Программа элективного курса по русскому языку и литературе "Творческие работы разных жанров"

Разделы: Русский язык, Литература


Программа курса “Творческие работы разных жанров” предназначена для углубления знаний по русскому языку и литературе, развития навыков устной и письменной речи, логического мышления учащихся, что необходимо в освоении многих предметов школьного курса.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа способствует обучению анализу художественного текста (как прозаического, так и поэтического), его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

Данный элективный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Программа курса направлена на дальнейшее развитие у школьников информационно-методологической, культурно-исторической, социально-правовой компетенций. Курс связан с такими школьными дисциплинами, как история, обществознание, МХК.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на год обучения (35 часов) и может быть реализована на занятиях элективных курсов в 10-11-х классах общеобразовательной школы. Количество обучающихся в учебной группе - 15 человек.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку и литературе.

Цели.

  • Помочь учащимся обобщить знания по литературе.
  • Ознакомить учащихся с различными жанрами творческих работ.
  • Выработать навыки создания текстов различных жанров.
  • Продолжить подготовку к выпускным экзаменам.

Задачи.

  1. Углубить теоретические знания учащихся о сочинениях разных жанров.
  2. Совершенствовать умения и навыки логического построения работы, сохраняя основную мысль текста и его тематическое единство.
  3. Совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами.
  4. Формировать навыки создания текста нового для учащихся жанра (эссе).
  5. Подготовить учащихся к самостоятельной работе по созданию собственного текста творческой работы.

Краткое содержание и методы деятельности.

Содержание программы направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у обучающихся формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Программа предполагает освоение навыков построения текстов творческих работ различных жанров, совершенствование умения работать с текстом художественного произведения, повторение средств художественной выразительности и терминов как инструмента анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями и уместное использование их в творческой работе

Программа позволяет проявить индивидуальный творческий подход.

Основная форма образовательной работы с детьми в рамках программы – это лекции учителя с элементами беседы, практическая индивидуальная работа и работа в группах. Формы и методы работы на занятиях соответствуют возрасту и степени развития обучающихся.

Особенностью методики проведения занятий в объединении является соединение теоретической и практической частей. . Курс ориентирован на подготовку к заданиям С ЕГЭ по литературе и русскому языку.

Ведущие методы и формы обучения:

- метод использования слова (лекции и беседы), с его помощью раскрывается содержание литературных произведений, объясняются теоретические понятия, составляется алгоритм работы и др.;

- метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению;

- метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с созданием текста творческой работы и его отдельных элементов;

- коллективная разработка алгоритмов работы над созданием сочинений разных жанров;

- подготовка к творческим отчетам.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Общее количество часов по учебному плану: 35 часов, из них теория – 19 часов, практика – 16 часов.

Продолжительность занятий: 1 учебный час в неделю (по расписанию).

Формы подведения итогов:

- творческие отчеты;

- участие в районных и городских конкурсах творческих работ.

Учебно-тематический план.

Тема занятия Кол-во часов Форма проведения Образовательный продукт
1 Особенности написания сочинения на литературную тему.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста.

1 Лекция с элементами беседы. Конспект.
2 Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. 1 Лекция с элементами беседы. Конспект.
3-4 Классификация сочинений по проблематике, тематике, жанрам. 2 Лекция Конспект.
5 Выбор темы сочинения. 1 Лекция с элементами беседы. Конспект, подбор и анализ тем сочинений.
6 Вступительная часть сочинения. 1 Лекция с элементами беседы. Конспект.
7 Тренинг по написанию вступления. 1 Практическая работа. Алгоритм работы.
8 Как писать заключение.

 

1 Лекция с элементами беседы. Конспект.
9 Тренинг по написанию заключения. 1 Практическая работа . Алгоритм работы.
10 Сочинение-рассуждение (доказательство, опровержение). 1

 

Лекция с элементами беседы. Конспект.
11 Составление алгоритма работы над сочинением-рассуждением. 1 Практическая работа. Алгоритм работы.
12 Сочинение-характеристика героя. 1 Лекция с элементами беседы. Конспект.
13 Составление алгоритма работы над сочинением-характеристикой героя. 1 Практическая работа. Алгоритм работы.
14 Сочинение- сравнительная характеристика двух или нескольких героев. 1 Лекция с элементами беседы. Конспект.
15 Составление алгоритма работы над сочинением – сравнительной характеристикой двух или нескольких героев. 1 Практическая работа. Алгоритм работы.
16 Сочинение на свободную тему. 1 Лекция с элементами беседы. Конспект.
17 Составление алгоритма работы над сочинением на свободную тему. 1 Практическая работа . Алгоритм работы.
18 Стилистика сочинения. Редакторская правка. 1 Практическая работа.

