Интегрированный урок (окружающий мир + изобразительное искусство) «Домашние любимцы». 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Показать разнообразие домашних любимцев.
  • Разработать правила ухода за домашними питомцами.
  • Учить определять простые геометрические формы в схемах и рисунках животных.
  • Учить работать в группах, создавать совместную творческую композицию по единому замыслу.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к своим питомцам.

Материалы к уроку: Презентация, фотографии домашних животных, постеры с изображением  домиков для животных, ножницы, клей, ручки, анкеты для групп.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Эмоциональный настрой

Звучит фрагмент песни  «Пропала собака»

– Почему нужно искать пропавшую собаку? (Домашняя собака пропадет без хозяина, будет голодать, болеть.)
– Кто  переживает и волнуется? (Хозяева переживают и волнуются.)

3.  Вхождение в тему

– О ком мы будем говорить? (О домашних любимцах, в отличие от домашних животных – кормильцах и помощниках. 
Слайд  с темой урока «Домашние любимцы» и эпиграфом «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуана де Сент-Экзюпери.
– Прочитайте слова известного французского писателя  Антуана де Сент-Экзюпери.
– Как вы понимаете эти слова?
– Еще раз мы вернемся к эпиграфу в конце урока.

Учитель окружающего мира совместно с подготовленными детьми рассказывают о разнообразии  домашних питомцев, о видах и о 180 зарегистрированных пород собак, 36 – пород кошек. Волк – основа всех пород собак. В какие-то времена очень давно древний человек приручил нескольких диких животных. Эти собаки были детенышами волка. Они могли быть шакалами или некоторыми другими представителями семейства диких собак. Человек обнаружил, что эти животные могут быть ему полезны.
Становясь более цивилизованным, он понял, что собака может стать хорошим другом, надежным охранником дома и скота. Со временем были выращены особые породы собак для специальных целей.
Собаки с длинными носами предназначены для того, чтобы вынюхивать дичь. Энергичные, быстрые собаки были выращены, чтобы преследовать животных. Сильные, выносливые собаки таскали повозки, другие собаки были выращены для сторожевой службы. Таким образом, возникли разные породы собак.
Существуют охотничьи собаки, ориентирующиеся на запахи в воздухе, гончие, охотящиеся по запаху следа, терьеры, разрывающие во время охоты норы, служебные собаки, собаки-игрушки и всевозможные помеси.
С течением времени человек вывел различные породы собак. Они были приспособлены к определенным климатическим условиям и выполнению различных видов деятельности. В настоящее время их насчитывается несколько тысяч. Одни стали охранять скот (пастушьи собаки), другие помогать при охоте (охотничьи собаки), третьи остались чисто домашними животными (декоративные собаки).
Климатические различия — одна из причин того, что, например, в Мексике водятся гладкошерстные, а на Дальнем Севере — длинношерстные собаки.

4.  Учитель изобразительного искусства  показывает презентацию, знакомящую детей с образцами живописи.

– Многие художники любят рисовать животных, кошки и собаки становятся героями различных полотен.
Художник Александр Шилов, известный российский портретист, часто пишет своих героев с домашними питомцами на руках.
Следующие репродукции – сюжетные картины, на которых мы видим детей и животных. Девочка играет на скрипке, а ее любимый пес подвывает – поет. Маленькая хозяйка купает собаку – заботится. Мальчик, утомленный дневными делами сладко спит, обняв своего маленького друга.
И, конечно, художники любят рисовать своих любимцев – попугаев, рыбок, собак.

Учитель изобразительного искусства:

– Я приготовила для вас задание. Перед вами схемы изображения различных домашних любимцев, определите – какая схема поможет мне нарисовать кошку, собаку, рыбку, кролика, попугая?
– Какие геометрические  фигуры помогают нам рисовать разных животных – птиц, рыб, насекомых, млекопитающих? (Овал, большой, маленький, вытянутый, различные круги.)

