Творческая мастерская ценностных ориентаций "Счастье – это…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: актуализировать представления старшеклассников о смысле понятия “счастье”, стимулировать процесс самовоспитания, стремление сознательно строить свое поведение и свою жизнь, способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, развивать навыки рефлексии и позитивного мышления.

Оформление, оборудование и инвентарь: карта города Счастья, высказывания о счастье, мультимедиа – проектор, видеозапись интервью, шкатулка “мудрых мыслей”.

Ход проведения

I. Слово классного руководителя о теме классного часа и форме его проведения.

- Ребята, как вы думаете, что предполагает такая форма нашего общения, как творческая мастерская?

- Какое значение имеют слова: творческий, творить, мастерская? (Творческий – созидательный, самостоятельно создающий что-то, оригинальный. Творить – создавать, осуществлять. Мастерская – помещение, где что-то изготавливают сами, ручным способом.

- Как вы думаете, что мы можем создать? Для чего это нужно нам в жизни?

- Учащиеся самостоятельно формулируют цель мероприятия(определить, что для каждого означает слово СЧАСТЬЕ, выяснить, счастливы они на данном этапе жизни или нет, что нужно сделать, чтобы стать счастливым, и узнать, что думают о счастье великие люди).

II. Чтение учителем стихотворения “Я открою Вам необычный секрет”

Я открою Вам необычный секрет,
О котором известно всем детям,
Позабыли его мы с течение лет-
Счастье есть, нужно только заметить.
На минуту замри в суетливой толпе…
Ты услышишь дыхание счастья.
Средь зимы южный ветер напомнить тебе
О его удивительной власти.
Жди и верь, что оно не пропустит твой дом
В путешествии долгом по свету,
Осенит тебя радужным сильным крылом
И одарит счастливым билетом.
Легким бризом с зарей постучится в окно
И останется в нежности взглядов,
В самой первой улыбке ребенка и в том
В тихом свете души как награда.
Позабудешь – напомнит о даре небес
Юный пряный и ласковый ветер…
В мире множество всяких тайн и чудес.
Счастье есть – нужно только заметить!

III. Экскурсия по городу СЧАСТЬЕ.

- А есть ли такой город на карте мира? (В Украине)

Перед Вами карта города. Обратите внимание на достопримечательности, которые входят в программу нашей экскурсии: Центр научных исследований проблем счастья, музей истории города, телерадиокомпания, драматический театр, площадь, университет счастливых людей.

1) Наша первая остановка – Центр научных исследований проблем Счастья.

  • 2 учащихся (сотрудников Центра) представляют определения понятия “счастье” из различных источников, называют его отличительные особенности – “симптомы”.

Различные источники дают такие определения понятию Счастье:

1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью.

2. Счастье - это осознание внутренней удовлетворенности своим бытием, благосостоянием, удачей, полнотой обеспеченности и качеством жизни.

3. Счастье — это эмоциональное состояние (чувство), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.

4. Проблема счастья являлась центральной категорией античной этики. Первым проблему счастья исследовал Аристотель, который определил его как “деятельность души в полноте добродетели”. Добродетель определялась как то, что ведет к счастью.

Симптомы счастья.

1. Иллюзорное восприятие человеком внешнего мира (в сторону позитивного).

2. Ощущение психического и физического комфорта, довольство собой, переоценка своих умственных и физических способностей и возможностей.

3. Приливы тепла, энергии, силы, повышенной работоспособности, отсутствие усталости, восприятие легкого приятного головокружения.

4. Глаза сверкают от счастья, на лице - улыбка.

6 Повышается речевая активность в форме многословия, многоречивости, хвастливости, благодушия. Речь при этом четкая, громкая, несколько ускоренная.

