Состав слова. Повторение изученного

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить полученные знания о составе слова;
  • развивать умение образовывать новые слова с данными приставками, суффиксами;
  • закреплять умение находить в слове приставку, корень, суффикс, окончание, подбирать однокоренные слова;
  • формировать коммуникативные учебные умения через работу в группе;
  • развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль;
  • развивать личностные качества обучающихся, учить терпению, взаимопомощи, формировать положительный настрой на учебу, вырабатывать навыки грамотного и красивого письма.

Методы работы: наглядные, объяснительно-иллюстративные, словесные, практические.

Средства обучения: компьютер, презентация, интерактивная доска, “Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]; под ред. С.В.Иванова. –М. Вентана – Граф, 2013 г.. (Начальная школа ХХI века).

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой. Повторяем за мной.

Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать! (Слайд 2). Презентация

II. Минутка чистописания (слайд 3).

Запись на доске: по, за, ок, онок, а, про, у, ек, а, ик, ое, пере.

Прочитайте. Что вы можете сказать об этой записи?

Запишите эти части слова, 1 группа - приставки, 2 группа - суффиксы, 3 группа - окончание.

Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Определите тему сегодняшнего урока. Что мы будем повторять?

Какие задания мы будем выполнять?

III. Повторение и закрепление пройденного.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка. Путешествовать будем на поезде “Состав слова” по станциям, которые сейчас вспомним.

Сначала нужно сформировать состав поезда. (Дети собирают состав поезда, используя модули конструктора).

1 группа формирует состав поезда так ,как стоят все части слова по порядку (приставка, корень, суффикс, окончание).

2 группа формирует состав поезда так, как ведётся разбор слова по составу (окончание, корень, приставка, суффикс).

3 группа формирует состав поезда так, вначале самая главная часть в слове, а затем все остальные части слова по порядку. (Корень, приставка, суффикс, окончание).

- Итак, в путь! Наш поезд отправляется и быстро набирает ход. Весело застучали по рельсам его вагоны. А чтобы в дороге не было скучно, каждая группа получает задание, которое надо выполнить по дороге до первой остановки.

Каждая группа получает задание на карточке.

1 группа. Рассказать, что такое корень слова, однокоренные слова, окончание, подобрать однокоренные слова с корнем -ход-.

2 группа. Рассказать, что такое приставка, для чего она служит, образовать новые слова с корнем – ход-, используя разные приставки.

3 группа. Рассказать, что такое суффикс, окончание. Образовать новые слова с корнем – ход-.

1. Станция 1. Корень (слайд 4).

- Первая остановка. Она называется Корень.

а) Ребята 1 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (Подобрали слова ходит, ходовой, выход, переход и др.)

б) Придумайте однокоренные слова с данными корнями цвет, сад, ход (слайд 5).

в) Нарисуй словесный цветок с корнем дом (слайд 6).

- Продолжаем наше путешествие дальше. (Звучит музыка песенки “Голубой вагон”).

2. Станция 2. Приставка (слайд 7).

а) Ребята 2 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (Зачитывают новые слова: подход, приход заход, переход, выход, поход, обход).

б) Образовать слова используя приставки. (Слайд 8)

- Задания выполнили правильно. Едем дальше. (Звучит музыка песенки “Голубой вагон”).

Физминутка. (Слайд 9)

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в слове приставки нет, ученики приседают.

Сад

Посадка

Пересадка

Писал

Написал

Переписал

Вёз

Вывез

Навёз

3. Станция 3. Суффикс (слайд 10).

а) Ребята 2 группы озвучивают свое задание другим, идет коллективная проверка выполненного. (Формы слова: ход ходики, хода, ходу, ходом, о ходе).

б) Вставить пропущенные буквы кузнеч_к, ореш_к, арбуз_к, волч_нок, медвеж_нок, лисён_к. (Объяснить правописание суффиксов) (слайд 11).

в) Образовать новые слова используя корень и приставки (слайд 12).

- Продолжаем наше путешествие дальше. (Звучит музыка песенки “Голубой вагон”).

4. Станция 4. Окончание (слайд 13).

а) Ребята 1 и 3 группы рассказывают об окончании (формы слова: ход, хода, ходу, ходом, о ходе).

б) Выписать родственные слова, выделить окончание (слайд 14).

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник - пирог с рыбой.

IV. Графический диктант (слайд 15).

Изменяемая часть слова это-

Неизменяемая часть слова это-

Разделительный твёрдый знак пишется после-

В слове переходы – ход - является ……., а –ы – это….

(Выполняют на интерактивной доске).

V. Итог урока. (слайд 16)

Какие части слова мы изучили?

Какая часть слова выполняет одинаковую функцию?

Какая часть слова самая главная?

VI. Рефлексия (слайд 17).

Выставление оценок обучающимся за работу на уроке. (Слайд 18, 19).

11.03.2015