Учитель изобразительного искусства предлагает детям схемы, выполненные на бумаге. Учащиеся предполагают, какое животное может быть изображено по этой схеме, а учитель маркером дорисовывает необходимые детали, таким образом, дети видят движения руки при работе над рисунками и пальчиками в воздухе повторяют эти движения.

5. Физминутка

Солнце раненько встает,
На зарядку всех зовет.
Вот выходит хомячок –
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочет Хомка сильным стать.

6. Распределение по группам

– Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Нужно определить, кто к какой группе относится.

Учитель окружающего мира демонстрирует слайды, на которых объединены по группам (кошки, собаки, морские свинки с кроликами)  фотографии  домашних питомцев учеников класса.   

Учитель изобразительного искусства напоминает понятие коллажа – прием совмещения нескольких изображений на одной подложке.

Дети, узнав своих любимцев на фотографиях, объединяются в соответствующие группы у доски со схемами. С собой дети берут папки с ножницами, клеем и фотографиями.

Оставшиеся ученики представляют группу № 4 «Мечтатели» – те, кто только мечтает о каком либо домашнем питомце. Четвертая  группа получает лист с информацией о  продолжительности жизни некоторых домашних любимцев.

Ученики рассаживаются по группам – схема рисунка, установленная на подставку – является ориентиром.

Учитель окружающего мира раздает трем  группам опросный лист (Приложение 1):

Я своего любимца –

– кормлю….
– мою…
– расчесываю…
– играю…
– лечу…
– глажу…
– гуляю…

1, 2, 3 группы вписывают свои наблюдения, а 4 группа выбирает информацию.
Учащиеся совещаются в группах и рассказывают  о своих животных.

7. Учитель изобразительного искусства:

– Вы так любите своих питомцев, знаете, как за ними ухаживать. И сможете определить, какой домик принадлежит вашей группе.
Учитель показывает постеры с изображенными домиками для зверей, каждая группа получает свой постер – лист, на котором будет расположен коллаж.
– Как называется прием, позволяющий совмещать несколько изображений на одном листе? (Коллаж)
– Как называется работа, выполненная несколькими учащимися? (Коллективная)
–  На приготовленные постеры  приклейте  вырезанные изображения своих домашних любимцев. Напоминаю правила работы с ножницами – при передаче держать за концы, не поворачиваться к соседям с ножницами в руках.

Дети создают коллажи из фотозаготовок своих домашних любимцев. Четвертой группе предложены  фотографии разных животных, из которых они выбирают. Учащиеся вырезают контуры животных, намазывают клеем и приклеивают на лист. Завершенные работы размещаются на доске.
Во время работы звучит песня из к/ф «Приключения Электроника» «Про Собаку».

8. Подведение итогов

Учитель окружающего мира:

– Что бы ваши любимцы всегда были веселы, бодры, сыты и здоровы,  нужно выполнять определенные правила:

Слайд:

– Соблюдать режим кормления
– Выполнять правила гигиены питомца
– Профилактика здоровья
– Играть, беречь, заботиться – любить

Подготовленные заранее дети читают стихотворение С. Михалкова «Зяблик»

Хотел иметь я птичку
И денег накопил,
И вот на Птичьем рынке
Я Зяблика купил.

Сидел мой Зяблик в клетке
И зернышки клевал
И, как в лесу на ветке,
Все пел и распевал.

Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.

Я с Зябликом возился,
Хоть было много дел.
А через две недели
Певец мне надоел.

Однажды я за город
Уехал на три дня.
И он на это время
Остался без меня.

Когда же из деревни
Вернулся я домой,
Лежал в пустой кормушке
Голодный Зяблик мой.

Я спас его от смерти –
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо.

Хотят ко дню рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»

9. Вывод:

– Какую связь можно обнаружить между стихотворением и словами писателя?
Хрупкое домашнее существо нужно беречь и любить!

10. Домашнее задание:

ИЗО – нарисовать миски и кормушки, игрушки.
Окр. мир – выполнить упражнение №, стр.

Приложение 2

27.02.2015