Многообразие форм полиграфического дизайна. Дизайн книги

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: формирование художественных представлений о книге с точки зрения искусства дизайна, умений и навыков художественно-конструктивной деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • создавать условия для успешного усвоения учащимися знаний о многообразии форм полиграфического дизайна, о приемах и принципах художественного оформления книги;
  • сформировать представления об основных элементах книги;
  • сформировать навыки работы в области макетирования;
  • обучать приёмам и навыкам графического дизайна, на основе знаний классической и декоративной композиции в процессе изучения и освоения видов полиграфического дизайна;
  • научить создавать оригинал-макеты в полиграфическом дизайне;

развивающие:

  • содействовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса;
  • развивать творческое воображение;
  • приобщать учащихся к графической культуре и освоению графических способов передачи информации;
  • развивать логическое мышление и конструкторские способности;

воспитывающие:

  • формировать навыки сотрудничества;
  • воспитывать любовь и интерес к искусству, её истории и культуре; приобщение к конструктивным и изобразительным видам искусства посредством собственного творчества;
  • формирование интереса к изучению предмет;
  • осознание своей причастности к духовным ценностям народа, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.

Оборудование и материалы для учителя:

  • экран с компьютером, для показа презентации, образцы разнообразных видов полиграфической продукции (книги, журналы, открытки, грамоты и др.)

Оборудование и материалы для ученика:

  • цветная бумага, альбом, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, газеты или журналы

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, диалоговый, репродуктивный, частично-поисковый, с использованием ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Словарь: композиция, дизайн, макет, макетирование

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие и проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Учитель: - Ребята, посмотрите, что я держу в руках?

Ответы учащихся: - Классный журнал, дневник, тетрадь, альбом, книга.

Да, это все образцы полиграфической продукции.

Нас окружает бескрайнее море полиграфических изданий – книги, журналы, газеты, красочные календари, открытки, почтовые марки и даже деньги. Текс и рисунок вы можете увидеть на афише, вывесках и даже на транспорте. У многих из вас текс и рисунок есть на одежде. Всё это вместе – различные формы полиграфического дизайна слайды 2 – 3.

Практическое задание №1

Есть три группы полиграфической продукции: издательская полиграфия, рекламная полиграфия и представительская продукция слайд 4.

Разделите представленные виды полиграфической продукции на три группы: газеты, брошюры, каталоги, буклеты, визитки, листовки, плакаты, календари, марки, журналы, фирменные бланки, папки, книги, блокноты.

3. Постановка цели и задачи урока.

Как вы думаете, из того что вы увидели в моих руках и из первых слайдов презентации, как должна называться тема нашего урока? слайд 5.

Ответы учащихся: - Полиграфическая продукция, книга в нашей жизни, книга как полиграфическая форма дизайна и др.

Вы правы, тема нашего урока: “Многообразие форм полиграфического дизайна. Дизайн книги”.

Учитель: – Ребята, попробуйте сформулировать основную цель нашего урока?

Ответы учащихся: - Разобраться в многообразии форм полиграфического дизайна, узнать о дизайне книги и её основных элементах.

Учитель: - А как, по вашему мнению, мы сможем этого достичь?

Ответы ребят: - Мы должны узнать об истории развития книги, разобраться из каких основных элементов состоит книга, рассмотреть их, попробовать выполнить макет оформления одного из элементов книги и другие…

Учитель: - Вот этим мы и займёмся сегодня на уроке.

Эпиграфом нашего урока я взяла бы слова поэта Н. Заболоцкого:

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой  – который мы от века
Творим по мере наших сил.

4. Беседа и открытие нового знания.

Форм полиграфической продукции много – от самых маленьких, этикеток и марок, до очень больших, плакатов и реклам на улицах слайд 6. Она окружает нас повсюду – дома, в школе, в общественных зданиях, на улицах городов. Но из всего такого большого многообразия полиграфической продукции основной является книга. Поэтому мы, сегодня уделим ей основное наше внимание.

Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли теперь. Сначала появились наскальные изображения. Затем к изображениям стали добавлять текст. Появились так называемые “каменные книги”. Позже появились тексты, которые писались на длинных, порой до нескольких метров, полосах папируса и скручивались в свитки. В Британском музее хранится папирус Гарриса длиной свыше 40 м. В Месопотамии тексты писались на глиняных табличках, которые потом обжигались. В древнем Риме существовал другой вид книги – полиптих. Это были скреплённые между собой ремешком деревянные дощечки-таблицы, покрытые воском, на которых процарапывали буквы. Такую книгу уже можно было листать, правда, страниц в ней было немного. C XI века до н.э. начал применяться новый материал для письма – пергамент – особо выделанная кожа. А с XIII века в Европе основным писчим материалом становится бумага слайд – 7.