  • Учитель (о результатах социологического исследования категории счастье):

А знаете ли вы, что категория счастья всегда была объектом исследования социологов многих стран? Был проведен опрос “Вы счастливы?” в 140 странах мира, в результате которого выяснилось, что страна с самым счастливым населением – Дания. На заданный вопрос люди за границей отвечали o/ кей? А в России - “ну так себе”, “могло быть и лучше”, “везде хорошо, где нас нет”. Многие россияне на вопрос “Что такое счастье?” ответили, что это радость, удача, удовольствие, много денег, наслаждение, жить так, как хочется, свобода, ничего не делать, счастье – это то, чего нет на самом деле, это миф.

- Вы согласны с таким определением?

2) Продолжаем экскурсию. Перед нами музей истории города Счастья.

1 уч-ся:

Когда-то давно в нас запрятали счастье,
В глубинках души поселили его,
А к счастью в придачу всем дали несчастья,
Чтоб встретившись с ним, осознали его.
Где спрятано счастье? - всё спорили люди,
Его отыскать не пытаясь уже.
Погрязли в несчастье, забыли о чуде,
А счастье спокойно таится в душе.

2 уч-ся:

В 4 веке до н.э. философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье”. Эту же мысль продолжил в 1 веке н.э. римский философ

Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастливым”. Английский писатель 1 века Бентам утверждал: “Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет ее другим”.

1 уч-ся:

А вот представители нашего поколения, начинающие поэты, сделали свой вывод:

Ведь счастье и есть – это лучик с рассветом,
Улыбки любимых, знакомых, друзей,
Снежинки пушистые кружатся в небе,
Ты ловишь их в руки – и счастлив уже.

  • Предлагаем исследовать эволюцию ваших представлений о счастье.

Учащиеся обсуждают свои представления о счастье: “Мои представления о счастье в детстве, в настоящее время, мысли о будущем счастье”. Работа в группах, представление опыта.

3) Телерадиокомпания “Счастье”

  • Интервью со взрослыми и детьми на тему “Что такое счастье?”.
  • Просмотр фрагмента из х/ф “Доживем до понедельника”.

4) Площадь Счастья. (Учащиеся читают стихи).

1. Я спросил вчера у листопада:
- Что для счастья в этой жизни надо?
Прошептали листья мне вдогонку:
- Не гонись за счастьем, как ребенок,
Не зови красивыми словами.
Мне ответил ветер легким свистом:
- Не ищи ты счастье в сердце мглистом,
Не войдет оно в ту дверь без стука,
За которой горечь и разлука.
Я спросил вчера у листопада:
- Счастье – это дар или награда?
Где искать? Каким мерилом мерить,
Чтобы в счастье, как в себя поверить?
Счастье, словно шелест под ногами.
Нет у счастья запаха и цвета.
Счастье там, где молодость и лето.
Я спросил у ветра, что гуляет,
Может, он о счастье что- то знает?
Отвечали звезды мне, сгорая:
- Счастье – не игрушка дорогая,
Не продашь его ты и не купишь,
Только душу бедную загубишь.
Не ходи за счастьем на край света,
В нас самих таится счастье где-то.

2. Все нужно пережить на этом свете!
Всё нужно испытать и оценить:
Несчастье, боль, измену, горе, сплетни-
Все нужно через сердце пропустить!
Но главное – во тьме безумной века,
Чтоб не случилось в жизни, устоять!
Быть чутким к горю, оставаться Человеком
И теплоту сердец не потерять!
И что-то в жизни этой бессердечной
Вам суждено исправить, изменить…
Во имя счастья, жизни бесконечной
Вам суждено спасать, добро творить!
И, может быть, когда-то вы поймете,
Сто для кого-то счастье принесли,
И со спокойной совестью вздохнете-

Вы не напрасно жизнь свою прошли!
Все нужно пережить на этом свете,
Все нужно испытать и оценить…
И лишь тогда, вставая на рассвете,
Вы сможете смеяться и любить.

3 уч-ся:

Что же такое счастье?
Одни говорят: “Это страсти:
Карты, вино, увлечения -
Все острые ощущения”.
Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это-
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье , по моему , просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

5) Следующий пункт нашей экскурсии – Драматический театр.

