Урок по теме «Путешествие по сказкам. Решение задач на части»

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности.

Задачи урока:

  • образовательная:
    • формирование умения решать задачи на части с неправильными дробями; закрепление способов действий при решении задач и примеров с дробями; совершенствовать общеречевые коммуникативные умения, умения
    • воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
  • развивающая: создать условия для развития мышления учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развитие потребности и навыка совместного поиска ответа на поставленную задачу; развивать навыки диалогической речи.
  • воспитательная: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других.

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.

Целевое назначение: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.

Учебные материалы:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация,
  • магнитофон,
  • музыкальный альбом “ В гостях у сказки”,
  • картинки сказочных героев;
  • таблицы-опоры,
  • карточки с заданиями

Формирование УУД.

Познавательные УУД

Развиваем умения:

1) ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

2) отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

4) перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

5) делать выводы на основе обобщения умозаключений;

6) преобразовывать информацию из одной формы в другую;

7) переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД

Развиваем умения:

1) самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;

2) совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3) составлять план решения отдельной учебной задачи;

4) работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

5) в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1) доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2) доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3) слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4) читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;

5) договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

1) придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2) в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

(Весь урок проходит с использованием мультимедийного проектора)

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: концентрация внимания детей на предстоящую деятельность. ( Звучит музыка) Слайд 1,2.

- Прочитайте слова Д. Пойа. (Автор книги “Как решать задачи”)

- Как вы их понимаете?

(Рассуждения детей)

Слайд 3.

Приглашаем всех в путешествие по сказкам на уроке математики и английского языка.

2. Актуализация знаний.

Цель: выделение средствами дидактического материала необходимых знаний из зоны актуального развития ребенка.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счёту.
Скорей за работу, скорей за работу!

Слайд 4.

1.Расположите дроби в порядке возрастания и вы узнаете, что мы будем делать на уроке:

( работа в группах) (на столе карточки)

- Какое правило применяли?

- Какие слова получились?

6/15, 7/15, 4/15, 2/15, 5/15, 8/15, 9/15. 4/11, 4/8, 4/10, 4/20, 4/13

(2/15, 4/15,5/15, 6/15, 7/15,8/15, 9/15) (4/20, 4/13,4/11, 4/10, 4/8)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

- А каких задач?

(Запись числа, классной работы в тетради)

Отправимся в сказку “ Репка” и узнаем интересные факты из жизни репки. Слайд 5.

- Арифметический диктант. (Ответы записаны на карточках)

(Один ученик находит правильный ответ и прикрепляет его на доску)

Н Дед 90 дней по 2 часа в день поливал и окучивал репку. Сколько времени он потратил на уход за репкой? (2*90=180 ч)

А Шмель летал над репкой со скоростью 5 м/с в течение 20 с. Какое расстояние он пролетел за это время? (5*20=100 м)

Ч Гусеница проползла до репки 90 см за 3 мин. С какой скоростью ползла гусеница? (90:3=30 см/мин)

А Длина участка, где росла репка, 60дм, а ширина 40 дм. найдите площадь участка. ( 60*40=2400 кв.дм)

С Найдите площадь, которую занимала репка, если известно, что она занимала 2/1200 части площади всего участка?

Т Дед посадил репку 1 мая, а убирать пришел 12 июня. Сколько дней росла репка? (31 +12=43)

И Вес этой репки 5 кг 400 г, цена 100 г репки 50 копеек. Сколько стоит вся репка? (5400:100*50= 2700 коп.= 27 руб.)

- Переверните карточки. Прочитайте, что получилось.

Слайд 6. Решение задач на части.

- Прочитайте стихи.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

- В какой сказке мы оказались? (“Сказка о рыбаке и рыбке”).

- Кто ее написал? ( А.С.Пушкин)

Слайд 7. Решите задачи:

(текст задач напечатан у каждого ученика)

а) Старик поймал в первый день 40 кг рыбы, а во второй день 4/5 этого количества. Сколько кг рыбы поймал старик во второй день?

- Что нужно найти в задаче? (Нужно найти часть)

- Как найти часть от числа? ( Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, можно это число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель.)