Выполнение редакторской правки.

Исправленный вариант работы.
  Сочинение-рассуждение по заданной проблеме. (подготовка

к выполнению задания “С” ЕГЭ).

     
19-20 Анализ авторского текста: цель, основная мысль, тема, логика её развития, поставленная проблема. 2 Лекция и работа с текстом. Конспект.
21 Анализ авторского текста: цель, основная мысль, тема, логика её развития, поставленная проблема. 1 Практическая работа. Текст работы.
22 Рассмотрение средств речевого воздействия на читателя: композиция, ИВС. 2 Лекция с элементами беседы. Конспект.
23 Практическая работа по определению ИВС в художественном тексте. 1 Практическая работа. Выполненная работа.
24-25 Понятие о эссе. Особенности жанра. Определение личностной позиции автора эссе (авторская цель, целостная эмоциональная оценка текста и т.д.). 2 Лекция с элементами беседы.

Работа в группах.

Конспект.
26-27 Выбор композиции и ИВС для создания эссе. 1 Практическая работа. Текст творческой работы.
28 Привлечение аргументов из литературных произведений для доказательства своей позиции. 1 Лекция с элементами беседы. Конспект.
29 Привлечение аргументов из литературных произведений для доказательства своей позиции. 1 Практическая работа. Текст творческой работы.
30 Выбор аргументов из жизненного опыта для доказательства своей позиции 1 Лекция с элементами беседы. Конспект.
31 Выбор аргументов из жизненного опыта для доказательства своей позиции 1 Практическая работа. Текст творческой работы.
32-33 Проверочная работа после обучения написанию эссе. 2 Практическая работа . Сочинение-рассуждение в жанре эссе по предложенному тексту.
34-35 Презентация учащимися творческих работ, созданных за время прохождения курса. 2 Презентация. Сборник или выставка лучших работ.

Содержание программы

Особенности написания сочинения на литературную тему.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

Знакомство с многообразием жанров сочинений. Проблематика. Тематика. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

Сочинение-характеристика нескольких произведений одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.

Сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера. Стилистика сочинения. Анализ текста работы и его редактирование.

Сочинение-рассуждение по заданной проблеме(подготовка к выполнению задания “С” ЕГЭ).

Повторение особенностей публицистического стиля. Работа с авторским текстом: определение темы, основной мысли, логики её развития, определение поставленной автором проблемы.

Определение личностной позиции автора текста (авторская цель, целостная эмоциональная оценка текста и т.д.).

Составление логической схемы текста будущего сочинения-рассуждения.

Выбор аргументов из литературных произведений для доказательства своей позиции.

Выбор аргументов из жизненного опыта для доказательства своей позиции.

Рассмотрение средств речевого воздействия на читателя: композиция, ИВС.

Виды деятельности учащихся:

  • редактирование текста;
  • создание текста по образцу;
  • создание вступления и заключения к сочинению;
  • анализ предложенного художественного и публицистического текста;
  • составление устных и письменных высказываний по определённой проблеме;
  • конспектирование, составление тезисов;
  • работа с научной и публицистической литературой;
  • составление схем, алгоритмов.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате реализации данного элективного курса учащийся

должен знать:

– как строится сочинение;

– виды вступлений и заключений;

– основные жанры сочинений;

– основы анализа поэтического текста;

– основы анализа прозаического текста;

– виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, в содержании) и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение на заданную тему;

– писать сочинения различных жанров;

– выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

Литература

  1. Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Письменный экзамен по русскому языку. Изложение. Сочинение. Диктант. – М., 2003.
  2. Долинина Т.А. Сочинение на литературную тему: схемы, алгоритмы, классификации (материалы для учителя-словесника) – Екатеринбург, ИРРО, 2004.
  3. Долинина Т.А. Готовимся к Единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: ООО “Русское слово – учебник”, 2011.
  4. Егорова А.А. Как написать сочинение на “5” - Ростов-на-Дону, 2001.
  5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. - М.: Дрофа, 2002.
  6. Коган И.И, Козловская Н.В., Митюшина И.В и др. Искусство написания сочинений. Пособие для поступающих в вузы. – СПб, 2000.
  7. Лимонад Т.В. С сочинением на “ты”: пособие для старших школьников и абитуриентов. – М.: Школьная Пресса, 2002.