(Учащиеся импровизируют сказку о счастье).

6) Университет счастливых людей.

Учащимся предлагается одним словом дать определение, что нужно для того, чтобы стать счастливым и прикрепить на доску. (Во время выполнения задания звучит песня Витаса о счастье)

Учитель: Не гадайте, что такое счастье,
Просто сердцем чувствуйте его.
Не гадайте! Счастье рядом,
Только вот для каждого свое.

IV. Копилка “Мудрых мыслей”

(Учащиеся достают из копилки и собирают разрезанные высказывания, а в это время звучит песня в исполнении Колдуна.)

Кто входит в дом счастья через дверь удовольствия, тот необыкновенно выходит через дверь страданий. (Блез Паскаль)

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. (Дени Дидро)

Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души. (Дзержинский)

Веди себя так, как будто ты счастлив, и ты действительно будешь счастлив. (Дейл Карнеги)

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а чтобы всегда хотеть того, что ты делаешь. (Л.Н. Толстой)

Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одно и то же содержание. (М. Литвак)

Единственное счастье в жизни- это постоянное стремление вперед. (Э. Золя)

Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди. (М. Пришвин)

V. Мечты - пожелания учащихся о счастье

1. Мне хочется, чтоб жизнь над нами радугой цвела
И, улыбаясь, счастье приносила.
И как у ангелов, дала нам два крыла,
И мы летали, радуясь счастливо.

2. Мне хочется, чтоб счастье яркою звездой
Над нами всеми вечно воцарилась,
Чтоб маленький наш мир земной
Назвали все планетою счастливой.

3. Мне милей оставаться самою собой,
Удивляться успехам, справляться с бедой,
Провожая закат, знать, что снова рассвет,
От души напевать доброй песни куплет.

4. Я хочу рядом видеть родных, согревать их теплом,
Посидеть, помечтать просто так ни о чем,
Наслаждаться дыханьем природы родной
И напиться с ручья в зной воды ключевой.

5. Я хочу улыбаться, дышать и любить,
Поутру босиком по росе походить,
Видеть небо и солнце, цветы и траву,
Верить в то, что не зря на Земле я живу.

VI. Итог - пожелание классного руководителя.

  • Счастье многогранно. Это что- то возвышенное, это состояние души, “души прекрасные порывы”. Чем выше, чем чище наша душа, тем полнее ощущение счастья.
  • Чтение учителем стихотворения.

Для счастья вовсе не нужна причина,
Его не надо истово искать,
Оно внутри бездонно, безгранично
Не прекращает никогда звучать.
И выпей солнца первый луч до дна,
И вспомни, как всегда умеют дети
Мгновенья жизни проживать сполна.
Стань снова ты доверчивым ребенком,
Все чувствуй, замечай, запоминай
И радуйся, и восторгайся звонко.
И ярко, дерзко, в полный рост мечтай.
Для счастья вовсе не нужна причина.
Ты видишь, слышишь, любишь, ты живешь.
В тебе есть все, и даже на руинах
Ты город свой Счастливый возведешь.

VII. Рефлексия.

  • Всем учащимся и гостям предлагается продолжить фразу: “Сегодня я понял, что счастье – это…”, записать на листочках и прикрепить на доску.
  • Учащаяся вручает гостям “Мешочки с счастьем” и читает стихотворение:

Подставляйте ладони -
Я насыплю Вам счастья.
Есть источник бездонный
В дождь, грозу и ненастье.
Я насыплю Вам счастья,
Сколько Вы захотите.
Это все в нашей власти,
Ну берите, берите.
Вы скажите кому-то
Просто доброе слово,
Не лукавствуя мудро,
Это – счастья основа.
Отдавать счастье будем
Тем, кому пожелаем,
И, даря счастье людям,
Мы счастливыми станем!

  • Все говорят: “Мы счастливы!”.
  • Исполнение песни “Мы желаем счастья Вам”.