Образ золотой осени в произведениях искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

Познавательные задачи: Расширять и обогащать знания детей об осенней поре средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). Путём сравнения показать детям, как деятели искусства по-разному передают образ осени. Учить понимать чувства, переданные художниками, композиторами, поэтами в своих произведениях.

Развивающие задачи: Развивать умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности (изобразительные средства, ритмопластика, аранжировка музыкальных произведений).

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной природе, искусству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

Словарная работа: Пейзаж, листья, как золотые монетки, отражение в воде.

В данной интегрированной образовательной деятельности используются инновации, которые соответствуют требованиям ФГОС ОО. Образовательная деятельность направлена на развитие следующих качеств:

  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование интеллектуальных умений;
  • регулятивные: умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
  • коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении творческих заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практики;
  • познавательные: умение определить понятие «Золотая осень», выбор основания для сравнения способов отражения осени в произведениях разных видов искусств.

Планируемые результаты: Закрепляется умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности. Систематизируют знания об осенней поре; ИКТ – использование планшета mimio; закрепят навыки использования изобразительных средств, реализация творческих задатков в ритмопластике, аранжировке музыкальных произведений. Формируется креативное мышление, воображение, развиваются эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка.

Используемые программы:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, -М.: Мозаика-Синтез, 2005;
  • Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2004;
  • Программа по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста И. Лыковой «Цветные ладошки», -М.: «Карапуз-дидактика» – Творческий центр СФЕРА, 2009

Предварительная работа с воспитанниками: Прогулки с детьми и их родителями осенью в парк. Прослушивание произведений П.И. Чайковского «Осенняя песнь», ритмопластическая импровизация «Берёзки»; рассматривание пейзажной картины «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана; разучивание стихов, чтение рассказов русских поэтов и писателей о природе (Ивана Алексеевича Бунина «Лес, точно терем расписной», Алексея Константиновича Толстого «Осень! Осыпается весь наш бедный сад»), знакомство с приметами осени. Совместное с родителями изготовление наглядного материала для занятия

Дидактическое обеспечение: Мультимедиа; аудиозапись пьесы П.И. Чайковского; детские музыкальные инструменты на одну подгруппу детей; репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»; тонированная бумага для рисования, краски, восковые мелки, карточки синих, розоватых, фиолетовых оттенков цвета на каждого ребёнка; подготовленные ранее на занятиях по рисованию карточки-пиктограммы с символичным изображением частей пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь»; макеты лесных деревьев

Методические приёмы: Постановка цели занятия, проблемных вопросов, рассматривание картин, прослушивание музыкальных произведений, обобщающий рассказ педагога; аранжировка пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», музыкально-пластическая импровизация на музыку П.И. Чайковского; релаксация, арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки, использование пиктограмм, инсценирование поэтических и музыкальных произведений, совместная деятельность детей и родителей

Использованная литература:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:М-Синтез, 2012.
  2. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки», подготовительная к школе группа, Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2004, стр. 9, 10;
  3. Программа по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста И. Лыковой «Цветные ладошки», подготовительная к школе группа -М.: «Карапуз-дидактика» – Творческий центр СФЕРА, 2009, с. 56
  4. «Слушаем музыку» О. Радынова, старшая группа, с. 145

Ход занятия

Этап занятия, интеграция образовательных областей, время

Содержание работы.
Методы, формы, приёмы, используемые педагогическим работником

Предполагаемые действия (ответы) воспитанников

Примечание

Вводная часть, интеграция социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития, 2 минуты

1. Создание мотивации к занятию

Музыкальный руководитель: «Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной», – писал об осени Иван Алексеевич Бунин.

Ребята, вы чувствуете в стихах и музыке, что наступила самая красивая пора осени? «Лес, точно терем расписной». Какая пора осени наступила? Верно. Золотая.

Сегодня мы поговорим с вами об осени, её приметах, прослушаем произведение П.И. Чайковского, стихи русских поэтов, рассмотрим картину об осенней поре. Сравним их, найдём общее в этих произведениях.

Под аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь» дети входят в зал, встают около экрана мультимедиа.

 

Ответы детей:

«Середина осени».

«Золотая осень»

 

Звучит аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», на экране мультимедиа транслируется осенний пейзаж. Приложение 3

Основная часть

Интеграция познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического, социально-коммуникативного развития, 25 минут:

Рассматривание картины И.И. Левитана, беседа по картине 3 минуты;

2. Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Психолог: (обращает внимание на картину И.И. Левитана «Золотая осень», даёт время рассмотреть её)

– Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Она вам нравится? Какое настроение вызывает у вас картина?

Заслушивает ответы детей.