Приёмы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов слайд 8. Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. слайд – 9. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.). Появление новых черт в художественно-полиграфическом оформлении книги тесно связано с петровскими реформами начала XVIII века. Оформление книг этого времени соответствует рациональному духу петровских преобразований: уменьшаются форматы, исчезают роскошные переплеты, двухцветная печать, заставки, зато большое внимание уделяется рисунку шрифта, качеству печати, иллюстрации в собственном смысле слова почти не встречаются, их заменяют технические рисунки, чертежи, схемы, таблицы, выполненные в технике гравюры на металле. XIX век современники называли "веком иллюстрированной книги". На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом.

С тех пор книгопечатание прошло путь от примитивного ручного печатного станка до компьютерных технологий. Совершенствовался процесс печати, росло многообразие печатной продукции, а суть композиционного творчества оставалась неизменной слайд - 10.

Практическое задание №2

Составь схему или цепочку: какой путь прошла книга от своих истоков до наших дней? слайд – 11.

В разных видах полиграфических изданий различно соотношение текста и иллюстраций. В книгах обычно преобладает текст. Есть книги вообще без иллюстраций, а есть издания (например, фотоальбомы или книжки для маленьких), состоящие преимущественно из изображений слайд 12. В любом виде графического дизайна важно найти характер и стиль композиционного соединения слова и изображения. Таким образом, книгу можно считать синтетическим искусством, триединством литературы, графики и дизайна слайд 13.

Каждая книга независимо от времени ее создания является произведением искусства, поскольку все составные части и элементы ее внешней формы задумываются, разрабатываются, выполняются при непосредственном участии художника. Рассмотрим книгу с точки зрения искусства дизайна. А кто мне скажет, что такое дизайн?

Ответы учащихся.

Есть много определений понятия – дизайн слайд -14.

Design - это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. В результате получается бесконечное число решений, где одни решения более правильные, чем другие. Правильность решений зависит от вложенного смыслового значения.

Design (англ.) - производное от итальянского "disegno", означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - всю область работы художника. Дизайн - англ. проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности. Дизайн - теория (техническая эстетика) + практика (художественное конструирование).

Дизайн – английское слово, в дословном переводе означает “чертеж, рисунок, проект”. Но сейчас термин “дизайн” чаще  употребляют в значении художественное конструирование. Слово “дизайн” часто обозначает и сами промышленные предметы, прошедшие художественное конструирование, и вид искусства, и деятельность художников.

Художественное конструирование стало активно развиваться с начала 30-х годов 20-го века. Появилась новая профессия – дизайнер, в задачу которой входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых.

Любая вещь, в том числе и книга – показатель интеллектуального, художественного и материально-технического развития общества. В ней заложено единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Под искусством книги, ее художественным оформлением понимается создание индивидуального облика книги, организация издания как целостного организма со всеми присущими ему особенностями с помощью художественных и полиграфических средств (воспроизведение текста и его расположение, выбор определенного формата, вида бумаги, переплета, композиция книги в целом, ее иллюстрирование и декоративное убранство). По образному выражению В.А. Фаворского, выдающегося советского графика, "части книги, ее отдельные страницы составляют как бы оркестр разных инструментов". С этой точки зрения к книге предъявляются требования художественного единства всех элементов содержания и формы, эстетической выразительности. Оформление издания играет немаловажную роль для покупателей, способствуя формированию спроса на книжную продукцию.

По конструкции любая книга – это соединённые друг с другом страницы.

Но дизайнерский облик книг чрезвычайно разнообразен. У одних – твёрдый переплёт, у других – мягкая обложка слайд 15. Одни можно положить в карман, другие велики и имеют дополнительную обложку (её называют суперобложкой), а третьи вообще имеют необычную форму. Очень интересны и разнообразны в плане дизайна детские книги. Они могут быть необычной формы, выполнены из самых разнообразных материалов и разных размеров слайды 16 – 18. Ещё более чем по размеру и внешнему виду, эти книжки разнятся дизайном своих страниц.

Оформление книги и книжных изданий всегда индивидуально. Давайте рассмотрим основные элементы книги слайд – 19.

Книжное издание состоит из следующих основных элементов:

1) элементы внешнего оформления:

- переплёт - твёрдое, прочное покрытие книги, служащее защитным и декоративным целям, содержащее ряд его выходных сведений. Это элемент художественного оформления, обеспечивающий сохранность книги слайд -20;

- обложка - мягкое бумажное покрытие книги, заменяющее твёрдый переплёт. На обложку выносятся основные данные о книге: сведения об авторе, название, год и место издания слайд -21;

- суперобложка - защитная, обычно съёмная обёртка из плотной бумаги, надеваемая на переплёт книги или обложку. Используется как элемент внешнего оформления издания для защиты его переплета от повреждений, загрязнения, а также для размещения рекламы.

