Салтыков-Щедрин «История одного города»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: дать общее представление о произведении “История одного города”, выявить особенности сатиры Салтыкова-Щедрина. (Слайд № 2)

В одном из писем Салтыков-Щедрин заметил: “...все великие писатели и мыслители потому и были велики, что об основах говорили” (Слайд № 3)

Семья, собственность, церковь, государство - с этими общественными институтами Салтыков впервые соприкоснулся еще в детстве и отрочестве, поняв, что они не являются образцами добродетели.

Принцип самодержавной государственности был исследован Щедриным в “Истории одного города”, а принцип дворянско-помещичьей семейственности и собственности в “Господах Головлевых”.

“История одного города” впервые вышла отдельным изданием в 1870 году. До этого главы печатались в “Отечественных записках” (1869 г.- “Опись градоначальников”, “Органчик”)

С восторгом встретил произведение Тургенев. “История одного города”- в сущности сатирическая история русского общества”.

Журнал “Вестник Европы” в статье “Историческая сатира” укажет на то, что это “ глумление над народом” (Суворин) (Слайд № 4)

  • Как объяснить подобную разноголосицу мнений?

(1. Идейные разногласия. 2. Сложность художественной структуры )

  • Необычен прежде всего жанр произведения. Каков, как вы поняли, как сам автор определяет жанр?

(Выступления учащегося по данному вопросу) (Слайд № 5)

Итак, Салтыков-Щедрин обращается к истории, чтобы сгладить неизбежное столкновение с цензурой. Соединяя сюжеты, мотивы легенд, сказок, доступно донести антибюрократические идеи в картинах народного быта и заботах россиян

  • Как построено произведение?

(Обращение к читателю, происхождение глуповцев, опись градоначальников, рассказы о деятельности глуповских градоначальников) (Слайд № 6)

Предваряет “Историю...” маленькое вступление о некого издателя по фамилии Салтыков. Зачем?

  • Объясните причины обращения к “Истории..”

(См.текст “От издателя” с.3)

  • Укажите на основной сатирический прием, который будет использован.

(Гротеск).

Вспомните, что такое гротеск. (Многообразие однообразия, соединение времен: Пимен, комический эффект, разрушение иллюзий исторического правдоподобия неизменности основ жизни, соединение правдоподобия и фантастики, но это не уход от действительности, а особая форма сатирического отображения этой действительности). (Слайд № 7)

М.Цветаева писала: “Фантастика не есть беззаконие, беззаконная фантастика”

Итак, чтобы вскрыть противоречия жизни, сделать их более реальными остановимся, приглядимся к героям произведения, к особенностям сатиры Щедрина.

  • Где построен город? Изменяется ли его местоположение?

(Да, он то построен на болотине, то имеет три реки и построен на семи холмах, то перед нами уездный городок, то губерния, а то и Россия. Да и население то горожане, то крестьяне)

  • Итак, перед нами город особенный, соединяющий все.
  • Как возник этот странный город?

Города Глупова вы не найдете ни на одной карте. Расскажите о происхождении глуповцев. (Домашнее задание)

  • Как бы вы истолковали иносказательный смысл этой главы? В чем же корень происхождения глуповцев?
  • С какой легендой связана данная легенда?

(О добровольном призвании славянами варяжских князей)

Сторонники самодержавия поддерживали и пропагандировали эту легенду, расписывая благотворное влияние самовластья на русскую историю.

  • Зачем Салтыкову такое напоминание?

(Он переосмысливает историческую легенду, показывая, что самовластье принесло порабощение и поборы).

Итак, Салтыков-Щедрин, с одной стороны, создает образы и сцены явно условные, а с другой, реальность появляется то тут, то там. Используя гротеск, писатель тем самым создает вариант государственного устройства будущего - вот истинный пафос произведения.

  • Какова главная проблема, которую ставит Салтыков?

(Народ и власть)

  • Каков же был результат? Что принесло самовластье гуповцам ?

