Экологический проект с детьми среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: исследовательски-творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней дошкольной группы, воспитатель.

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; как вырастают деревья (в данном случае дуб), в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев. Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы. Расширять экологический словарь. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру. Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования.

Задачи проекта

Для детей.

  • Сформировать у детей предпосылки исследовательской деятельности через поиск ответа на вопрос: “При каких условиях и как прорастает желудь?”.
  • Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы.
  • Расширять экологический словарь.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру.
  • Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования.
  • Способствование развитию трудового навыка по уходу за растениями.
  • Воспитывать интерес к экологической деятельности, любознательность. 

Для воспитателя.

  • Стимулировать возникший интерес к данному проекту.
  • Поддерживать желание детей на протяжении всего проекта быть активным участником и помощником.
  • Создать условия для проявления детской инициативы – например, сделать своими руками из заготовленных засушенных листиков коллективное панно для украшения группы.
  • Переживать вместе с детьми успешное завершение проекта.

Цели  исследования

  • Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
  • Сформировать представления о деревьях, как живых  существ (растут, развиваются,  размножаются), о способах их выращивания, посадки.
  • Сформировать представления о строении,  функциях и назначении частей деревьев  (корень, ствол, ветки…).
  • Сформировать представления о развитии деревьев, изменении жизнедеятельности в разные сезоны.
  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
  • Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
  • Способствовать осознанию детьми личной значимости посредством экологического воспитания.

Организационно-практические задачи

  • Подборка методической литературы.
  • Составление перспективного плана.

Формы и методы реализации проекта

  • Чтение художественной литературы.
  • Рассматривание тематических иллюстраций, фотографий.
  • Экспериментальная деятельность “Посадка жёлудей”, создание условий для прорастания ростков.
  • Трудовое поручение.
  • Наблюдение.
  • Рисование и выставка работ.
  • Коллективная аппликация.
  • Проведение тематических дидактических игр.
  • Исследовательская деятельность.
  • Беседы.
  • Проведение физкультминуток по теме.
  • Презентация проекта “О чем мечтает желудь?”.

Продукты проекта

- Выставка рисунков “Дубочки”.

- Коллективная аппликация из природного материала “Могучий дуб”.

- Презентация проекта.

- Выращенные дубки для посадки весной на территории детского сада.

10.jpg (9387 bytes)

Ожидаемые результаты по проекту

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности.

Научатся искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом). Узнают, как вырастают деревья.

Перспективный план проекта

Разделы программы Виды деятельности
Игровая деятельность Д/и: - “Найди свое дерево”. Цель: учить находить дерево по описанию

- “Определи дерево по листочку”. Цель: дети по листочку должны назвать дерево

1.jpg (22022 bytes)

- “Строение дерева” Цель: учить называть части деревьев  (корень, ствол, ветки…)

- “Подбери листья, семена или плоды к дереву”;

- “Что лишнее”. Цель: дети должны определить лишний предмет (береза, роза, рябина…)

- “Жизненный цикл дерева” (от семечка до дерева).

Художественная литература Пословицы, поговорки, загадки, потешки.

Чтение и заучивание стихотворений: И.Кашпурова “Дуб”, И.Токмакова “Дуб”.

Чтение сказки Марины Аромштам “Желуденок”

Физическое воспитание Физкультминутки: 

“Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать…”,

“Станем мы деревьями, сильными, большими…”

Ребёнок и окружающий мир Беседы:

“Почему жёлудей у дуба много, а новых деревьев вырастает мало?”,

“О чем мечтает желудь?”,

“Что будет, если исчезнут все деревья?”

Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков.

Исследовательская деятельность “Где спрятались семена дуба?”.

2.jpg (16226 bytes)

3.jpg (14602 bytes)

Сенсорное воспитание Раскрашивание по трафарету листьев.
ФЭМП Занятие с листочками: “Слева, справа, посередине”, “Большой, маленький”,

“Найди пару”, “Сравнение по количеству”.

Развитие речи Рассматривание и обсуждение тематических иллюстраций, фотографий.

Составление описательных рассказов с помощью схем: строение дерева, как вырастает дерево.

Д/и “Скажи со словом много”,

“Подбери слово”, “Назови ласково”.

Изобразительная деятельность Рисование нетрадиционным способом “Дубочки”

4.jpg (12664 bytes)

5.jpg (12054 bytes)

6.jpg (10763 bytes)

7.jpg (10091 bytes)

Коллективная аппликация из природного материала “Могучий дуб”.

8.jpg (15977 bytes)

Трудовое воспитание Поручение “Полив дубочков”.

9.jpg (15883 bytes)

Первый этап – подготовительный

  • Подготовка справочной литературы по теме.
  • Подбор литературного материала.
  • Беседы с детьми по выявлению наличия знаний и представлений у детей о деревьях – как о живых существах.
  • Ввести детей в проблемную ситуацию: “Сможем мы с вами провести исследование: прорастить желуди?”
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
    Формирование у детей мотивационной основы предстоящей работы.
  • Формирование экологической грамотности ребенка.
  • Сбор плодов дуба – желудей.

Второй этап – практический, исследовательский

Работа над проектом:

  • Дети с воспитателем выбирают крепкие желуди и сажают их в контейнеры для рассады.
  • Дети под руководством воспитателя поливают землю в контейнерах.
  • Готовят выставку рисунков и коллективную аппликацию.
  • Наблюдают появление ростка.
  • При появлении листочков, дети убеждаются, что из желудя вырос дубок.
  • Воспитатель фотографирует этапы работы.

Третий этап – заключительный

  • Итоговое занятие: “О чем мечтает желудь?”.
  • Подготовка проекта в виде презентации.
  • На защиту проекта приглашаются педагоги детского сада.
  • Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: “О чем мечтает желудь?”. Дети закрепили знания о деревьях, названиях, какие семена у них созревают, об их красоте и пользе. Поняли, как трудно вырасти дереву в природе (во время проекта погибли несколько ростков). Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать её.

В ходе проекта осуществлялось экологическое воспитание детей, которое в свою очередь способствовало формированию самосознания дошкольников: выращивая дубки, ребенок участвовал в преумножении природного богатства. Участие детей в проекте способствовало пониманию значимости бережного и заботливого отношения к живому, развитию желания и умения заботится о растениях.

По завершению проекта была отмечена:

  • заинтересованность к исследовательской деятельности;
  • обогащение словаря;
  • повышение познавательного интереса;
  • повысился уровень знаний детей о деревьях;
  • дети стали внимательнее и бережнее относиться к природе.

В процессе наблюдения за ростом дубочков у детей появилось желание посадить ещё растения. После обсуждения, мы с ребятами решили, что вырастим к весне цветы для посадки на территории детского сада.

Цели и задачи, поставленные мною на проекте, были достигнуты.