Урок гармонического развития «Путешествие в страну здоровья». 1-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 1


В нашей школе посёлка Радищев Иркутской области Нижнеилимского района у ребят есть программа одна, «Здоровое детство», так называется она!

Девизом выбрали они и выполняют от души: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность Урока гармонического развития (УГР) по программе «Здоровое детство».

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здоровьетворения».

С первого класса ребята встречаются с Доктором Айболитом. Каждая встреча – это новые открытия. С первого класса путешествуя , встречаются с докторами - Воды, Красивая Осанка, Здоровая пища, Любовь, Отдых, Воздух и конечно же Упражнение! На каких только станциях не побывают, в каких только странах , ведь во втором классе ребята знакомятся со страной Здоровячков, в третьем – с Азбукой поведения, а перейдя в 4 класс говорят: «Нет!» - вредным привычкам.

Использование игровых методик на УГР, помогают созданию у учащихся положительного эмоционального состояния, благоприятно влияющее на эффективность занятий, дети осознанно для укрепления своего здоровья выполняют предложенные учителем задания. Тематика таких уроков самая разнообразная. Например: «Если с другом вышел в путь»; «Час игры для детворы»; Игра-путешествие: «Дорога добра», «От куда берутся грязнули?» , программа: «Пусть говорят» о вреде алкоголя и табака и другие. Встреча с Доктором Айболитом позволяет решить ряд задач: пропаганда ЗОЖ; активизация внеклассной деятельности учащихся; закрепить имеющиеся сведения по вопросам соблюдения учащимися режима дня. Дети с удовольствием выполняют ритмическую гимнастику под музыку, умело выполняют элементы самомассажа в упражнение: «Мы сегодня на зарядку собирались по порядку». Театрализация всегда доставляет детям радость. Поэтому я очень люблю, приходить к детям переодевшись в Доктора Айболита, весёлого Буратино, Бабой Ягой, Зимушкой – Зимой…

Использование технологии изотерапии помогает решить ряд жизненных задач: Выход внутреннего состояния: снятие стресса, негатива, агрессии, комплексов, выплеск эмоций; Организационное оформление человека; Развитие творческих способностей;Оздоровление; Включение эволюционной памяти; Гармонизация внутреннего состояния человека, группы, коллектива; Порой удивляешься, такие интересные работы получаются у ребят.

Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии.

Когда урок превращается в путешествие, когда детям интересно, когда царит атмосфера понимания, дети раскрепощаются, становятся намного добрее, стараются быть внимательными.

Уважаемые коллеги, попробуйте, в этом убедиться сами. Успехов вам на этом поприще.

Здоровья Вам, и здоровых вам учеников, ведь Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.

Цель: повышение уровня культуры заботы о здоровье.

Задачи:

  • развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, познакомить с полезными свойствами овощей;
  • воспитывать желание заботиться о своем здоровье, бережном отношении к нему;
  • закрепить сведения по вопросу соблюдения учащимися режима дня;
  • использовать обучение в группе для формирования качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить;
  • развивать личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, для формирования установки здорового образа жизни.

Оборудование: Слайдовая презентация с использованием материала из интернета; рисунки из букваря здоровья для малышей.

Ход урока

Будем делать всё то, что полезно,
Не будет беды, не будет болезней!

Учитель: Как хорошо, когда мы не болеем! Не надо пить горькие лекарства, бояться уколов. Можно поиграть с друзьями, помочь маме и увидеть её благодарную улыбку, заняться любимым делом… Да мало ли чего интересного и полезного можно сделать, когда ты здоров!

Но когда ты б-о-о-о-лен… Не правда ли, что иногда даже думать неприятно о болезнях? А уж болеть тем более. К сожалению, многие люди часто болеют. Почему же это происходит? Давайте спросим об этом знаменитого доктора Айболита. Уж он-то точно знает ответ.

Слайд 1. Звучит песня « Здоровье» входит Доктор Айболит.

Д. Айболит: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!

Кто здоровье бережёт,
Тот мало болеет,
Не лежит он весь в компрессах,
Сам себя жалея.
Будет точно тот здоров,
Кто со мной сейчас пойдёт
И друзей всех за собою
В страну здоровья поведёт.

