Использование фото- и видеотехники в начальной школе. Из опыта работы

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (41 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Слайд 1

В начальной школе много делается для того, чтобы научить детей понимать и использовать различные выразительные средства — рисунок, мелодию, слово. С их помощью младшие школьники общаются друг с другом, описывают окружающий мир и передают свои мысли и чувства.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает активное использование не только речевых средств, но и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Набор программ мобильных компьютеров Macintosh дает нам уникальную возможность объединить эти выразительные средства и использовать их для обучения в процессе создания видеопродукта.

Большинство третьеклассников нашей школы достаточно уверенно владеют многими из этих программ.

Теперь важно дать детям устойчивые навыки работы с цифровой камерой и учить их использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента.

Освоение видеотехнологий в начальной школе происходит в процессе проектной деятельности учащихся.

С учащимися 3-4 классов можно успешно реализовать темы проектов, отражающие :

  • школьную жизнь;
  • впечатления от экскурсионных поездок;
  • наблюдения за красотой окружающей среды;
  • веселые детские истории, придуманные самими учениками.

Урок, на котором “делаются фильмы”, может стать интегрирующим для таких предметов, как изобразительное искусство, литературное чтение, технология, окружающий мир, русский язык. На каждом этапе создания фильма ребенок должен работать над учебным материалом одного из этих предметов, получая или закрепляя соответствующие знания и умения.

При организации работы над видеопроектами на уроках мне пришлось столкнуться с главной проблемой – временные рамки. Появляется необходимость переснять неудачные кадры, возникают технические сложности при монтировании фильма. Дети могут отсутствовать на уроке по причине болезни, что тоже порой затягивает работу над видеофильмом.

Слайд 2

Итак, создавая видеопроекты, мы работали с использованием портативных компьютеров MacBook фирмы Apple и видеокамер Canon, которые входят в комплект мобильного класса. Ноутбуки обеспечивают подвижность съемочной группы и дают возможность монтировать видеопроект в любом помещении школы, но при наличии их необходимого количества и в каждом кабинете начальных классов.

Программа обработки видеоизображений iMovie, установленная на компьютере, удобна и проста в освоении младшими школьниками. Во 2 классе ребята уже получили опыт работы с этой программой, создавая фильм из фотографий своих рисунков и сопровождая его закадровым текстом.

К сожалению, задействовать весь класс для работы над видеопроектом мне не удалось. Поэтому выбранным детям было предложено работать в группах по 3 человека. Этой небольшой группе необходимо было договориться о согласованности действий: кто-то берет на себя роль оператора, кто-то — корреспондента и сценариста. А вот роль режиссера пришлось взять на себя учителю и родителям. С внедрением ФГОС НОО изменяется и роль родителя в образовательном процессе, он является его соучастником. Кроме того, родители и, конечно, сами дети стараются фотографировать процесс работы на фильмом.

Слайд 3

Работа над каждым видеопроектом проходит следующие этапы:

  1. Определение темы фильма.
  2. Определение круга зрителей, для которых этот фильм будет интересен. Этим определяется жанр, в котором будет сниматься фильм и содержание сценария.
  3. Разработка сценария.
  4. Проведение съемок.
  5. Просмотр и обсуждение отснятого материала.
  6. Монтаж фильма.
  7. Озвучивание и подбор музыкального сопровождения.
  8. Просмотр и дружественное обсуждение индивидуальных проектов.

Некоторые этапы работы над проектом идут не последовательно, а параллельно. Например, процесс выбора темы и жанра фильма тесно взаимосвязан. Разработка сценария ведется одновременно со съемками фильма.

Слайд 4

Тему видеопроекта ученики сначала выбирают, исходя из собственных интересов. Но в то же время желательно, чтобы темы перекликались с учебным материалом и событиями школьной жизни. Интерес моих ребят повысил тот факт, что фильм в дальнейшем может быть продемонстрирован не только ученикам младших классов, но и будущим первоклассникам, а так же их родителям. Поэтому, объектами для видеосъемки были выбраны библиотека и столовая. Названия своим фильмам ребята дали самостоятельно: “Наша школьная библиотека” и “Самое вкусное место в школе”.

Мы взяли за основу один из традиционных жанров тележурналистики — репортаж и репортаж с элементами интервью.

Слайд 5

Часть работы по созданию сценария проводилась индивидуально дома. А заполнение сценарного листа - на уроках технологии. Текстовый документ ребята создавали в программе OpenOffice на основе предложенного шаблона. На данном этапе работы ребята испытывали определенные трудности, связанные с отсутствием навыка клавиатурного письма. Сложности у ребят вызывает написание текста титров, так как надо соблюсти требования понятности и краткости. Учитель впоследствии корректирует речевые и орфографические ошибки.

Слайд 6

Так выглядит сценарный план фильма “Наша школьная библиотека”. Ребятам необходимо было кратко описать каждый клип, придумать к ним титры. А также указать их длительность.

Текст, сопровождающий видео на экране, сочиняется заранее для каждой “картинки”.

Слайд 7

В съемках участвовала вся группа с использованием двух видеокамер и двух фотокамер.

Конечно же, сделанные детьми фильмы далеки от профессиональных, но некоторых правил, достаточных для успешной работы, ребята всё-таки старались придерживаться.

А именно: начинать съёмку надо с выбора “красивой картинки”, т. е. посмотреть:

  • нет ли в кадре "обрезанных" рук, ног, голов;
  • не отвлекает ли что-нибудь на заднем плане от главного сюжета в кадре;

Использовались приемы панорамной съемки (например, плавное движение камеры в одну сторону) или “наезд” от общего плана к крупному (или наоборот). При этом камера должна двигаться медленно и остановиться на “красивой картинке”.

Слайд 8

После окончания съемок камера подключается к компьютеру, к которому, в свою очередь, подключен проектор. В результате все участники съемки видят результат на большом экране и могут вносить свои коррективы: выбирать лучшие клипы и удалять неудавшиеся.

Слайд 9

Полученный видеоматериал импортируется из видеокамеры в программу iMovie.

Время урока, равно как нахождение детей перед экраном компьютера, жестко ограничено. Поэтому монтаж фильма, написание титров, создание переходов клипов и музыкального сопровождения проводились индивидуально и по парам, т.к. в этом случае процесс не останавливается, а ребята имеют возможность сделать перерыв в работе. Сложности у ребят вызывает написание текста титров, так как надо соблюсти требования понятности и краткости.

Слайд 10

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у детей ощущение гордости за полученный результат. Поэтому необходимо предоставить уч-ся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Сначала работы представляются своим одноклассникам. Роль учителя на данном этапе — помочь сделать это обсуждение доброжелательным, объяснить как вежливо и грамотно высказывать свои замечания.

Удивительно, что дети, используя в сущности похожий видеоматериал, создают совершенно не похожие друг на друга, оригинальные работы за счет индивидуального подбора видеоклипов, музыкальных композиций и текста титров.

Слайд 11

Таким образом, в процессе работы над видеопроектом учитель достигает не только таких результатов, как развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и пр. Главное: младшие школьники учатся серьёзно относиться к любому новому делу и отвечать за качество выполненной работы.