- Запишите решение самостоятельно. (Проверка в парах)

(40:5*4 = 32 (кг))

б) Старуха напряла 100 м пряжи, что составляет 4/5 ее месячной нормы. Сколько метров пряжи напрядет старуха за месяц?

- Что нужно найти в задаче? ( Число)

- Как найти число по его части? ( Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, можно эту часть разделить на числитель дроби и умножить на знаменатель.)

- Запишите решение самостоятельно. (Проверка в парах)

100:4*5 = 125 (м)

3. Постановка проблемы.

- Переверните дробь в 1 задаче. Чем отличается дробь 4/5 от 5/4?( Правильные и неправильные)

- Решите эту задачу.

(40:4*5 = 50 (кг))

- Как вы думаете, можно ли решить задачи с неправильными дробями по тем же правилам, что и задачи с правильными дробями?

( Дети высказывают свои мнения).

- Какую цель поставим?

Слайд 8.

Цель урока – установить, решаются ли задачи с неправильными частями по тем же правилам, что и задачи с правильными частями.

4. “Открытие” детьми нового знания.

- Итак, по какому правилу мы решили задачу с неправильными дробями при нахождении части от числа? (Число 40 разделили на знаменатель 4 и умножили на числитель 5).

- Проверим по опорной схеме, совпадает ли это правило с правилом нахождения правильной части от числа? (Да).

Слайд 9. Опорная схема.

Часть = Число:Знаменатель? Числитель

- По какому правилу будем находить число по его части при решении задач с неправильными дробями?

Слайд 10. Опорная схема.

Число = Часть:Числитель? Знаменатель

Проверим по опорной схеме, совпадает ли это правило с правилом нахождения числа по его правильной части? (Да)

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на странице19.

- Какой вид задач мы не разобрали? (Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого).

Слайд 11. Решим задачу №4 на стр.20 про Золушку.

- Кто написал сказку “Золушка”? (Ш. Перро)

- Прочитайте задачу.

Мачеха, уходя с дочерьми на бал, велела Золушке перебрать 100 кг крупы. Золушка, чтобы угодить мачехе, перебрала 150 кг. Какую часть своего задания выполнила Золушка? Вырази эту часть в процентах.

- Почему на схеме часть больше целого? ( Потому что задача с неправильной дробью)

- Как записать решение?

150: 100 = 150/100 = 150 %

- Совпадают ли правила решения задач с неправильными дробями и задач с правильными дробями на нахождение части, которую одно число составляет от другого? (Да)

Слайд 12. Опорная схема.

Дробь=1 Число: 2 Число

- Как найти часть от числа?

- Как найти число по его части?

- Как определить какую часть одно число составляет от другого?

Слайд 13.

5. Физкультминутка.

Цель: развитие воображения через двигательную активность.

Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Руки к плечам вращения вперед (4 р) вращения назад (4 р)
Нарисуем два квадрата,
А для них огромный круг.
Рисуют в воздухе “квадрат” обеими” руками, потом “круг”
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок,
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок
Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево

6. Первичное закрепление.

- Кто этот чудачок?

- Отправляемся в гости к Буратино?

- Кто написал про него сказку? (А.Толстой)

- Как она называется? (“Приключение Буратино”)

Слайд 14.

T.-As call the hero in the fairy tale Карло Коллоди?

Yes, of couгse Pinokkio.

Аудирование

Цель: понимать на слух в аудиозаписи основное содержание рассказов.

- Прослушайте диалог и скажите, что вы поняли.

- Listen and translate. (Дети слушают на диске аудиозапись о семье Пиноккио и переводят).

Лексика по теме “Моя школа” (в форме драматизации)

Цель: развитие навыков монологической речи.

(Появляется ребенок, переодетый в костюм Пиноккио)

(Идет диалог между учениками и Пиноккио)

П.-Hello! I am Pinokkio. Who are you?

P.- I am Artem, I am Vika.

П.-I go to English school, and you?

P.-I go to school “Vozmoznost”

П.-Have you got friends?

P.-Yes. I have got a friend. My friend is…

П.-I have got many lessons, and you?

P.-I have Math, English.

П.-O, English ,it’s very interesting. What do you do in English?

P.-I speak…..