Слайд 2 Что же это за страна? Вы хотите узнать? Тогда вперёд друзья, на планету здоровья!

Слайд 3 Песня: «Волшебная страна» – танцевально-ритмическая разминка.

Слайд 4 Найти ответ на главный вопрос нашего путешествия поможет наш Букварь Здоровья. Читаю стр. 3

Милые дети, я дарю вам этот волшебный цветок. Если вы хотите понять, что такое здоровье и как его сберечь, возьмите его! Он поможет вам попасть в страну здоровья. Там вы увидите и узнаете, что такое здоровье и как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Слайд 5 Я думаю, что здоровье это…

Кто ребята, продолжит, как вы думаете, здоровье это..

Предлагаю желающим цветок.

Слайд 6 – Здоровье это красота!

Слайд 7 – Здоровье это счастье!

Слайд 8 – Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Слайд 9 – Мы попали на межгалактическую станцию «Зарядкино»

За тучку солнце спряталось –
Но это только в шутку!
А мы все дружно проведём
Спортивную минутку.
В ладоши мы похлопаем
И чуть – чуть потопаем.
Раз – присели, два – привстали,
Три нагнулись и достали
Правой рукой башмачок,
Левой рукой – потолок.
И ещё разок присядем!
А теперь на место сядем.

Слайд 10 – Чтобы быть здоровым в пословице говорится: «Береги здоровье смолоду»

Как вы считаете, что это значит?

Надо стараться не болеть, когда ты маленький

Одеваться по погоде

Слайд 11 Заниматься спортом.

музыка Слайд 12

Межгалактическая станция: «Спортивная»

Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – помощник! Спорт – здоровье!
Спорт – игра!
Скажем дружно спорту: «Да!»
Начинается игра!

Игра «У Маланьи, у старушки»

У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такой бородой!
Они ни пили, не ели,
На Маланью все глядели
И всё делали вот так…
А как?

Загадка: «Стать здоровым ты решил,

Значит, выполняй режим!»

Слайд 13

Межгалактическая станция: «Режим дня»

Я – режим!
Я людям всем необходим.
Подъём, учёба, пища и зарядка –
Всё расписал я по порядку.
Необходим я всем, друзья,
Ведь закаляю волю я.
Иначе, дети школьные,
Вы станете безвольные.
А это неприятности сулит.
Так что меня вы соблюдайте,
Вам так здоровье всем велит.
Ребята, у нас гости.

Слайд 14 Мальчик Витя и девочка Женя.

Женя и Витя написали свой режим дня и никак не могут решить, чей режим дня лучше и почему? Давайте поможем им в этом разобраться.

Слайд 15 Зачитываю режимы.С детьми обсуждаем…

Что мы посоветуем Жене? Ведь она написала в своём режиме: «Ем что- нибудь вкусненькое и так наедаюсь, что опять хочется полежать. Я очень поправилась!»

Слайд 16

Знать и выполнять режим дня и Запомнить –
Ничего не делать, не значит отдыхать!

Слайд 17

«Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть».

Слайд 18 Межгалактическая станция: «Витаминная»

Слайд 19

Витамины АВС – так мы называемся.
Быть полезными вам всем очень постараемся.
И расспросим вас о том,
Где и как мы все живём?

Слайд 20

Витамин А

Я витамин чудесный А.
Вам рост и зрение даю.
Кто, ребята, мне расскажет,
В чём расту я и живу?

Слайд 21 дети называют – яйца, рыба, свежие овощи, шиповник, помидоры, зелёный лук, абрикосы, морковь.

Слайд 22

Слайд В.

Я волшебный витамин,
За вашу кровь я отвечаю.
Здоровым и румяным быть
Я каждому желаю!

Слайд 23. Белый хлеб, печень, рыба, птица, картофель, сыр, молоко, молочные продукты.

Слайд 24

С – важнейший витамин,
Очень всем необходим.
Я с инфекцией борюсь,
Ваши раны заживляю.
Подскажите всем, друзья,
В чём меня употребляют.

Слайд 25 фрукты, лимон, апельсины, мандарины, крыжовник, картофель, свежие овощи.

Мы познакомились с витаминами « А, В, С» - это самые распространённые.

Есть ещё и другие, например – Д, Е и др.

