Урок окружающего мира по теме "Куликовская битва. Иван III". УМК "Школа России", 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

*ознакомить учащихся с политической обстановкой на территории Владимирской Руси и усилении Московского княжества во времена монголо-татарского ига; раскрыть значение тяги русских князей к московскому князю Дмитрию Ивановичу;

*продолжить формулирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия;

*выявить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы;

*на примере деятельности Сергия Радонежского показать роль русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле;

*содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий;

*воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения и восхищения подвигом русских воинов на Куликовом поле.

Оборудование: рисунок, изображающий монголо-татарина; репродукции с картин А.Васнецова “Московский Кремль при Дмитрии Донском”, “Московский Кремль при Иване Калите”, М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем”; атлас “История России. IX–XVI века.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами! Надеюсь, вы сегодня порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли. Я желаю нам хорошей работы на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

- У нас сегодня, ребята, необычный урок. Мы совершим путешествие в прошлое, по России ХII-ХV веков. Нас ждут необычные встречи, открытия. Путеводителем в лабиринтах истории будет наша лента времени.

- Давайте вспомним, в каком крае зарождалась современная Россия? Ваши ответы я буду фиксировать на кроссворде.

- Какой город положил начало России? А теперь ответьте, с какого года по летописи известна Москва? Покажите мне эту дату на своих карточках( откройте свои конверты). Какой это век?

- Кого считают основателем Москвы?

- Кто читал в дополнительных источниках, почему его так называют? Расскажите нам.

- Вспомните, в каком веке Москва становится удельным княжеством? Обратите внимание на свою ленту времени. Найдите ХII век, когда Москва становится удельным княжеством.

- С именем какого князя связано возвышение роли Москвы? Вы о нём что-нибудь знаете из дополнительных источников?

- Какие условия способствовали возвышению Москвы? Перечислите.

- Кратко охарактеризуйте , как выгодное географическое положение способствовало возвышению роли Москвы.

- Расскажите, как выгодное расположение Москвы способствовало развитию торговли и как это сказалось на укреплении роли московского княжества.

- Как политика московских князей тоже способствовала укреплению роли московского княжества и Москва стала практически центром княжества?

- При каком мудром политике Москва стала важным политическим центром?

- Расскажите, что вы узнали об Иване Калите из дополнительных источников.

- Давайте подытожим. Как вы думаете к ХIV веку роль Москвы изменилась?

- А что в жизни государства, в жизни людей осталось прежним?

- Роль Москвы возвышалась, но по- прежнему она и московское княжество находилось под игом татаро-монголов.

- К этому времени как долго Русь была под игом?

- В каком году хан Батый напал на Русь? Это какой век? (1237 г.)

- Мы с вами путешествуем уже по ХIV веку. А изменилось ли сознание людей по отношению к татаро-монголам?

- Конечно, сознание людей изменилось. Люди устали терпеть набеги татаро-монголов, люди устали платить дань.

III. Сообщение темы, постановка целей.

- Как вы думаете, с конца ХIV века до конца ХV века изменилось что-нибудь на Руси. Предположите, дальше что-нибудь изменится на Руси? А вы можете предположить, что изменится?

- Вам интересно узнать, действительно ли это произойдёт или нет?

- Давайте отправимся в путешествие и узнаем, какие изменения произошли на Руси в ХIV-ХV веках.

IV. Объяснение нового материала.

- А чтобы путешествие было понятным, обратите внимание на толковый словарь и ознакомтесь со значением трудных слов.

- Итак, во 2-ой половине ХIV века продолжается расширение московского княжества. Золотая Орда напротив ослабевает, истощённая междоусобицами ордынских ханов. С 1360 по 1380 год в Орде сменилось 14 правителей. А на русских землях росло сопротивление русского народа татаро-монгольскому игу.

- 1359 год. Как вы думаете, какой это век? (Карточка с датой закрепляется над демонстрационной лентой времени.)

- В Москве правит внук Ивана Калиты. Угадайте его имя. Это ключевое слово в нашем кроссворде.

- Князь Дмитрий. Это был талантливый полководец. ?Поклониться богу и получить напутственные слова благословения от святого старца. Святой старец благословил князя Дмитрия на борьбу и дал в помощь двух богатырей-монахов Пересвета и Ослябю. Разведчики, высланные князем Дмитрием, узнали, что Мамай стоит у Воронежа и ждёт подхода сил Ягайло, литовского князя. Поэтому князь Дмитрий решил предотвратить соединение вражеских сил. Наступила ночь с 7 на 8 сентября 1380 года.

- Закройте глаза. Представьте себя среди русских воинов, переправляющихся через реку Дон и останавливающихся на равнине, которая называется Куликово поле.

- Откройте глаза. Художник Бубнов отразил этот момент в своей картине, которая называется “Утро на Куликовом поле”. Выбор места важный момент подготовки к бою.

- Давайте послушаем, чем был определён выбор этого места.

Рассказ ученика.

- Чем же был определён выбор места сражения?

- Итак, мы свами перенеслись в эпоху средневековья на Куликово поле. Князь Дмитрий размышляет о расстановке сил.

Ученик, одетый в костюм князя Дмитрия, рассказывает о расстановке сил по карте сражения:

“В середине я поставлю большой полк. Впереди передовой полк. На правом фланге полк правой руки. На левом фланге –полк левой руки. В лесу укроется засадный полк”.

- Взошло солнце. Вдали показался золотой шатёр Мамая. Перед ним несчислимые полчища ордынцев.

Звучит музыка.

- От Сергия Радонежского прибыл гонец с грамотой к князю Дмитрию.

Ученик, одетый в костюм гонца, зачитывает грамоту.

