Урок внеклассного чтения «Музей книги Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"». 5-й класс

Разделы: Литература


Предварительная работа:

  1. чтение книги самостоятельно и с учителем в формате внеурочной деятельности;
  2. знакомство с понятием «экспонат музея»;
  3. определение вариантов экспонатов;
  4. выбор воспитанников экспонатов;
  5. распределение по группам для коллективной работы;
  6. информирование учителей технологии и музыки;
  7. создание некоторых экспонатов под руководством учителей музыки и технологии;
  8. информирование родителей о создание музея и дате открытия;
  9. участие родителей, проявляющих интерес к чтению и совместной деятельности с детьми.

Цель: поддерживать интерес к чтению книг, создать условия для развития таких компетенций как способности делать выбор и быть ответственным за результат, вести диалог и публично выступать, соотносить свой личный опыт (умение дружить, заботиться о дорогих людях) с поведением героя, делать выводы по прочитанному.

Оборудование: материал для выставки в школьной библиотеке к 70-летию выхода в свет повести-сказки «Маленький принц», книга «Маленький принц», рисунки и поделки воспитанников, аудиозаписи песен «Маленький принц».

Ход урока

1. Звучат фанфары

Учитель. Сегодня у нас знаменательное событие, к которому мы готовились больше месяца. Оно посвящено мудрой и доброй сказке Антауна де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Книга написана для детей и взрослых всего мира: для русских и американцев, японцев и китайцев, голландцев и датчан, англичан и португальцев – для всех. И для нас с вами тоже.

Музей считаю открытым и приглашаю всех к общению.

2. Исполнение песни «Маленький принц» (минус. Валерия)

3. Представление экспонатов. Биография писателя. (по материалам выставки)  

Учитель Экзюпери был не только писателем, но и военным летчиком. Каким же должен быть человек, в котором так удивительно сочетались любовь к авиации и литературе. Вот Даниил, Анатолий, Арсений расскажут о писателе. (Приложение)

Экзюпери родился 29 июня 1900 года в городе Лионе во Франции. Он был третьим ребенком из пятерых детей. Семья не бедствовала. Но и не была богатой. Особенно трудно стало жить, когда умер отец. Мать глубоко прятала свое горе. Дети никогда не видели ее печальной. Каждому из детей она отдавала равную долю нежности и внимания. Но Тонио был особенно предан матери. Он всюду следовал за ней

таская за собой свой маленький стул. Стоило матери присесть, как он устраивался у ее ног. (Слайд 1-2)

Роскошные парки замка Ла Молль и сказки Андерсена давали чудесную пищу детскому сердцу. Во время домашних праздников дети танцевали, одевая камзолы 18 века. Учился будущий писатель в привилегированном колледже. (слайд 3)

В 1921 году он был призван в армию авиационный полк. Сначала он обслуживал самолеты на земле, потом учится у опытных летчиков и в 1927году начинает летать самостоятельно: перевозит почту из Европы в Америку. Одним из первых осваивает технику полета ночью. Позднее в своей книге «Планета людей» он расскажет, как понял ответственность за свое дело. Сидя у постели своего друга, чудом оставшегося в живых после аварии самолета, он рассуждает: «Он (летчик) в ответе за самого себя, за почту, за товарищей, которые надеются на его возвращение. Их горе и радость в его руках».

Сам Экзюпери умел ощущать ответственность за свое дело. Любимым его словом было «ПРИРУЧАТЬ». Для него оно обозначало дружить, влюблять и влюбляться, связывать между собой людей, быть верным, всегда быть готовым прийти на помощь.

Когда его друг разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над горными вершинами, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

– Лежа в снегу, у тебя видел. Но ты меня не замечал, – рассказывает потом спасшийся чудом Гийоме.

– Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?

– Кто еще решился бы так низко летать в горах? – ответил Гийоме. (Слайд 4)

Замысел первой книги родился во время полета. Он долго не мог придумать название, но однажды ему попался на глаза мешок с этикеткой «Почта – на юг». И первая его книга была названа «Южный почтовый». «Я просто рабочий… Я везу в почтовых мешках духовную пищу тридцати тысячам влюбленных», так думает герой книги. Затем вышли книги «Планета людей», «Ночной полет». И хотя это были книги о летчиках, но особых авиационных подробностей в книгах нет. Это книги о людях, которые во время многочасовых перелетов остаются наедине с собой, размышляют, мечтают, остро чувствуют счастье – это человеческое общение. (Слайд 5)

У сурового летчика была особая нежность к детям. Однажды он научил трехлетнего мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил мрачный. Потом добавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стены как мячики, они стали больше и красивее. Говорят, что за свою жизнь писатель придумал много полезных вещей, но мыльными пузырями гордился больше всего.

Началась Вторая мировая война (1939). Экзюпери стал военным летчиком. Вскоре фашистская армия разгромила французскую авиацию, а французское правительство предало свою страну и капитулировало перед Гитлером. Писателю пришлось эмигрировать в США, и там на время становится летчиком американской армии. Франция была оккупирована Германией. Антуан воюет с фашистами в составе американской армии. И сказка «Маленький принц» выходит в суровый 1943 год в Америке.

