Междисциплинарное обучение в образовательном процессе: формирование универсальных учебных действий

Разделы: Общепедагогические технологии


Слайд 1. Презентация

В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Реализация цели деятельностного подхода предполагает организацию специальной деятельности обучающихся. Проблема целенаправленного, интенсивного развития и управления творческим развитием учеников стала в последнее время одной из центральных задач обучения.

Слайд 2.

Решению современных задач образования может помочь развивающий курс междисциплинарного обучения (МДО) в рамках программы “Одаренный ребенок”, автор которого доктор психологических наук, член РАО Шумакова Н.Б. Курс имеет следующую цель: создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

В лицее №135 г. Екатеринбурга данный курс ведется с 2004 года, сначала часы на его изучение были включены в лицейский компонент учебного плана начальной школы, а затем – в учебный план основной школы.

Слайд 3.

В основе построения содержания и методики курса МДО лежат принципы, научно обоснованные и признанные в мировой практике, в основе которых идеи В.П.Вахтерова о признании принципа единства и неразделенности наук, Л.С.Выготского о значении сотрудничества и кооперации в развитии психического развития ребенка, А.М.Матюшкина об обучении как творческом процессе.

Вряд ли кто осмелится сейчас оспаривать факт, что развитие у ребенка целостной картины мира и понимания места в нем человека является одной из важнейших целей обучения в школе. Кроме того, решение столь актуальной в наше время задачи обучения, как развитие творческой личности, также требует особого построения содержания обучения.

Слайд 4.

Основными задачами обучения являются:

  • развитие широких познавательных интересов;
  • развитие системного, творческого, критического, логического мышления, способности к решению проблем;
  • развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
  • обучение умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
  • развитие способности к самопознанию, формирование положительной “я-концепции” и понимания ценности и уникальности другого человека.

Слайд 5.

Основным методом, применяемым в технологии междисциплинарного обучения, является метод исследования или открытия.

Содержание обучения выстраивается вокруг глобальных философских тем, раскрываемых с помощью междисциплинарных обобщений:

1 и 2 класс: Изменение;

3 класс: Влияние;

4 класс: Порядок;

5 класс: Преемственность;

6 класс: Система;

7 класс: Сила;

8 класс: Адаптация;

9 класс: Взаимосвязь;

10 и 11 классы: нефиксированная глобальная тема, например, Цикличность, Мера, Случайность и закономерность.

В основе выбора глобальной темы для изучения лежит принцип учета возрастных интересов учащихся, а также особенностей общеобразовательной программы.

Стержневая тема учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, то есть таких идей, которые справедливы к целому ряду областей знаний.

Слайд 6.

На уроках МДО изучение какой-либо проблемы предполагает многомерность, которая складывается из существования разных точек зрения или позиций рассмотрения одного и того же вопроса или проблемы.

Любое обобщение изучается с разных точек зрения:

  • Естествоиспытателя;
  • Лингвиста;
  • Историка;
  • Искусствоведа;
  • Философа и т.д.

Слайд 7.

В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети проигрывают разные социальные роли, приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих работ в самых разнообразных формах: в виде рисунков, таблиц, схем, коллажей, моделей, инсценировок, диалогов, пантомимы и др.

Исследовательские умения неразрывно связаны с формированием коммуникативных компетенций.

С первых дней обучения начинается постепенное знакомство с новой терминологией и усвоение ее учащимися: “словарь исследователя”, “факт”, “гипотеза”, “доказательство”, “индукция”, “дедукция” и другие.

Наиболее распространённой и продуктивной формой организации исследования учащихся на занятии является исследование в малых группах.

Слайд 8.

Какие условия для личностного развития ребенка создаются при обучении в малых группах?

  • Создание условий для порождения вопросов и ответов;
  • Рефлексия мыслительного процесса, достижение понимания решения;
  • Обеспечение эмоционального благополучия;
  • Удовлетворение образовательной потребности;
  • Удовлетворение потребности в межличностном общении;
  • Развитие саморегуляции;
  • Обеспечение принципа мультимодальности в обучении (включение всех каналов восприятия и переработки информации);
  • Обеспечение высокого уровня насыщенности содержания обучения (то есть информация поступает в больших объемах, а обучающийся берет столько, сколько сможет);
  • Дифференциация и индивидуализация содержания обучения;
  • Дифференциация и индивидуализация “помощи” учителя.