– Вот и у меня настроение радостно-грустное. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Обобщение ответов детей педагогом:

– Правильно. Радует солнечный день, яркие краски золотой осени. Грустно, что скоро осыплются листья и придёт осень с холодными дождями, а там наступят первые зимние морозы. Наверное, и у художника Исаака Ильича Левитана, написавшего эту картину, было и восхищение красотой осени и грусть о предстоящих холодах, поэтому нам нравится эта картина: она передаёт наши чувства.

Дети рассматривают картину И.И. Левитана «Золотая осень».

Варианты ответов детей: «Картина вызывает у меня чувство радости (печали; грусти; создаёт весёлое настроение)».

Варианты ответов детей:

«Радостно от солнечного дня, грустно от того, что пролетело лето».

«Весело, потому что весело на ветру шелестят листочками берёзки. Печально, потому что в реке купаться нельзя, холодно. Осень».

Трансляция картины И.И. Левитана «Золотая осень» на экране мультимедиа.

Приложение 3.

Сначала педагог опрашивает активных детей с большим словарным запасом, затем побуждает к ответам застенчивых ребят.

 

 

– Как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей.

– Свою картину Исаак Ильич Левитан назвал «Золотая осень».

Какие приметы осени изобразил художник на этой картине?

Ответы детей.

– Какие изобразительные средства выбрал художник для выполнения своего замысла? Это живопись, так как главное в ней цвет.

– Какие цвета использовал художник, чтобы показать, что осень золотая?

Ответы детей.

– С чемможно сравнить листья, берёзу?

Ответы детей.

Обобщение ответов детей педагогом:

– Верно. Осенние листья похожи на монетки, о них так и говорят «листья, как золотые монетки». Повторите, пожалуйста.

– Как вы думаете, какой был день?

Ответы детей.

– Расскажите о небе и реке.

Ответы детей.

Обобщение ответов детей педагогом.

– Я согласна с вами, ребята. Небо и река изображена художником яркими, но холодными оттенками синей, голубой и белой красок. Солнце осенью светит, но не греет. Хотя день солнечный, чувствуется прохлада. Кусты и трава отражаются в зеркальной воде.

Варианты ответов детей:

«Осень». «Золотая осень». «Осенний день».

Варианты ответов детей:«Листья пожелтели».«Трава высохла».«ВетреноНа полях зеленеет озимь». «От воды и неба веет холодом».

Варианты ответов детей: «Золотисто-жёлтый, багровый для листвы, тусклый, зелёный для травы, сине-голубой для неба и воды».

Варианты ответов детей: «Горят на солнце, как золото. Листья, как солнечные лучики развеваются на ветру».

Варианты ответов детей: «День солнечный, тени падают под деревьями». «Небо голубое с лёгкими белыми облаками. Светит солнышко».

Варианты ответов детей: «Речка небольшая, но глубокая, потому что вода на переднем плане тёмно-синяя, а вдали она светлеет». «Глядя на реку, ощущаешь холодок». «Осенью вода в реках прохладная и купаться уже нельзя. В воде, как в зеркале отражаются кусты и трава, растущие на берегу».

«Небо тоже холодного голубого цвета». «Белые лёгкие облака уплывают вдаль».

Показ фрагментов картины по мультимедиа в более крупном масштабе.

 

Слушание пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», беседа по её содержанию 4 минуты;

 

3. Беседа по пьесе П.И. Чайковского “Осенняя песнь»

Музыкальный руководитель: Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени – это скучный пейзаж, осеннее увядание природы и грусть по уходящему лету.

Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке и этот композитор. Вы его узнали? Верно. Это Пётр Ильич Чайковский.

Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется “Осенняя песнь”.

 

Показ фрагментов картины по мультимедиа в более крупном масштабе.

Приложение 3.

Вопрос адресуется застенчивым, малоактивным детям, так как дети знакомы с произведением П.И. Чайковского «Охота», которую слушали в сентябре, они узнают портрет композитора.

 

Послушайте, пожалуйста, это произведение и скажите, какие чувства передаёт композитор в это произведении? Какое настроение навеивает нам эта музыка? Выделите смену настроения и частей в произведении цветовыми карточками, графическим рисунком или с помощью пиктограммам (по выбору детей).

– Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом.

Варианты ответов детей: «Музыка грустная, печальная, нежная, лёгкая». «Композитор передал в пьесе «Осенняя песнь» чувство печали по прошедшему лету».

Вопрос адресуется детям с высоким уровнем развития музыкальности, так как пьеса прослушивается впервые.

Обобщающий рассказ педагога может быть построен иначе, с учётом ответов детей.

 

 

Мне вспоминаются строки стихотворения русского поэта и писателя:

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят. (Алексей Константинович Толстой)

Кто автор этих строк?

Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

Октябрь, “Осенняя песнь” – это песня увядания природы. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В средней части возникает оживление, воодушевление, словно осень хочет побаловать нас последними яркими, разноцветными деньками перед белоснежной зимой, но третья часть, повторяющая первую, вновь возвращает к печальным “вздохам”. В ней пейзаж и настроение человека сливаются.

“Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, – писал композитор П.И. Чайковский. 

Ответы детей:

«Алексей Толстой»

 

Вопрос адресуется застенчивым, малоактивным детям, так как дети знакомы с произведением А. Толстого «Осень!»

 

Ритмопластика «Берёзки», аранжировка пьесы по подгруппам с использованием планшет mimio 5 минут;

 

4. Ритмопластика «Берёзки», аранжировка пьесы, арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки по подгруппам.

– Послушайте отрывок из «Осенней песни» и в движениях передайте настроение музыки

– «Унылая пора, очей очарованье», – писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.

Дети выполняют ритмопластику «Берёзки», аранжировка у пьесы, проводится арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки по подгруппам (планшет mimio)

Приложение 1.

 

чтение детьми стихов об осени 3 минуты;

5. Чтение детьми стихов об осени

– Ребята, готовясь к осеннему развлечению, вы разучили много стихов об осенней поре. Прочтите их, пожалуйста, пусть ваши друзья помогут инсценировать эти стихи. Возьмите необходимые костюмы, атрибуты для инсценировки.

 

Инсценирование детьми стихов об осени, разученных к осеннему развлечению.

 

 

исполнение песенно-танцевальной композиции «Осень» Романа Гуцалюка 2 минуты;

 

6. Танцевальная импровизация.

Исполним песенно-танцевальную композицию «Осень» Романа Гуцалюка

Психолог: (На осеннем пейзаже появляется маленький ёжик)

– Ребята смотрите, к нам пожаловал лесной гость. Я знаю забавную песенку про маленького ёжика. Хотите послушать? Вам понравилась песенка? О ком поётся в песне? Какое настроение у этого произведения? Я предлагаю её оркестровать, но прежде нужно прохлопать ритмический рисунок песенки. А поможет нам сам маленький ёжик. Посмотрите на экран. Кто догадался, как мы будем действовать? Возьмите инструменты, сыграем в оркестр

Психолог: А сейчас мы будем художниками и нарисуем свои впечатления о золотой осени. Рисовать мы будем по мокрой бумаге акварельными красками. Отражение деревьев и кустов в реке мы отобразим путём сгибания листа пополам.

Исполнение песенно-танцевальной композиции «Осень» Романа Гуцалюка.

 

Приложение 2.

Дети самостоятельно выбирают для себя вид деятельности.

Педагог активизирует деятельность застенчивых неразговорчивых детей.

 

Рисование в технике «по мокрому» (с отражением) осеннего пейзажа 8 минут.

 

7. Творческая работа. Рисование под пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

Выставка детских рисунков.

– Посмотрите, какие замечательные рисунки у нас получились! Давайте объединим их в единый пейзаж.

Какие приметы осени вы, ребята, изобразили в своих работах?

Рисование под пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

 

Ответы детей:

«Дождь».

«Птицы улетают в тёплые края». «Листья пожелтели. Листопад».

Рисование в технике «по мокрому» (с отражениием) осеннего пейзажа

Выставка детских рисунков.

Педагог побуждает к ответам детей со средним и низким уровнем речевого развития, так как в начале занятия на подобные вопросы отвечали дети с высоким уровнем речевого развития.

Заключительная часть, интеграция социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития, 3 минуты

Музыкальный руководитель: – Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, как передали в своём творчестве образ осени композитор Петр Ильич Чайковский, художник Исаак Ильич Левитан, поэт Иван Алексеевич Бунин.

Каждый из этих талантливых людей по-своему передал образ осени. И всё же, есть в них что-то общее.

Может быть, кто-то заметил и ответит мне, что же объединяет эти произведения?

Мне очень понравились ваши ответы. У каждого из вас есть своё мнение, и каждый из вас по-своему прав.

Я тоже так считаю. В этих произведениях создаётся впечатление уходящего лета, прощание с яркой осенней порой. От всех произведений веет светлой грустью.

Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи с картинами, увидели, как во всех этих произведениях искусства передан образ осени.

Что нового для себя вы открыли на этом занятии?

Я уверена, что вас не оставит равнодушным, то, что вы увидели и услышали сегодня, что зарождающаяся любовь к прекрасному останется с вами навсегда

Варианты ответов детей:

«Все эти произведения искусства об осени. Осень – очень красивая и яркая пора. У этого времени много красок».

«На смену лета пришла золотая осень, вслед за ней придёт морозная белоснежная зима. Но не надо печалиться. Всё в природе повторяется. И каждое время года по-своему прекрасно».

«К музыке можно подобрать картину или стихотворение с похожим содержанием.

И, наоборот: к картине можно подобрать стихотворение»

 

Выводы сначала предлагается сделать детям с высоким уровнем развития музыкальности и речевого развития.

Рефлексия

Педагог побуждает детей выражать именно своё мнение