “диада” (учебная пара), когда учащиеся работают в паре. Затем применяется прием “аквариум”, при котором формируются равные по силе группы, при этом между школьниками возникают более широкие контакты, они совместно переживают за решение задачи.

Результативность оценивается по показателям: успешность обучения; уровень познавательного интереса; уровень развития творческих способностей; выбор предмета к итоговой аттестации и качество итоговой аттестации; занятость учащихся во внеурочной деятельности по биологии, участие в олимпиадах, творческих конкурсах; социализация выпускников; рейтинг предмета.

Показатели по данным направлениям имеют положительную динамику или стабильны. Более 50% учащихся школы в течение года принимают участие в городских, региональных и Всероссийских очных и заочных олимпиадах, конференциях и конкурсах по биологии.

Успешно проходит социализация выпускников, в том числе выбирающих биологию в качестве профилирующего предмета. Учащиеся продолжают обучение в: МСХА им. К.А. Тимирязева, ВМедА им. С.М. Кирова, СПбГМУ им. И.П. Павлова, НГУ им. П.Ф. Лесгафта, НГВМА, ИвГМА, ИвСХА, ЯГМА, ВлГУ, КГТА.

Таким образом, для развития активной познавательной и профессиональной творческой деятельности учащихся необходимо создать условия, позволяющие каждому ученику стать субъектом учебного процесса через осознание важности получаемой информации, самостоятельность выбора способов действия и осознание своей успешности. Предложенная система работы позволяет каждому ребенку занять активную позицию на уроке и быть заинтересованным в получении практически значимых биологических знаний.

Презентация.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. – М.: Педагогика, 1982.

2. Балакирева Э.В.Старшеклассники в поле профессионального выбора: Педагогический профиль. - СПб.: КАРО, 2005.

3. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. - М.: “5 за знания”, 2006.

4. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках биологии. - М.: “5 за знания”, 2006.

5. Демидова М. Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании. // Народное образование. – 2008. -№4. – с. 216-224.

6. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. - М.: “5 за знания”, 2008.

6. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост. Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю., Иванникова Т.В., Мартынова И.С., Зуева Л.В. - М.: “5 за знания”, 2006.

7. Кравченко А.И. Психология и педагогика. - М.: Проспект, 2007.

8. Кулев А.В. Общая биология. 10-11 класс: Метод. Пособие. - СПб.: “Паритет”, 2001.

9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. - Ростов н/Д: Учитель, 2006.

10. Кабанова-Меллер Е.И. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М.: Педагогика, 1968.

11. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4,5. - Ростов н/Д: Учитель, 2007.

12. Левин Э.А. Самообразование детей в школе: новаторская методика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

13. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Педагогика, 1980.

14. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии. - М.: Академия, 2003.