Исследования на занятиях МДО осуществляются индуктивным или дедуктивным способом.

В процессе исследования, учащиеся заполняют специальные “рабочие листы”, которые помогают собирать необходимую информацию и структурировать её.

Какие возможности для формирования универсальных учебных действий в свете новых требований ФГОС дает технология МДО?

Слайд 9.

Определение универсальных учебных действий прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Суть понятия сводится к следующему: это совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность, умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Рассмотрим возможность формирования УУД на каждом этапе урока-исследования.

Слайд 10.

Этап мотивации.

Цель этапа

  • При индуктивном исследовании – создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы или вопроса
  • При дедуктивном исследовании - создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза – обобщение.

Слайд 11.

Способы создания проблемной ситуации

  • Прием ключевых слов
  • Прием загадки – интерпретации
  • Выполнимое / невыполнимое действие
  • Прием погружения в проблему

Слайд 12.

УУД на этапе мотивации

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще неизвестно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД: формулирование проблемы; выдвижение гипотез.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Слайд 13.

Этап исследования

Цель этапа:

  • Поиск решения проблемы
  • Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы – обобщения

Формируются:

Слайд 14.

Познавательные УУД -

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • преобразование информации в разные формы;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез-составление целого из частей;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение вести наблюдения, проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации.

Слайд 15.

Коммуникативные УУД

  • умение вступать в сотрудничество, соотносить собственную позицию с позицией партнеров;
  • высказывать свою точку зрения и обосновывать ее;
  • умение слушать мнения других;
  • оформлять свои мысли в устной форме в виде одного предложения или небольшого текста;
  • умение выполнять различные роли в группе;
  • совместно договариваться о правилах работы и общения в группе;
  • вырабатывать и принимать коллективные решения.

Регулятивные УУД

  • умение работать по предложенному учителем плану;
  • прилагать усилия для преодоления трудностей;
  • сверять свою работу с целью и планом;
  • поправлять себя при необходимости, если результат не достигнут.

Слайд 16.

Этап представления результатов

Цель этапа:

  • сообщить о результатах работы группы

Коммуникативные УУД

  • умение доносить информацию до других,
  • владеть приемами монологической и диалогической речи,
  • умение слушать других.

Познавательные УУД

  • представление информации в разных формах (рисунок, схема, таблица опорный конспект),
  • передача информации в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Слайд 17.

Этап организации информации

Цель этапа:

  • При индуктивном исследовании - сортировка или классификация полученных фактов с целью обеспечения условий для открытия нового знания
  • При дедуктивном исследовании сортировка или классификация полученных фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе – обобщению

Формируются

Познавательные УУД

  • Сравнивать
  • Группировать
  • Классифицировать факты
  • Обобщать

Слайд 18.

Этап связывания информации

Цель этапа:

  • Открытие и формулирование нового знания при индуктивном исследовании
  • Формулирование заключения о доказанности гипотезы при дедуктивном исследовании

Создаются условия для формирования

Коммуникативные УУД

  • участие в коллективном обсуждении,
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Слайд 19.

Этап подведения итогов. Рефлексия.

  • Значение этапа – оценка того, в какой мере достигнуто решение проблемы.

Приобретаются следующие УУД

Регулятивные УУД

  • умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и в целом класса на уроке;
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех по достижению общей цели;
  • осознавать причины своего и общего успеха или неуспеха.

Слайд 20.

Использование технологии междисциплинарного обучения формирует метапредметные универсальные учебные действия, что позволяет выходить на новый результат обучения и новые оценки деятельности обучающихся. Следует подчеркнуть, что программа доступна детям с разным уровнем развития познавательных интересов и обеспечивает значительный эффект развития творческого мышления, коммуникативных и интеллектуальных способностей каждого ребёнка. На междисциплинарное обучение учителя лицея возлагают большие надежды в отношении усовершенствования образовательного процесса, так как использование технологии возможно на уроках разных циклов, и такой опыт применения технологии МДО имеется. В процессе деятельности лицея как стажировочной площадки по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО при Институте развития образования Свердловской области учителя делились опытом с коллегами других регионов. Технология междисциплинарного обучения позволяет повысить результаты обучающихся на трёх уровнях, указанных в стандартах второго поколения: личностном, метапредметном, предметном.

Для слайдов №2-8 использовались материалы из книги “Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.