П.- What is your favourite day, write please.(Дети пишут свой любимый день недели на листе бумаг на английском языке)

Слайд 15.

П.-What do you do on your favourite day?(Рассказ ученика о своем любимом дне)

Слайды 16-20.

Артем: I like Sunday, because I play football, listen music.

Вика:  I like Saturday, because I read books, play the piano, draw.

Рома:  I like Saturday, because I like read interesting books, play computer gaems.

Даша:  My favourite day is Sunday, because I draw, I like draw animals: wolf, cats.

Нил:  I like Saturday, because I listen music, play football with my brother.

Физминутка

Цель: развитие воображения через двигательную активность.

T.-Very good, it’s very interesting, thank’s. I know, when you have free time, you like sing and dance. (Дети исполняют песню с элементами движений)

Слайд 21.

One, two, three
Clap, clap, clap
Listen to the numbers
Four, five, six
Tap, tap, tap
Listen to the numbers.

One, two, three
Four, five, six.
Clap, clap, clap
Tap, tap, tap.
One, two, three
Four, five, six.
Listen to the numbers.

Слайд 22.

- Прочитайте задачу №2 стр.20 (коллективная работа).

Буратино решил купить для папы Карло новый дом за 300 сольдо. Но пока он копил деньги, цена дома увеличилась на 20%. Сколько теперь должен заплатить Буратино за этот дом?

- Какое незнакомое слово вы встретили в тексте? (Сольдо). Слайд 23. Найдите его значение в словаре иностранных языков. (Сольдо - старинная серебряная монета Португалии.)

- Почему на схеме целое меньше, чем часть? (Так как часть состоит из неправильной дроби, а она всегда больше 1)

- Сколько % составляет новая покупка?(120)

- Как узнали?

- Как по-другому записать 120%? (120/100)

- Какое правило будем применять для решения задачи? (Часть=Число:Знаменатель? Числитель)

Слайд 24.

100% + 20% = 120% - новая покупка

300: 100 * 120 = 360 (сольдо) - новая стоимость.

Ответ: 360 сольдо теперь должен заплатить Буратино за этот дом.

- Кто может решить задачу другим способом?

1) 300:100*20=60 (с.)- на столько увеличилась цена.

2) 300+60=360 (с.)- новая стоимость.

Ответ: 360 сольдо теперь должен заплатить Буратино за этот дом.

Слайд 25. № 3 с.20 выполняют самостоятельно. (Проверка в парах)

7. Повторение.

Работа по группам.

  • 1 группа - №8 стр.21,
  • 2 группа - №9 стр.21,
  • 3 группа - №10 стр.21.

8. Итог урока.

Цель: обобщение знаний по заданной теме, рефлексия деятельности.

Слайд 26.

- Чему мы научились на уроке? (Решать задачи с неправильными частями).

- К какому выводу пришли? (Задачи с неправильными частями решаются по тем же правилам, что и задачи с правильными частями).

- Кто испытывал затруднения в новой теме?

- Как оцениваете свою работу?

Лист самоконтроля.

Умею ли я это делать хорошо?  
1. Решать задачи с правильными дробями. Да, нет.
1. Решать задачи с неправильными дробями. Да, нет.
2. Вступать в диалог. Да, нет.
3. Работать в парах. Да, нет.

Д/з №№ 6, 11 стр.21. Составьте свою задачу про сказочных героев. Имена героев записать на английском языке.

Спасибо всем. Слайд 27.

9. Итоги рефлексии учащихся.

Приложение.

Карточка 1 (на каждого ученика).

а) Старик поймал в первый день 40 кг рыбы, а во второй день 4/5 этого количества. Сколько кг рыбы поймал старик во второй день?

б) Старуха напряла 100 м пряжи, что составляет 4/5 ее месячной нормы. Сколько метров пряжи напрядет старуха за месяц?

Лист самоконтроля (на каждого ученика)

Умею ли я это делать хорошо?  
1. Решать задачи с правильными дробями. Да, нет.
1. Решать задачи с неправильными дробями. Да, нет.
2. Вступать в диалог. Да, нет.
3. Работать в парах. Да, нет.

Используемые ресурсы: сборник задач Д. Пойа “Как решать задачи”, интернет, сказки А.С.Пушкина.