“Без всякого сомнения, господине, со дерзновением пойду противу свирепств твоих. Никакого же ужасатиса. Да поможет им бог!”.

- Как вы понимаете слова старца?

- И тогда князь Дмитрий обратился к своим воинам со словами:

Ученик, одетый в костюм Дмитрия Донского, произносит слова:

“Пусть никто не думает об отступлении. Вы пришли, чтобы Русь от разорения избавить или голову свою положить”.

- Князь Дмитрий снял с себя княжеское одеяние, одел доспехи простого воина Сеньки Лыкова и встал в первые ряды своей дружины.

Ученик, одетый в доспехи князя Дмитрия:

Хочу с вами общую чашу испить”.

- По обычаям тех времён битва начиналась с поединка двух воинов. Из ордынского племени выехал богатырского вида конник Челубей. Из русского войска навстречу ему выступил воин-монах Пересвет.

Выходят два ученика, одетые в костюмы русского и татаро-монгольского воинов.

Ученик, одетый в костюм Пересвета произносит:

Этот человек ищет себе подобного? Я хочу с ним сразиться. Отцы и братья, простите меня грешного. Мой брат, Ослабю, моли бога. Всем ?лет и благословения”.

- Пересвет бросился на огромного печенега. Тот устремился ему навстречу. И ударились крепкими копьями. И земля задрожала под ногами. И оба всадника пали мёртвыми, пронзённые копьями.

- Среди множества картин на историческую тему этот поединок отражён художником М. Авиловым . Обратите внимание на эту картину.

Выходит ученик, одетый в костюм князя Дмитрия, рассказывает о сражении по карте:

“Удары обрушились на передний полк. Мы приняли бой не дрогнув. Вскоре передний полк был уничтожен. Масса конных и пеших солдат врезалась в водимый Большой полк устоял, но в живых остались не многие. Татарская конница ударила по левому флангу русских войск. Полк левой руки стал отходить. Татары прорвались в тыл большого полка. Татары готовились уже праздновать победу. В это время конный засадный полк под командованием серпуховского князя Владимира и волынского воеводы Дмитрия Боброка вихрем налетел на врага. Ужас охватил татар. Им показалось, что на них напали огромные свежие силы. Конница Мамая обратилась в бегство и смела всю пехоту. Мамай наблюдал за ходом боя с высокого холма. Увидев поражение своих войск, он бросил богатый шатер и ускакал”.

- Что собой представляло Куликово поле после битвы точно описано в нашем учебнике. Откройте стр.149, найдите 3-ий абзац. Я прочитаю, а вы проследите..

- Тема Куликовской битвы отражена не только в картинах. Вот как поэт описал её в своих стихах.

Ученик читает стихотворение.

Стоял такой великий стон,
Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья
А князя Дмитрия Донским с тех пор прозвал народ
И слава добрая за ним наших дней живёт.

- Что узнаём мы из стихов о князе Дмитрие?

- А как прозвали князя Дмитрия после этой битвы?

- Как вы думаете имела ли историческое значение для русского государства Куликовская битва? Если да, то какое?

- Да, Куликовская битва имела огромное историческое значение. И вы верно отметили то, что она показала народу, что врага можно одолеть. А как об этом сказано в нашем учебнике, прочитаем стр.72.

- Да русские земли окончательно не освободились от ордынского нашествия. Хан Мамай вскоре был убит своими соперниками . Новый хан Золотой Орды в 1382 году вновь подошёл к Москве. Дмитрий Донской в это время находился в Костроме, собирал войско. Поэтому золотоордынский хан вошёл в город, разграбил его и сжёг. В 1478 году. Какой это век? В 1478 году князь Иван III в присутствии московских бояр и золотоордынских послов отказался оплатить дань Золотой Орде и подчиняться хану. Он в присутствии этих людей разорвал и растоптал договор. Ханских послов выгнали из Москвы. Золотоордынский хан Ахмат решил воевать с непокорной Москвой.

- Как произошло окончательное освобождение русского народа от ига татаро-монголов прочитайте самостоятельно в учебнике на стр.75 2-ой абзац.

- Где произошло окончательное сражение русских войск с татаро-монголами?

- Расскажите, как это произошло.

- Да, вспомните бой, который произошёл на реке Угре. Он действительно длился 4дня. Потеряв много людей, Ахмад отказался от переправы. И несколько месяцев войска стояли друг против друга по обеим берегам реки. В ноябре начались сильные морозы. Ордынцы, одетые по-летнему, стали страдать от холода. Ахмад решил уйти со своим войском на Волгу. Вскоре Ахмад был тоже убит своими соперниками.

- Как прозвали русские люди эту схватку?

- А почему они её так прозвали?

- Какое значение имела эта битва?

- Ивана III стали величать государём всея Руси, а Русь стали называть с этих времён Россией.

V. Закрепление

- Итак, в какой период исторического развития мы совершали сегодня путешествие?

- Что важного произошло за это время? Расскажите.

- Когда произошло окончательное освобождение Руси от ига татаро-монголов?

VI. Подведение итогов урока

- Интересно вам было сегодня на уроке?

- Вспомните, какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока.

- Справились ли мы с этой задачей?

- Что нового вы узнали?

VII. Домашнее задание

- А вот теперь на основании текста учебника, на основании художественных произведений составьте дома два кратких рассказа о Куликовской битве и о стоянии на реке Угре.

IX. Рефлексия

- У нас сегодня с вами прошёл интересный урок.

- Оцените свою работу на уроке (используются знаки проверки и оценки своих достижений).

- Мне понравилось с вами работать на уроке. Особенно заслуживают похвалы наши артисты. Помогли они нам сегодня?

11.03.2015