Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательные:

  1. работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ;
  2. формирование знаний способов и приёмов сжатия текста;
  3. учить сжатому изложению предложенного текста;
  4. изучить основные признаки текста научно – популярного жанра

Развивающие:

  1. развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
  2. развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  3. развитие умения аргументировать, доказывать;
  4. развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

Воспитательные: воспитание бережного отношения к русскому языку.

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное», справочный материал «Особенности научно-популярного подстиля речи».

Ход урока

1. Повторение понятия о сжатом изложении.

Учитель: На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

Ученик: При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

Учитель: Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка цели.

Учитель: Ребята, цель нашего урока - научиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении. Что называется микротемой?

Ученик: Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с жанровой разновидностью текста.

Учитель: Дело в том, что текст, по которому мы будем работать, является разновидностью научного стиля речи. Научно-популярный жанр отличается от строго научной речи более простым изложением научных понятий. При популярном изложении научное содержание в какой – то мере проигрывает: оно упрощается, снижается точность и глубина информации, хотя некоторые вопросы теории раскрываются подробно, иллюстрируются примерами. Авторы привлекают яркие образы, так как главное достоинство популярного изложения научных истин в том и состоит, чтобы своей информацией привлечь больший круг слушателей. Сейчас вы получите подробную информацию об этом подстиле, и после первого прочтения мы попробуем доказать принадлежность текста к научно – популярному жанру.

(Учитель раздаёт ученикам справочный материал «Особенности научно – популярного подстиля речи» см. приложение 1)

Учитель: Задание перед чтением: текст слушаете, воспринимаете как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение. (Чтение текста учителем. См. приложение 2)

4. Анализ текста.

Учитель: Назовите признаки текста.

Ученик: Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (Внимание, необходимо собраться, пытается сконцентрироваться, человек может сосредоточиться сам.)

Ученик: Текст имеет идею. Идея текста в том, что умение быть внимательным очень важно в нашей жизни, но не всегда удаётся контролировать внимание. Всё зависит от самого человека.

Ученик: Текст можно озаглавить: « Хорошее внимание – настоящий капитал».

Ученик: Текст разделен на четыре абзаца.

Учитель: С какой целью это сделано?

Ученик: Каждый абзац содержит микротему, отражающую основную тему.

Учитель: Определим содержание микротем текста и запишем в форме плана.

Ученик: План текста.

  1. Умение быть внимательным очень важно в жизни.
  2. Если сконцентрироваться не получается, надо понять причину невнимательности и постараться устранить её.
  3. Для поддержания внимания очень важны условия: легче сосредоточиться в привычном месте работы, надо, чтобы не мешали посторонние звуки.
  4. Если ничего не помогает, нужно обратиться к специалисту, но обычно человек способен сосредоточиться и сам.

Учитель: Определите тип данного текста. Докажите.

Ученик: Тип данного текста - рассуждение, потому что автор текста рассуждает «Что делать, если необходимо собраться, а не получается?» и доказывает, что нужно выяснить причины рассеянности, говорит о важности условий, в которых человек пытается сконцентрироваться. Автор делает вывод: человек может контролировать своё внимание сам.

Учитель: При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Первое задание: так как текст принадлежит научно – популярному жанру, найдите в нём признаки данного жанра, воспользуйтесь памяткой « Особенности научно – популярного подстиля речи».

Второе задание: И попробуем отметить те фрагменты текста, которые можно сократить.

Ученик: Автор затрагивает важный аспект в нашей жизни: роли внимания в жизни человека, аргументируя примерами: именно вниманию мы обязаны своими достижениями и удачами. Именно этот фактор является главным при приёме в школу, профессиональном отборе. И, наконец, от внимания зависит жизнь. При этом он почти не пользуется научной терминологией, излагает мысли в простой форме, что отличает этот текст от строго научной литературы.

Ученик: Автор использует яркие образы, выразительные средства, такие, как: захлестнуло волнение, хорошее внимание – настоящий капитал. (метафоры). Как средство выразительности используются ряды однородных членов в первом абзаце, это позволит удачно сократить текст. Например: «Внимание – это капитал, от которого зависят наши успехи в жизни. Иногда от него зависит сама жизнь. Важно уметь сосредотачиваться, хотя иногда это не просто.

Ученик: Автор ставит риторический вопрос ( во втором абзаце) : « Что делать, если необходимо собраться, а не получается?» Даёт подробный ответ, который иллюстрируется примерами: « Прежде всего, нужно понять причины рассеянности. Скучно - значит, нужно пробудить в себе интерес к предмету, проявить творческий подход. Пришла усталость - необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение - первым делом надо успокоиться». Даёт совет обратиться к специалисту. Предложения построены по одной схеме (синтаксический параллелизм), их можно объединить, исключив лишнюю информацию. Например, так: «Нужно понять, что мешает сосредоточиться. В скучном занятии надо найти что – то интересное, если пришла усталость, надо отдохнуть; если охватило волнение – постараться успокоиться.

Учитель: Итак, мы доказали принадлежность нашего текста к научно – популярному подстилю, а также поработали над сжатием первого, второго абзацев, а сейчас повторим приёмы компрессии текста. Итак, какими способами мы можем сжимать текст?

Ученик: Первый способ сжатия текста - исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности. Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений ,рассуждений, описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Ученик: Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами: однородных членов обобщающим словом; сложного предложения — простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи — косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением.

Ученик: Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.

Учитель: Очень хорошо, что вы неплохо знаете теорию, ну а сейчас вы послушаете текст второй раз и будете самостоятельно сжимать текст, используя необходимые приёмы, а также познакомьтесь с памяткой «Как писать сжатое изложение» и постарайтесь воспользоваться ее советами. Работаем в черновиках.

Памятка «Как писать сжатое изложение» (см. приложение 3)

Учитель. Второе чтение текста

5. Проверка выполненной работы.

Ученик читает свою работу

Хорошее внимание — настоящий капитал. Именно ему мы обязаны личными успехами. Не зря при поступлении в школу или принятии на работу проверяют внимание. Иногда от него зависит жизнь.

Что делать при потере внимания? Если скучно, надо найти в предмете что-то интересное; если вы устали, необходимо отдохнуть. Для хорошей концентрации внимания важны условия работы. Лучше всего находиться в привычной обстановке, где ничто не мешает.

Если справиться с рассеянностью не удается, нужно обратиться к специалисту. Но человек может контролировать внимание сам. (78 слов)

Учитель: Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

Ученик.

  1. замена однородных членов обобщающим наименованием;
  2. замена фрагмента предложения синонимичным выражением
  3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
  4. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

6. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, скажите, какую информацию на сегодняшнем уроке можно назвать для вас новой?

Ученик: Пожалуй, новой информацией для нас было знакомство с особенностями научно-популярного жанра. Так как экзаменационные тексты будут написаны этим стилем и публицистическим, то для нас это очень нужная информация. Всё остальное мы повторили и закрепили: определение главной и второстепенной информации, способы и приёмы сжатия текста.

7. Домашнее задание.

Учитель. Дома нужно будет ещё поработать с текстом, так как есть ещё возможности у многих сократить текст.

Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания. (Учитель даёт памятки «Как проверить написанное»)

Перепишите работу в чистовик.

ПАМЯТКА «Как проверить написанное» (см. приложение 4)

Список использованных источников

  1. Егораева Г.Т. Русский язык: ГИА. Выполнение заданий части С; Москва; «Экзамен», 2013.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык: ГИА2014. Сборник экзаменационных тестов. Москва; «Экзамен», 2013.
  3. Шапиро Н.А., Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика. Н.А. Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

23.02.2015