Кому интересно узнать о других витаминах, попросите своих старших братьев, сестрёнок, они найдут сведения в интернете, в библиотеке.

Слайд 26

А теперь загадки с грядки: Слайд 27- 28

Слайд 29

Витамины - Это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
У тебя болезней нет!
Дам тебе такой совет:
ВИТАМИНЫ потребляй
И здоровье прибавляй!
И запомни – никогда НЕ ПЕРЕЕДАЙ!!!

Слайд 30 Межгалактическая станция: «Чистюлькино»

На планете есть у нас закон:
Вход неряхам запрещён.
Хлопну я в ладоши: 1, 2, 3!
Вот мои помощники,
Смотри!

Слайд 31 Дети отгадывают кроссворд

  1. Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
    И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Расческа.)

  2. Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
    Неумытый поросенок!
    Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.
    У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса,
    У тебя такие руки, что сбежали даже брюки.
    Даже брюки, даже брюки убежали от тебя.
    Я – Великий … (Умывальник)
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников начальник
    И мочалок Командир!

  3. Блеск зубам чтобы придать,
    Нужно что-то в руки взять,
    Выдавит полтюбика
    И почистить зубики. (зубную пасту).

  4. Да здравствует мыло душистое
    И ……..полотенце пушистое.

  5. Ускользает, как живое,
    Но не выпущу его я,
    Дело ясное вполне:
    Пусть отмоет руки мне. (мыло)

  6. Волосистою головкой в рот она влезает ловко
    И считает зубы нам по утрам и вечерам. (Зубная щетка.)

  7. Горяча и холодна
    Я всегда тебе нужна.
    Позовёшь меня – бегу,
    От болезней берегу. (Вода)

Что за основное слово у нас получилось? Чистота.

Слайд 32

Чистота – лучшая красота.
Чисто жить – здоровым быть.
Чистая вода - для хворобы беда.

Слайд 33 Межгалактическая станция: «Закалкино»

По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся,
Будешь ты тогда здоров,
Здесь не нужно
Лишних слов.

Слайд 34 Станция «Играй кА!»

Игра - Энергизатор: «Жильцы и домики».

«Узнай по голосу»

Ребята становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!

Руководитель молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется.

Слайд 35

Итак, мы с вами благополучно добрались до страны Здоровья!

  • И чтобы убедиться, что путешествуя, вы многое узнали, знаете, что полезно для здоровья, а что здоровью вредит, вам предлагается исправить ошибку художника.
  • Посмотри на рисунок. Найдите ошибки, сделанные художником.
  • Зачеркни то, что вредит здоровью.(см. приложение 1)
  • Кто исправит ошибки художника , перевернёт листочек и встретится с нашими друзьями.
    Посмотри на «пушистиков». У них разное настроение.

Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя. (см. приложение 2)

Звучит музыка, дети выполняют задания.

Предлагаю всем сесть на стульчики.

Помните, мы говорили, что это волшебная страна.

Скажите, ребята, вы выполнили все задания волшебной страны?

Вам трудно было это делать?

Но если вы смогли всё сделать сами, значит вы, ребята, вы сами – волшебники.

Поэтому Айболит объявляет вас почётными волшебниками Страны здоровья и вручает вам памятки. (см. приложение 3)

! Слайд 36

Дорогой друг!
Доктор Айболит поздравляет тебя
С успешным путешествием по стране «Здоровья».
«Здоровье – это богатство, которое , за деньги не купишь»;
«Здоровье – это красота, сила, ум».

Хочешь быть здоровым?

  1. Соблюдай режим дня.
  2. Закаливай себя.
  3. Занимайся физкультурой.
  4. Правильно питайся.
  5. Соблюдай правила гигиены.
  6. Скажи «Нет!» вредным привычкам (употребление алкоголя, табакокурение).
  7. Доброе отношение к людям, к природе, животным.

Вы вместе с родителями напишите свой режим дня (см. приложение 4), а главное будете стараться его выполнять:

«Будем делать всё то, что полезно,
Не будет беды, не будет болезней!»

Слайд 37 - Д/Айболит вручает памятки Почётному волшебнику Страны Здоровья… и угощает соком, прощается. До новых встреч.