После многих ранений и аварий он был признан негодным для службы, но вернулся на самолет. Израненный и искалеченный до того, что не мог без помощи товарищей натянуть комбинезон и подняться в кабину, он мог еще вести самолет исстрелять. Товарищи усаживали его как ребенка, в кресло пилота, прикрепляли ремнями, и он летал в бой, потому что не мог не биться с врагами, которых ненавидел. В июне 1944 года он вновь встретился с врагом и погиб в воздушном бою. Тела его найти не удалось. (Слайд 6)

Учитель: В последний день июля 1944 Экзюпери исчез в небе над французской Ривьерой. Ушел к звездам так же, как ушел его герой Маленький принц. В одном из писем своей матери Экзюпери писал: «Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь что сказать».

Ему, романтику, человеку, любившему жизнь, было что сказать. И он написал свою сказку «Маленький принц», сказку о самом важном – о жизни на планете Земля.

4. Представление экспонатов. Главный. герой. Рисунки и поделка.

Воспитанники говорят, каким они хотели изобразить маленького принца

(Небольшого роста, с золотыми в золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый.). Представляют коллективную поделку, рассказывая об этапах работы и распределении обязанностей.

5. Представление экспонатов. Планета принца. Рисунок и поделка с баобабами.

Какова же была планета?

Она величиной с дом, два вулкана, роза. Правила: Встал поутру , привел себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету. Надо выламывать баобабы, чтобы они не разорвали планету на мелкие кусочки.

Учитель: Что подразумевается под баобабами? (зло, опасность)

В 1942-1943 годах зло – это фашизм. Как прозорлив был писатель, призывая, что зло нужно уничтожать вовремя, чтобы оно не разорвало планету.

Планета принца. Роза.

Что представляет попавшая на планету роза? Какая она? (кокетливая, капризная, хвастливая, обидчивая, красивая).

Маленькому принцу хочется узнавать что-то новое, ведь он у нас очень любознательный. Он отправляется по планетам. И мы вместе с ним.

6. Представление экспонатов. Путешествие по планетам.

Астероид 325. Планета короля. Короли смотрят на мир упрощенно: для них все люди подданые. Для короля самое важное –чтобы ему все подчинялись. Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный монарх.

Главный вывод, который делает маленький принц. «Власть должна быть разумной».

Учитель: Ребята, почему «Себя судить труднее, чем других?»

Астероид 326. Планета честолюбца. Тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются. Они глухи ко всему, кроме похвал. «Восхищайся мною» – вот девиз в жизни честолюбца. Представляем небольшой диалог:

– Ты и правда мой восторженный почитатель?

– А как это почитать?

– Почитать – значит признавать, что на это планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и умнее.

– Да ведь на твоей планете больше никого нет!

– Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!

– Я восхищаюсь, но какая тебе от этого польза ?

Учитель: Ребята, понравился вам честолюбец? Вот и маленькому принцу не понравился, и он отправился дальше.

Астероид 327. Это планета, где жил пьяница. Маленькому принцу очень жаль стало пьяницу. Его мучала совесть. Он говорил: «Пью, потому что хочу забыть. Что мне совестно.

Маленький принц и мы вместе с ним делаем вывод: «Трудно вырваться из круга пристрастий». Любая зависимость: от компьютерных игр, алкоголя, употребления наркотиков – страшна. Нужно не попадать в круг пристрастий.

Астероид 328. Планета делового человека. Он все время что-то считает.

Учитель: «Сколько раз в жизни деловой человек поднял голову?»

Голову поднял всего три в жизни. Первый раз, когда откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум и деловой человек сделал 4 ошибки в сложении. Второй раз, когда был приступ ревматизма. И третий при встрече с принцем. Он твердит: «Я человек серьезный. Мне мечтать некогда». От принца не видел никакой пользы. И здесь наш герой задержался недолго. Ему было скучно и неинтересно с деловым человеком.

Учитель.Ребята, кто помнит, какая планета понравилась маленькому принцу? (фонарщика) Вот и мы отправимся туда. Представляем следующий экспонат.

Астероид 329. Планета очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только помещалось что фонарь и фонарщик. Очень нравится нашему герою фонарщик. Человек, который так верен своему слову. Только он не был смешон, потому что он думает не только о себе. Каждую секунду он зажигает и гасит фонарь – планета стала вращаться быстрей, а уговор остался. Его девиз– «жить для других и быть верным данному слову».

Астероид 330. Планета географа. Географ – слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет порядочный ли человек этот путешественник.

Учитель И Маленький принц вновь сталкивается с мыслью, что работа географа бессмысленна. Мы с вами увидели, что жители всех планет, как им казалось, занимались очень важным делом. Но Маленький принц не находит в их делах никакого смысла

Именно географ и посоветовал посетить планету Земля.

7. Представление экспонатов. На планете земля.

«Земля — планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, итого около двух миллиардов взрослых».