2) элементы внутреннего оформления:

- форзац - лист бумаги, скрепляющий переплёт с книжным блоком. Форзац может быть белым, цветным, украшен орнаментом или рисунком, связанным с содержанием книги. Иногда на форзац выносят схемы, карты, фотографии, цитаты и др. Форзац – это графическое предисловие к книге, где художник создаёт нужное настроение, готовит к встрече с героями;

- авантитул - первая страница книжного блока, расположенная перед титульным листом; один из титульных элементов декоративно-композиционного назначения, используемых при оформлении книги. Содержит часть выходных сведений: издательский знак, марку серии, реже эпиграф, посвящение, девиз;

- титульный лист – первая после форзаца и авантитула страница книги, на которой помещают заглавие издания, фамилию автора, наименование издательства, место и год издания и т.д. Может включать изобразительный элемент слайд -22;

- шмуцтитул (добавочный титул) - структурный элемент издания, представляющий собой отдельный лист или первую страницу части, главы, содержит краткое ее название, эпиграф, иллюстрации, книжные украшения;

- фронтиспис - заглавная иллюстрация, помещённая на левой половине первого разворота книги. На нём обычно изображается автор книги, лицо, которому посвящена книга или рисунок, отображающий идею произведении слайд -23;

- иллюстрации – рисунки в книге; вид книжной графики, её основа. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком – это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения;

- шрифт - Шрифтом называется определённое начертание букв алфавита. Шрифт – это один из основных изобразительных элементов текстового печатного издания.

Практическое задание №3

Перечислите основные элементы книги слайд -24.

Работа над дизайном книги включает следующие этапы:

- отбор и подготовка материалов

- разработка дизайн - концепции издания и художественного оформления книги

- верстка отобранных материалов и утверждение конечного оформления обложки книги

- утвержденный макет издания (книги, альбома) передается на печать в типографию слайд -25;

5. Постановка художественной задачи.

Есть некоторые базовые элементы, которые мы используем для создания любой работы. Они составляют графическую структуру дизайна - линия, пятно, цвет, тон.  

Давайте вспомним основные элементы и закономерности в построении композиции слайд -26:

баланс (симметрия, асссиметрия) – достижение гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом,

пропорция - размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами

акцент — когда один элемент композиции доминирует над остальными,

гармония — согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое

динамика, статика — расположение элементов таким образом, чтобы создавалось ощущение движения, а также создания траектории для взгляда,

ритм — повтор элементов для создания эффекта движения.

Дизайн книги или журнала начинается с того, что художник создаёт макет. Свой замысел художник воплощает в эскизных рисунках. Макетирование осуществляется в эскизно-обобщенном виде, где прямоугольниками обозначаются иллюстрации, а линиями – текст. В этих эскизах важно достичь композиционного баланса масс. В процессе макетирования происходит поиск стиля книги. Все печатные издания имеют различную аудиторию и разные функции, поэтому каждое из них требует индивидуального подхода и уникального дизайнерского решения. Сейчас вы должны будете создать свой проект макета обложки детской книги. Посмотрите на разные художественные решения обложки детской книги “Золотой ключик или приключения Буратино”, написанную А.Толстым слайд -27.

6. Практическое выполнение задания.

Выполнение творческого задания начните с выбора литературного произведения. Работайте в паре. Во время практической работы над проектом вы должны следовать единому композиционному замыслу и выбранному графическому стилю слайд -28. В соответствии с выбранной книгой подберите шрифт и элементы книжного оформления. При работе над макетом используйте шрифты, вырезанные из принесённых вами газет или журналов, или придумайте свой шрифт. В макете следует достичь целостности и гармонии иллюстрации и текста, баланса масс, а также цветовых пятен. Используйте при необходимости цветную бумагу для создания фона или необходимых цветовых пятен. Что необходимо вам для успешного выполнения проекта?

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.
  • Уметь работать в паре и обладать навыками общения.
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.
  • Эффективно использовать знания реальной жизни.
  • Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.

Приступаем к творческой работе слайд -29.

7. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Многообразие композиционных, колористических решений отражено в ваших работах.

Каждая из ваших работ неповторима. Давайте рассмотрим творческие проекты, а вы их защитите и докажите их жизнеспособность. Давайте определим основные критерии оценивания вашей работы:

  1. Соответствие теме
  2. Соблюдение правил композиции
  3. Креативность и оригинальность творческого решения проекта
  4. Умение защитить проект.

Выставка, защита и анализ творческих проектов.

Ребята ответьте мне на вопросы:

  • Достигнута ли цель урока?
  • Довольны ли вы результатом работы?
  • Ваше участие в коллективной работе.
  • Понравился ли вам урок?
  • Какой вывод вы можете сделать?

Дизайн обложки книги - должен создавать образ. Обложка книги является побудителем желания у покупателя приобрести книгу, чтобы узнать суть ее содержимого. Обложка книги должна продавать ее, саму книгу, она является витриной, которая интригует человека, заинтересовывает, заставляет сделать конкретные действия. Поэтому, обложка книги должна иметь положительное восприятие, располагающее, заинтересовывающее, ну и конечно, она должна являться носителем той идеи, которая заключена в саму книгу слайды 30 – 31.