(Узаконенный грабеж, превращение жителей в беспрекословных солдат. Устранение народа от обсуждения во всех делах). (Слайды № 8-9)

Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Многое кажется неправдоподобным, фантастическим. Остановимся подробнее на “Описи градоначальников”.Целая вереница их проходит перед нами. Вроде бы и люди, а вроде и нет. Посмотрим на их характеристики. Как используются здесь элементы сатиры?

  • Прочитайте описания, что подчеркивает сатирик (Слайд № 10)

(Достоверное и необыкновенное сочетается с фантастическим).

Иван Матвеевич Баклан гордится тем, что он происходит по прямой линии от Ивана Великого, но “баклан” в словаре Даля – “болван”. Сатирик высмеивает притязания сильных мира обосновать свое высокое происхождение. (Слайд № 11)

Никодим Осипович Иванов - мал ростом и не смог вместить в себя то количество законов, которое было создано, он умер от натуги. (Слайд № 12)

Брудастый (Органчик) - особенный градоначальник, ему отведена отдельная глава.

  • Кто он такой? Как относятся к его приезду жители?

(Ликуют).

“Одним словом,- пишет сатирик,- при этом случае, как и при других подобных, вполне выразились: и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие”.

  • Почему так себя ведет население?

(Вера в начальников безгранична “одним словом при этом случае, как и при других подобных, вполне выразились: и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие”).

  • Прочитаем описание приема. Каков смысл подобных сцен? Зачем сатирик соединяет реальность и фантастику?

(Вера в начальников столь огромна, что жители не видят, что управляет ими человек с, на плечах у которого вместо головы пустой сосуд. Щедрин прибегает к буквальному прочтению фразы, создавая гротесковый образ.)

  • Каковы были обязанности Брудастого?

(Репрессии и выколачивание недоимок).

(Слайд № 13)

Итак, благодаря гротеску сатирику удалось показать нам всю сущность градоначальников.

Опрос - викторина: (Слайд № 14)

  1. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования? (Города Глупова) (Слайд № 15)
  2. Как прозывался народ, от которого вели происхождение глуповцы, имеющие привычку “тяпать ...” обо все, что бы ни встречалось на пути”? ( ) (Слайд № 16)
  3. На какие реальные города похож щедринский город, если известно, что, с одной стороны, он основан на болоте, а с другой - построен на семи холмах? ( ) (Слайд № 17)
  4. Кого имеет в виду писатель, повествуя о беспокойстве глуповцев, которые припомнили “лондонских агитаторов” и решили ,что “измена свила себе гнездо в самом Глупове”? ( ) (Слайд № 18)
  5. Кем и как был переименован этот город? (Угрюм-Бурчеев переименовал Глуповск в Непреклонск) (Слайд № 19)
  6. Кого из русских исторических деятелей (царей и их приближенных) напоминают градоначальники Негодяев, Грустилов, Угрюм-Бурчеев, Перехват-Залихватский?
  7. Какие два слова выговаривал Брудастый? ( ) (Слайды № 20-22)
  8. А чья голова представляла собой фаршированную колбасу, съеденную прожорливым представителем дворянства? (Прыщ) (Слайд № 23)
  9. Кто из градоначальников охарактеризован как “чистейший тип идиота” за то, что мечтал все сделать одного размера – улицы, дома, семьи и даже мужей и жен подбирать по росту? (Слайд № 24)
  10. Назвав героя “прохвостом в полном смысле слова”, в каком значении употребил сатирик это слово? (Слайд № 25)
  11. Сбылось ли предсказание Угрюм-Бурчеева, который перед исчезновением сказал: “Придет некто за мной, который будет ещё ужаснее меня”? (Слайд № 26)
  12. Кто из градоначальников вел войны “за просвещение” и был утопистом, а если бы пожил подольше, тот был бы сослан за вольномыслие в Сибирь или выстроил в Глупове фаланстер? Что такое фаланстер? ( ) (Слайд № 27)
  13. Какие два слова выговаривал Брудастый? (Слайд № 28)

Домашнее задание (Слайд № 29)

  • Расскажите о происхождении глуповцев.

Использованная литература и материалы (Слайд № 30)