– С кем встретился на планете Земля? (змея, Лис, другие розы)

Встреча со змеёй (разыгрывается диалог)

Эта первая встреча уже создает представление о нашей планете.

«— А где же люди? — вновь заговорил наконец Маленький принц. — В пустыне все-таки одиноко…

— Среди людей тоже одиноко, — заметила змея».

Учитель. Почему бывает одиноко среди людей?

Встреча с розами

Учитель: Почему почувствовал себя очень-очень несчастным, когда увидел другие розы? (Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!. Горестные слезы малыша вызваны осознанием того, что эта роза не единственная.)

Встреча с Лисом

– Кто появляется в минуту разочарования? (Лис)

– О чем просит лис принца? (чтобы приручил)

– Как вы понимаете слова «приручил»? (создавать узы, быть необходимым)

– Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? (нужно время и терпение)

– Какой секрет открыл Лис принцу? (зорко одно лишь сердце)

Вот именно сердцем он и почувствовал, что скучает по своей розе и ему пора к ней возвращаться.

8. Представление экспонатов. Сценка «Моя роза»

(4 участника: Принц, Роза, автор, музыкальное сопровождение на гитаре)

Автор:

В целом мире роз не сосчитать
Разной красоты и ароматов
Но одна прекраснее других
Появилась из зерна когда-то.
И она цвела своей красой
Затмевая все цветы планеты
Умывалась по утрам росой
И хранила красоты секреты.

Проигрыш на гитаре: розочка растет и раскрывается, превращаясь в красивый, но гордый цветок (потягивается, поднимается, любуется собой)

Маленький принц:

Я капризам розы потакал,
Выполняя все ее желанья
И совсем никак не понимал
Почему испытывал страданья.

Роза:

Я хотела многое сказать,
Только гордость в этом помешала.
Я цветок, его мне не догнать,
Были б ноги, я бы побежала!
А теперь лишь плакать и страдать,
И шептать: «Вернулся бы только»
И пытаться время удержать,
Ведь цветы, увы, живут недолго.

Проигрыш на гитаре: роза тянет руки(листья) в сторону, потом к сердцу, потом закрывает лицо и как бы плача приседает на корточки)

Маленький принц:

Где он, мой цветок и что там с ним?
Лишь сейчас я понял, что есть счастье,
Но остался я вдали один,
Лишь тоска на сердце да ненастье.

Автор:

Берегите всех, кто рядом есть?,
Ну, а если вы про них забыли,
Вспомните, что нам ответ держать
За всех тех, кого мы приручили.

9. Подведение итогов.

Учитель. Да, самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце.

В чем же серьезность дружбы? (уметь быть верным, не жалеть для друга ничего, думать о других)

Что оставил маленький принц на память своему другу – летчику? («У тебя будут звезды, которые умеют смеяться, как будто вместо звезд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов)

Ребята, Антуан де Сент-экзюпери просит: «Не забудьте утешить меня. Скорей напишите мне, что он вернулся».

Вот для вас письма – звезды, напишите «Чему вас научила сказка?»

Дети пишут на звездах (которые были заранее прикреплены к их стульям) ответы и размещают их на доске на плакате в виде сердца и заголовком «Зорко одно лишь сердце»

Учитель. Дорогие взрослые! Хотите узнать, что волнует вашего ребенка? Чем он интересуется? О чем мечтает? Прочитайте эту книгу! Может быть, именно эта книга вернет вас в детство поможет верить в чудеса!

Писатель верил в братство людей, надеялся на то, что между людьми установится взаимопонимание. В сказке говорится о любви, о дружбе, трудолюбии и доброте, верности и ответственности за свой мир, край и за людей. Маленький принц воплощает то, о чем мечтает каждый из нас. Люди помнят писателя и создают памятники. Самый большой и величественный памятник Сент-Экзюпери и Маленькому принцу находится во Франции на родине писателя – на площади Белькур. .Скульптурная композиция была создана Кристианом Жильябе в 2000 году, в честь 100-летия писателя. Антуан де Сент-Экзюпери изображен сидящем на верху на мраморной колонне высотой более 5 метров в шлеме летчика, рядом герой сказки –

«Маленький принц». Он стоит позади, держа руку на плече своего великого создателя. Внизу на колонне начертаны цитаты из «Маленького принца». (Слайд 7)

Интересная композиция – «Размышления о Маленьком принце» – находится в Санкт-Петербурге во дворике филологического факультета Санкт-Петербургского университета. На стопке книг, как на троне, сидит аллегорический образ – философ жизни, правдолюбец – Шут, и держит в руках страницы, чудесной и романтической истории Антуана де Сент-Экзюпери. Чуть поодаль примостилась хрупкая фигурка Маленького принца. Автор композиции Арсен Альбертович Аветисян. Памятник выполнен из бронзы и гранита, создан в 2002 году.

Люди обращаются к этой удивительной сказке. Не случайно мы начали с песни и закончим тоже песней. Ее исполняла на детском Евровидении Катя Рябова.

А Таня Исполнит эту песню. Девочки танцуют.

Песня «Маленький принц» (минус исполнитель Катя Рябова)

23.02.2015