Урок по теме "Давление твердых тел". 7-й класс

Разделы: Физика


Цели урока: формирование понятия о давлении твердых тел, повышение мотивации к обучению.

Задачи урока.

Образовательные:

  • развитие практических навыков определения силы, площади и давления;
  • формирование умения работать с единицами измерения давления.

Воспитательные:

  • формирование познавательного интереса к предмету;
  • формирование научного мировоззрения учащихся.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие мышления..

Используемые технологии:

  • технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
  • технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе.
  • игровая технология;
  • технология групповой деятельности;
  • классно-урочная технология обучения.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Формулировка темы урока.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физпауза.
  5. Практическая работа.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Домашнее задание.
  8. Итоги урока.

Технические средства:

  1. АРМ учителя.
  2. Оборудование для фронтальной лабораторной работы: брусок деревянный, динамометр, линейка.
  3. Бланки для выполнения лабораторной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формулировка темы урока.

Учащимся предлагается ответить на вопросы кроссворда и самостоятельно определить ключевое слово – тему урока:

Вопросы.

1. Прибор для измерения силы.

2. Наука о природе.

3. То, из чего состоит любое тело.

4. Причина изменения скорости (или мера взаимодействия тел).

5. Явление, которое препятствует движению.

6. Учёный, который первым установил закон всемирного тяготения.

7. Самопроизвольное перемешивание веществ в результате проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого.

8. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле давит на горизонтальную опору или растягивает вертикальный подвес.

III. Изучение нового материала.

Итак, тема урока – давление твердых тел (тема записывается в тетрадях).

- Для того, чтобы понять, что такое давление, выясним, от чего зависит результат действия любой силы?

(Результат действия силы зависит от её модуля, направления и точки приложения)

- Верно.

- Рассмотрим пример, который доказывает, что результат действия силы действительно зависит от её модуля:

(www.school-collection.edu.ru/ Раздел 4/ Урок 1/ Слайд 3)

- На экране вы видите лавку и стопку кирпичей. Будем последовательно переставлять кирпичи на лавку. Что происходит с поверхностью лавки?

(Она деформируется)

- Почему это происходит?

(Это происходит, потому что на лавку действует сила – вес кирпичей).

- Когда деформация заметна сильнее?

(Когда вес кирпичей больше).

- Верно. Чем больше кирпичей на поверхности лавки, тем больше модуль действующей силы и результат её действия. Рассмотрим другой пример:

- Представим себе, что в ясный зимний день два брата-близнеца отправились на прогулку в лес. Один захватил с собой лыжи, а другой отправился налегке. Как вы думаете, кому из них будет легче перемещаться по снегу в лесу и почему?

(По снегу будет перемещаться легче тому, кто на лыжах, так как площадь поверхности лыж больше, чем площадь подошвы ботинок).

- Правильно. Какой вывод можно сделать из этого примера? От чего ещё зависит результат действия силы?

(Результат действия силы зависит от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует).

- Физическая величина, характеризующая действие силы, приложенной перпендикулярно поверхности, на которую она действует, называется давлением. Таким образом, давление равно отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности:

(Определение, схема и формула записываются в тетрадь)

- Из формулы следует:

А) При одной и той же площади давление больше тогда, когда больше действующая на поверхность сила;

Б) При одной и той же силе давление тем больше, чем меньше площадь, на которую действует сила.

- За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица в честь французского ученого Блеза Паскаля называется паскалем.

- На практике используются также другие единицы измерения давления:

IV. Физпауза.

- А теперь я попрошу вас всех встать.

  1. Увеличьте давление на пол в 2 раза!
  2. А теперь еще больше!

V. Практическая работа.

- Сейчас каждый из вас самостоятельно сможет убедиться в том, что давление зависит от площади поверхности, на которую действует сила. Для этого вам понадобятся брусок, линейка, динамометр и калькулятор.

(Инструктаж по выполнению работы)

Практическая работа “Расчет давление бруска на поверхность стола”

Цель: выяснить, как зависит давление твердого тела от площади поверхности, на которую действует сила.

Оборудование: динамометр, брусок, линейка.

Ход работы

1. Рассчитать давление, оказываемое бруском на поверхность стола.

2. Заполнить таблицу.

3. Сделать вывод о зависимости давления от площади поверхности бруска.

VI. Закрепление изученного материала.

а) Перевод единиц измерения в международную систему:

300 гПа = … Па;

0,25 МПа = … Па;

75 кПа = … Па;

420 мПа = … Па;

0,0045 МПа = … Па.

б) Решить задачи: №20.16, 20.27, 20.33.

№20.16: Болотистый грунт выдерживает давление до 20 кПа. Какую площадь опоры должна иметь гусеничная машина весом 15 кН, чтобы пройти по такому грунту?

№20.27: Какое давление оказывает на лёд конькобежец массой 60 кг, если длина одного конька 40 см, а ширина лезвия 3 мм?

№20.33: Каким будет давление на грунт мраморной колонны объёмом 6 м3, если площадь её основания 1,5 м2? Плотность мрамора 2700 кг/м3.

VII. Домашнее задание: §18, №20.12, 20.14.

VIII. Итоги урока: закрепление материала, подведение итогов, выставление оценок.

- Итак, с какой физической величиной мы познакомились на уроке?

- Что такое давление?

- В каких единицах измеряется давление?

- Как вычислить давление?

Фамилия, имя __________ Класс _________

Практическая работа “Расчет давления бруска на поверхность стола”.

Цель: ____________________________________

__________________________________________

Оборудование: ____________________________

__________________________________________

Ход работы

1. Рассчитать давление, оказываемое бруском на поверхность стола.

2. Заполнить таблицу.

3. Сделать вывод о зависимости давления от площади поверхности бруска.

№ опыта a, м b, м c, м S,м2 F,H р, Па
1            
2            

Вывод: __________________________________ .

Презентация

22.02.2015